Открытое занятие по ознакомлению с родным краем на тему "Город Верный на экранах «Волшебного телевизора»" (с использованием методов и элементов ТРИЗ)


Целью данного занятия было расширить и систематизировать знания о родном городе в прошлом и настоящем. Использовать методы и элементы ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром и в развитии речи детей. Развивать диалогическую и монологическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения. Выделить характерные и существенные признаки достопримечательностей родного города.

Программное содержание:

Расширить и систематизировать знания о родном городе в прошлом и настоящем. Учить выявлять и разрешать проблемные ситуации. Использовать методы и элементы ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром и в развитии речи детей. Развивать диалогическую и монологическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения. Выделять характерные и существенные признаки достопримечательностей родного города. Обогащать активный словарь. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Предварительная работа:

Знакомство с достопримечательностями г. Алматы на интегрированном занятии “Алматы – мой любимый городи в дидактической игре: “Гости Алматы”, просмотр видеофильма “Путешествие по Алматы”.

Беседы о символике Казахстана, о памятниках в нашем городе, о творчестве Абая, Джамбула, о зодчестве, о культурных центрах Алматы, о традициях и обрядах казахского народа.

Проведение бесед на темы: “Моя Родина – Казахстан”, “Мы живем в суверенном государстве Казахстан”, “Алматы трудится”, “Мы культурно отдыхаем”, “Жильё разных времен и народов, Юрта”, “Великий Шёлковый путь – Жибек-Жолы”.

Знакомство с картой Казахстана и г. Алматы. Чтение книг из серии “Сен бiлесi?бе?”: “Республика Казахстан”, “Столица Казахстана”, “Даты Казахстана”, “Казахские ханы”, “Казахские Бии”, “Герои казахского эпоса”, “Казахская национальная одежда”, “Юрта”, “Великий Шёлковый путь” и др.

Чтение и разучивание стихов казахских авторов, пословиц, поговорок, Чтение казахских народных сказок и обсуждение их.

Использование методов и элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим и в развитии речи детей.

 Методические приёмы: беседа, вопросы, указания, поощрение, объяснение, анализ. Работа с системным оператором, работа с картой, игровые приёмы, сюрпризный момент.

 Словарная работа: Моя Родина – Отаным, город – ?ала, герб – елта?ба, флаг – ту, гимн – ?н?ран, юрта – киіз ?й, шанырак.

Укрепление Верное. Казармы, бойницы, ров. Семиречье. Кочевые племена.

Оборудование: Иллюстрации с изображением г.Алматы и г.Верного. Карта Казахстана. Системный оператор “Волшебный телевизор”. Панорама “Река-истории”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? Правильно, здоровья!

Дети: “Здравствуйте!”.

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем наших гостей на казахском языке: “С?лемет сіз дерме или Дендері? сау болсын – Будьте здоровы!”

Дети: “С?лемет сіз дерме. Дендері? сау болсын.”

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, какие у вас добрые, красивые лица, улыбнитесь друг другу. Колокольчик зовёт вас на занятие (звенит колокольчик, дети расходятся на свои места).

II. Разминка.

 Дидактическая игра: “Наш дом - природа” (проследи закономерности).

- Ребята, ваша задача сравнить и найти взаимосвязь природы и окружающей среды.

Вопросы:

  1. От чего в нашем доме светло? (От лампы)
  2. А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце)
  3. Солнце – это природа, а лампа?
  4. Солнце не только светит, но и греет. С чем можно сравнить солнце в доме? (С домашним обогревателем, плитой, батареей отопления)
  5. В природе идет дождь, а в нашем доме?
  6. В природе ветер, а в доме? (Вентилятор)
  7. В доме есть пол, а в природе?
  8. На полу у нас лежит ковер, а на земле?
  9. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в природе? (Горы и деревья)
  10. В природе выпадает снег, накапливается на высоких горах, а в доме? (Человек научился “делать” снег в холодильнике)
  11. В природе дикие животные, а в доме? (Домашние)
  12. В природе растут дикорастущие растения, а в доме?

Подумайте: Что произойдет если не будет воздуха? Воды? Солнца?

Вывод: Вся природа – это растения, животные, горы, реки, воздух, земля – почва. Значит, наш дом – вся Земля. Человек должен бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать её законы.

III. Перед детьми вывешивается “Системный оператор” (9 экранный “Волшебный телевизор”).

Сегодня мы с вами с помощью нашего “Волшебного телевизора” совершим экскурсию по нашему городу и постараемся заглянуть в его прошлое и настоящее.

Чтобы открыть первый экран нужно разгадать кроссворд и прочитать слово сверху вниз.

Вопросы:

  1. Как называется материал, который идет на покрытие юрты?
  2. Стены юрты?
  3. Что за животное изображено на гербе нашего города?
  4. Главная торжественная песня нашего государства?
  5. Купол юрты?
  6. Как называется пастбище в горах?

О чём вам говорит это слово? (Так назывался наш город раньше)

Коллективный рассказ детей о Верном. Что, вы, можете рассказать о городе Верном?

Город Верный являлся крупным торговым центром. Через него проходил Великий Шелковый путь. В Верном было несколько крупных базаров. В базарные дни в Верный приезжали купцы и другие торговые люди из разных стран и городов. На верблюдах, лошадях и волах сюда доставляли товары: ткани, посуду, керосин, спички, сахар, а увозили яблоки, шерсть, кожу.

Дома в городе были преимущественно деревянные, невысокие. Воду вернинцы брали из арыков и колодцев.

Однажды в городе Верный произошло сильное землетрясение и город почти весь был разрушен. Город отстроили заново, но через 13 лет произошло ещё очень сильное землятресение, которое принесло опять много разрушений. Город вновь отстраивался, благоустраивался, появились кирпичные более высокие здания, сейсмостойкие. Улицы делали широкими, прямыми, такие как Абая, Сейфулина. Открываем 1 экран.

Если бы мы оказадись в то время в Верном, какие красивые постройки мы бы увидели? (Кафедральный собор – одно из красивейших сооружений, построенный из древесины Тянь-Шанской ели без единого гвоздя, который выдержал землятресения. Дом губернатора, дом тканей, дом военного собрания, детский приют)

 - Кто автор этих построек? (Архитектором многих из этих построек был Зенков)

Какие фабрики и культурные центры работали в Верном? (Табачная и суконная фабрики, мельница, типография, аптека, больница, первые гимназии: мужская и женская, где отдельно учились девочки и мальчики; училища, где обучались разным ремеслам, лесная школа; открылись городская библиотека, театр, появился первый автомобиль)

Ребята, при всех трудностях строительства, город Верный был хорошо озеленён. Чья была в этом заслуга? (Эдуард О. Баум был главным лесничим и садоводом. Он 50 лет своей жизни посвятил озеленению городов и сел Семиречья, и особенно города Верного. По его инициативе была заложена роща, ныне она носит его имя. По его приказу жителям Верного выдавались бесплатно саженцы разных деревьев. А первый губернатор генерал Колпаковский за каждое посаженное дерево платил горожанам по гривеннику, а тех, кто не высаживал деревья или губил их, публично наказывали плетьми)

С помощью ваших ответов мы открываем 2 экран.

Дети, ответьте на вопрос: “В какой стране находился город Верный?” (Ответы детей)

- Да, в Казахстане. Открываем 3 экран. (Карта Казахстана). Работа с картой.

Вот так выглядела карта Казахстана в то время.

  1. Много ли городов было в Казахстане?
  2. На этой карте изображен город Верный, а сейчас это что? (Город Алматы)
  3. Ребята, а что это за полосочки на карте, которые проходят через весь Казахстан, как вы думаете?

БЕСЕДА

- Что такое Шёлковый путь – Жибек-Жолы?

