Основы народной культуры в понимании дошкольником своего "Я" как части целостного мира (из опыта работы)


Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка,   формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуры мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения .Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность.

Жизнь детей теснейшим образом связана с Жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети дошкольного возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, "словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами". B детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Русский фольклор вкладывает в сознание (душу) ребёнка национальное мировоззрение через те образы, в которых народ видит себя и свою судьбу, глядя в прошлое и подготавливая будущее. В фольклоре народ сохранил самое ценное, выражает свой взгляд на окружающий мир, отражает юмор, выражает свои горечи и печали, свою мудрость. Народная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания. В ней ведущими являются идея самореализующейся личности, умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в  детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок  станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности  и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым  человеком.

Цель нашей работы - воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры, научить ребенка осознанно относиться к своим  чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать  становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами  средствами устного народного творчества.

Задачи:

  • побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
  • приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
  • способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
  • способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
  • показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
  • знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
  • сформировать чувство национального достоинства;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;

Ожидаемые результаты:

  • формирование адекватной самооценки; снижение тревожности
  • формирование чувств национального достоинства;
  • разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;
  • формирование умения разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты;
  • повышение родительской компетенции.

Основой специально созданной развивающей среды является оборудованная в виде уголка “русская изба” (мини – музей “Русская горница”), где мы разместили предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, этнографические костюмы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, помимо настоящих вещей в “избу” были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это должно детям помочь понять, что они – часть великого русского народа. Приложение 1

Все эти старинные предметы пробуждают любопытство и желание узнать: что это? У детей возникает множество вопросов:

- для чего он нужен;

- как с ними играть, действовать;

- из чего он сделан:

- из каких частей состоит и т.д..

С этого начинается знакомство с русской культурой. Мы говорим с детьми об истории предмета, его назначении, как им пользовались на Руси (одновременно подбираем аналоги старинным предметам). Обогащение словарного запаса детей происходит с помощью проведения игр с экспонатами музея: выбери любой приглянувшийся экспонат и рассмотри его, подумай на что он похож, попытайся представить, чем раньше был этот экспонат и где он находился, определить. Какой у него характер, какое настроение у него в данный момент, сочини и расскажи небольшую историю о данном экспонате.

Работа с детьми проводится как на специально организованных занятиях (используется как часть занятия по всем видам деятельности), так в течение всего дня. (Раскрывая перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа, мы стараемся вызвать не только интерес к культурному наследию нашей страны, но и развить активность, любознательность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал каждого.)

Интегрированные занятия проводятся в группе – воспитателем совместно с логопедом, педагогом- психологом, музыкальным руководителем. Приложение 2

Педагог - психолог:

  • Организует физминутки и динамические паузы на основе потешек и прибауток
  • Занимается развитием общей и мелкой моторики
  • Развитием мышления, внимания, речи, используя произведения русского народного фольклора
  • Проводит занятия на развитие эмоционально - волевой сферы

Педагог - психолог использует:

  • игровые приемы
  • обыгрывание песен, стихов, загадок; используются театры бибабо, пальчиковый театр, настольный театр.
  • сюрпризный момент;
  • речевые игры;
  • оживление персонажей.

Эти приемы помогают активизировать внимание детей, интерес, желание слушать, смотреть и повторять. В фольклорных “мелочах” заложено игровое начало; многие потешки сопровождаются движениями детей, подвижными играми. В двигательной деятельности фольклор используется для развития эмоциональной сферы, для развития активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. Учит управлять своим телом, начинает осознавать свои силы, растет его вера в них. Это формирует чувство уверенности в себе.

В игровой деятельности устное народное творчество используется, чтобы раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, преобразовывать ее и себя. Обеспечивать эмоционально – психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.

Особое место в языковом восприятии занимаю волшебные сказки. С их помощью дети глубже проникают и понимают образность и богатство русского языка. Читая сказки - дети изображают персонажей в действии: варят кашу в чугунке, пользуются ухватом, носят воду на коромысле, как это делали в старину. Необычные поначалу предметы при использовании в игре, доставляет детям большую радость. Вы бы видели, как радуются дети каждой новой сказке. “Ни дня без сказки и сказочного волшебства” - наш девиз.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,  сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны “ уникальные  традиции и опыт творчества”. Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. Сказка позволяет ребенку да и взрослому  пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу  себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только  глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку  ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Традиционным итогом работы специалистов с детьми являются праздники, досуги и театрализованные представления. Где дети используют весь изученный и накопленный опыт в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями. Именно здесь видна связь специалистов друг с другом и с родителями и результативность проведенной работы. Вместе с родителями, детьми и педагогами мы проводим: “В гостях у мастеров” ,театрализованные игры и игры - драматизации , “В музее народной игрушки” , “Посиделки” . В организации и проведении тематических мероприятий родители детей принимают самое активное участие (подбирали материалы, изготавливали костюмы и атрибуты старинного быта, совместно с детьми мастерили старинные куклы в домашних условиях по заданию воспитателя) приложение 3.

Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Литература

  1. Г.В.Лунина “Воспитание детей на традициях русской культуры”.
  2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия “Народная культура как целостное мировоззрение”. – Белые альвы, 2005.
  3. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
  5. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  7. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
  9. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
  10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004.
  11. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи
Роль папы в развитии речи ребенка
Развитие голоса у дошкольников с нарушением речи
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению
Конспект комплексного, комбинированного занятия с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. Тема: "Ходит осень по дорожкам". Звук [о], буква "О"
| основы | скачать основу | народной | народные средства | культуры | физическая культура | понимании | понимание людей | дошкольником | своего | Как | части | 2 часть | целостного | миро | мирой | опыта | работа без опыта работы | вакансии работа | детский | детский сад | Страничка логопеда | Основы народной культуры в понимании дошкольником своего Я как части целостного мира из опыта работы Детский сад
Развиваем речь детей (игры)
Итоговое фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Кругосветное путешествие по стране Златоустии"
Занятие в подготовительной группе для детей с ФФН "Звуки [б, б'], буква Б, б"
Информационно-практико-ориентированный проект "Моя семья"
Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития