Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации


В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию. Сегодня ситуация в корне меняется. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений между семьёй и дошкольным учреждением. Их новизна определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Ежегодно в стенах нашего учреждения проводится ставший уже традиционным праздник для малышей с родителями "Здравствуй, детский сад!", где родители являются и организаторами, и активными участниками.

На современном этапе развития российского общества заметно возрастает статус семьи. В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации.

В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников.

Коллектив МДОУ № 61 “Теремок” г. Йошкар-Ола строит свою работу с родителями на основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в центре которой содержится идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные учреждения) призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность. [2]

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей. Сегодня ситуация в корне меняется. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений между семьёй и дошкольным учреждением. Их новизна определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”. [1]

Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместный деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Взаимодействие педагогов детского сада № 61 “Теремок” г. Йошкар-Ола с родителями на основе сотрудничества начинается с момента первой встречи, в рамках психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей к условиям детского сада. Уже третий год подряд в стенах нашего учреждения проводится праздник для малышей с родителями [3] “Здравствуй, детский сад!” <Приложение 1>,<Приложение 2>, где родители являются не только организаторами, но и активными участниками этого мероприятия.<Рисунок 1>

Праздник проводится в начале адаптационного периода в сентябре-месяце, обычно во второй половине дня. Его продолжительность не более 20 минут. Все дети приглашаются на праздник с родителями, даже те, которые уже начали посещать детский сад.<Рисунок 2>

Конечно, чтобы праздник получился удачным и принёс радость и детям, и взрослым, проводится предварительная работа. Она начинается с проведения беседы с родителями об особенностях психо-эмоционального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, обращается внимание родителей на то, как важно маленькому человеку в незнакомых условиях иметь поддержку близкого.

Позднее родителей приглашают на репетицию, где они знакомятся с репертуаром праздника. На данном этапе задача педагогов и психолога – убедить родителей, что они являются первыми помощниками своим детям. Поэтому от того, на сколько серьёзно и активно будут настроены родители, зависит успех праздника.

Завершается торжество чаепитием, где происходит более тесное знакомство детей и родителей с педагогами и между собой.

Важно отметить, что проведение праздников для малышей с родителями – это замечательный способ избежать слёз и на других детских мероприятиях: новогодний утренник, праздник, посвящённый Дню 8 Марта и другие.

Опыт работы показывает, что положительный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком.

Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и других).

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Список литературы.

  1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  2. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. Приложение к журналу “Управление ДОУ”.- М.: Творческий центр СФЕРА, 2005.
  3. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки.- Псков, 1997.

Приложение 3




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Особенности решения проблемы преемственности в системе непрерывного образования ДОУ — школа в рамках проекта "Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрывание гуманистической природы человека"
Интегрированный подход для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Реализация прав ребенка на здоровье в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Гиперактивность и причины ее возникновения у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры
Опытно-экспериментальная площадка ДОУ как источник развития профессионального мастерства педагогических кадров
| особенности | особенности развития | взаимодействия | взаимодействие органов | дошкольного | дошкольный возраст | образовательного | образовательные учреждения | семьями | молодая семья | воспитанников | воспитанники детских домов | период | ледников период | адаптации | адаптация детей | детский | детский сад | Страничка психолога | Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации Детский сад
Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Влияние детского экспериментирования на становление социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по теме "Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей"
Программа по созданию предметно-развивающей среды территории ДОУ "Счастливое детство"
Новая жизнь старых игр
Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет "Не бойся, я с тобой!"