По земле Казахстана проходил торговый Великий Шелковый путь – Жибек-Жолы. В разных странах были свои богатства. У кого-то драгоценные камни и золото, у других – табуны лучших скакунов, отары овец, у третьих – ценные меха, ковры, соль, продукты питания, оружие и украшения. Много было разных торговых путей, но Жибек-Жолы был самым богатым и длинным.

- Как люди путешествовали в то время и на чём перевозили товары?

Давным-давно, когда ещё не было самолётов, поездов, машин в Казахстане люди путешествовали на лошадях и верблюдах. Люди грузили свои богатства на лошадей и верблюдов и отправлялись караваном в другие города и страны, чтобы продать или обменять свои товары на другие.

- Почему его называли шёлковым?

А шелковым его назвали потому что, по этому пути из Китая перевозили много шёлка – очень ценную и красивую ткань.

Ребёнок. читает стихотворение Т. Кулиновой:

Торговый караван я вижу
И к нашим землям он все ближе
Верблюдов тысяча идет,
Богатства караван ведет.
Одежда, посуда, меха, скакуны,
Коржуны золотом, медью полны.
Ярмарка шумит с утра –
Тут и бархат и шелка
Серебро, лисий мех
Здесь добро есть для всех.

- Ребята, как вы думаете, что было на месте г.Верного раньше? (Открываем 4 экран)

Рассказ детей (с показом иллюстраций).

- Давным-давно, более 150 лет назад, на месте нашего города была степь и протекали две горные реки Малая и Большая Алматинки.

У подножия гор Заилийского Алатау (Пестрые горы) жили казахи. Они жили в юртах, пасли скот, выращивали хлеб. Но им не давали спокойно жить разбойники, которые нападали на аулы, разоряли жилища, уводили в плен детей и женщин, захватывали лучшие пастбища, отбирали скот.

Казахи обратились к правительству России защитить их. Русский царь прислал солдат, которые начали строить военное укрепление совместно с жителями соседних аулов. Целый год возводилось укрепление. Назвали его Верное.

- Как выглядело укрепление Верное? (Открываем 5 экран)

Рассказ детей.

(Крепость была окружена рвом за которым возвышался вал с кирпичной стеной. Стена имела форму пятиугольника с бойницами. На территории крепости были построены казармы и солдаты охраняли жителей. Жители жили вначале в юртах и бревенчатых избах, потом постепенно началось строительство глиняных (саманных), деревянных и каменных домов)

Ребята, мы поговорили об укреплении Верное и о городе Верном. Это маленькая часть большой страны. Я вам сейчас расскажу каким был Казахстан в то время.

 Открывается 6 экран с иллюстрациями.

Казахстан был сельско-хозяйственной страной, где не было промышленности. Издавна одни казахи разводили баранов, коз, лошадей и верблюдов. Они кочевали по степям, перегоняли скот с одного пастбища на другое, жили в юртах кочевыми аулами. (Вопрос к детям: Как назывался такой образ жизни? (Кочевой))

Другие - занимались земледелием: выращивали пшеницу, ячмень и просо, и обеспечивали хлебом себя и кочевников. А еще казахи занимались разными ремеслами. Они выделывали кожу , войлок, изготовливали различные бытовые изделия: одежду, обувь, седла, посуду, сумки, ковры, украшения, занимались торговлей (обратить внимание детей на карту - торговый путь Жибек-Жолы соединял Казахстан с разными странами). В то время в Казахстане не было школ, больниц, большинство людей были неграмотными, учиться могли только богатые люди, образованных людей было очень мало.

Казахам приходилось часто воевать, защищать свои земли от разбойничьих набегов из других стран.

Ребёнок читает стихотворение “Мой край” К. Идрисова.

 Мой край. К. Идрисов.

Казахстан – это край и отар, и пшеницы.
Край и степи, и горы вместивший в границы.
Край заоблачных пиков, джайляу широких.
Неуёмных и пенистых речек потоки.
Край батыров, героев порывистых край.
Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.

Физминутка.

Молодцы, ребята. А теперь, давайте с вами немного отдохнём и поиграем в игру “Маленькие человечки”. (Изобразите: горы, реки, облака, озеро с берегом, сосульку, уголь, газ, нефть, лужу).

- Как же теперь называется наш город? (Алматы)

Наш город имел много имен, но чаще всего в его названии присутствовало слово алма – яблоко. Есть красивая сказка о том, как небольшое поселение на берегу горной речушки получило название яблоневое – Алматы.

- Кто может рассказать эту сказку? (Рассказ одного ребёнка)

“Давным-давно жил один бедняк по имени Бекболат. У него родился сын. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он сильно заболел и стал умирать. Никто не мог вылечить сына. Однажды Бекболат услышал о священном дереве – “Аулие агаш”, которое росло высоко-высоко в горах, где не ступала человеческая нога. И вот Бекболат отправился в путь, взяв с собой горсть родной земли. Путь был очень трудным. На каждом шагу ожидала его опасность. Но горсть родной земли его поддерживала и давала ему силы. И он дошел до “Аулие агаш”, рассказал о своём горе. “Ауиле агаш” сжалилось над ним и опустило свои ветви, чтобы Бекболат собрал почки для приготовления напитка жизни, благодоря чему его сын выздоровел. В благодарность этому Бекболат вместе с сыном посадили очень много яблоневых деревьев.

Потом здесь построили город-сад и назвали его Алматы – яблочное место. Открываем 7 экран.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения.

 Южная столица. Н. Проценко.

Мне всё знакомо и всё близко здесь,
Зелёный парк, его цветы.
Моя ты Южная столица –
Любимый город Алматы.

Мой город южный, город яблок,
И светлых улиц суета.
Домбры напевы распевая,
Цветёт мой город Алмата.

И кружится в огнях Медеу,
Среди равнин и снежных гор.
Пъянят казахские напевы,
И сочный яблочный апорт.
И переплёт эфирных линий,

Проспект Абая, клумбы роз.
Вечнозелёные вершины,
Тянь-Шанских елей и берёз.

Ребята, давайте дадим определение нашему городу, используя морфологический анализ. “Какой он?”

Г – гордый, героический

О – обворожительный, отличный

Р – родной, радостный

О – образцовый, огромный

Д – добрый, деловой, дружный, душевный.

- Вот ребята, какой у нас получился наш город Алматы.

А теперь давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”, вам надо назвать, по очереди, что в нашем городе “хорошо” и что “плохо”.

Например, “хорошо”: красивый, зелёный, много фонтанов, много цветов, чистый, богатый, появились новые улицы, бульвары, в городе чистый воздух, прекрасные современные застройки, город становится более современным, он растёт, развивается.

“Плохо”: много старых зданий, в городе погибают старые деревья, фонтаны редко работают, в городе много мусора, который своевременно не вывозят, на окраинах город грязный, есть бомжи и бедные люди, большие пробки по городу (трудно проехать), в городе много машин, воздух загазован, много автозаправок.

Чтобы открыть 8 экран, мы должны рассказать о достопримечательностях нашего города. (Мозговой штурм: Какие достопримечательности нашего города вы знаете?)

  1. Памятник Независимости, находящийся в центре площади Республики.
  2. Гостиница Казахстан – на проспекте Достык.
  3. Центральный музей Республики Казахстан.
  4. Республиканский Дворец Школьников.
  5. Памятник Абаю, великому казахскому поэту-просветителю
  6. Дворец Республики.
  7. Казахский театр Драмы имени М.Ауэзова (театр оперы и балета имени Абая, ТЮЗ, русский драматический театр имени Лермонтова, Уйгурский, Корейский театры).
  8. Мемориал Славы, расположенный в парке им. 28 гвардейцев панфиловцев.
  9. Спортивный комплекс “Медео”.
  10. Парки.
  11. Зоопарк.
  12. Цирк.

Открываем 8 экран.

- В какой республике находится наш город? (Правильно, в Республике Казахстан)

- Что вы можете рассказать о нашей Республике? Какая она? Чем знаменита? Открываем 9 экран.

Рассказы детей.

Республика Казахстан большая, красивая, она имеет свой флаг - ту, герб – елтанба, гимн – энуран. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Столица Казахстана – Астана. В ней живут люди разных национальностей: казахи, русские, немцы, корейцы, уйгуры, татары, украинцы и др. Коренные жители – казахи. Они имеют свой язык, свои традиции, обряды. На территории Казахстана много лесов, степей , пустынь, рек, озёр, морей. Наш Казахстан богат полезными ископаемыми. У нас добывают уголь, нефть, медь, руду. У нас выращивают хлеб, хлопок. Животноводы разводят скот, народные умельцы делают красивые вещи из глины, кожи, дерева. В Казахстане много больших гордов: Астана, Алматы, Караганда, Шымкент, Тараз и др. С космодрома Байконур запускают в космос ракеты. Наши космонавты Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев. Казахстан граничит с республиками Россия, Кыргызстан, Узбекист, а также с Китаем.

Чтение ребёнком стихотворения “Родина” Дж. Джабаева.

Родина. Джамбул Джабаев

Среди всех народов,
Среди разных стран.
Люблю больше всех я
Родной Казахстан!
И горы его, и реки его,
И яркое, жаркое солнце его.
В бескрайних степях перелив ковыля,
Богатые рыбой и солью моря,
Наш край казахстанский
Широк и богат.
Есть золото, уголь, свинец.
Есть у нас заветный клад –
Богатство людских сердец.

- Казахстан – это наша Родина. Родина – самое прекрасное на свете. У каждого человека есть своя Родина, он любит то место, где родился и живёт. Без Родины и без своего народа человек не может жить.

- Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Ответы детей)

  1. Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя.
  2. И лук сладок, как мёд, если на родине растёт.
  3. Человек без родины своей, что без леса одинокий соловей.
  4. В родном краю и воздух исцеляет.
  5. Родину предать – заживо себя закопать.
  6. Хороший джигит землю объедет, и потом все равно на родину приедет.

А теперь я хочу, чтобы в заключении мы взялись за руки и показали какие мы сплочённые, дружные, добрые и подарили нашему городу свои пожелания и улыбки (дети называют по одному пожеланию).

Наш урок уж подходит к концу. Настала пора расcтавания. Давайте же скажем простые слова: “Друзья, до свиданья. Сау болы?ыз”.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Интегрированное занятие "Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа"
Краеведческо-туристическая деятельность как возможность развития дошкольников, их патриотического воспитания
Спортивный праздник "Веселые игры"
Интегрированное занятие. Ознакомление с окружающим, лепка для детей 3–4 лет на тему: "Играем не скучаем и пользу получаем"
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения
Проект "Наши сердца открыты добру"
| открою | открытее | занятие | конспекты занятий | ознакомлению | ознакомление с окружающим | родней | родные | краем | краснодарский край | тему | и тем и тем | город | день города | верна | верный | экранах | черный экран | волшебного | смотреть волшебные | телевизора | жк телевизоры | использованием | использование ресурсов | методов | методы исследования | элементов | химический элемент | триз | технология триз | детский | детский сад | Страничка физкультурного работника | Открытое занятие по ознакомлению с родным краем на тему Город Верный на экранах Волшебного телевизора с использованием методов и элементов ТРИЗ Детский сад
Физическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления их с ЗОЖ
Спортивный праздник, посвященный Дню Победы: "Мы памяти Победы верны"
Сценарий городской спартакиады среди дошкольных образовательных учреждений
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Тундровичку"
Планирование воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию
Творческая игра в педагогическом процессе детского сада