Педагогическое проектирование: приобщение к истокам народной культуры


Игровая среда, чтобы быть развивающей, должна постоянно меняться, обновляться, соответствуя интересам детей. Развивающим элементов среды может стать народная игрушка – средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

Игротеку «народная игрушка» организовывали исходя из того, что игровая среда, чтобы быть развивающей, должна постоянно меняться, обновляться, соответствуя интересам детей. Подметив в творческо-исследовательских работах большой интерес детей к народной игрушке, учитывая недостаточное количество такого игрового материала в группе, решили поддержать инициативу детей – создать игротеку «народная игрушка».

Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И это тем более жаль, потому что дошкольники от народных игрушек просто в восторге. Поэтому мы были приятно удивлены, когда мальчик принес целый пакет деревянных народных игрушек (бирюльки, блошки, матрешки и др.) Но это, к сожалению, единичные случаи.

Проблема еще и в том, что народные игрушки, сделанные из натурального материала (дерево, глина), в том числе авторские работы, стоят достаточно дорого. Далеко не каждый родитель сможет себе позволить их купить для ребенка, и тем более самостоятельно оценить их развивающее значение.

В то же время, в детских исследовательских работах обнаружилось, что у детей дома все же есть отдельные образцы народных игрушек, которым просто не придается никакого значения. Дети принесли из дома давно хранящиеся глиняные птички-свистульки и погремушку, матрешку, гжельские игрушки, выполняющие декоративные функции.

Поэтому считаю, что народную игрушку надо обязательно давать дошкольникам. Нельзя упускать возможность обогатить детей хоть малой частью русской народной игровой культуры, с чем маловероятно они смогут познакомиться самостоятельно или с помощью родителей, а, скорее всего, в дошкольном возрасте больше нигде не смогут встретиться, кроме детского сада.

Проект
«Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста»

Вид проекта: педагогический

Тип проекта: по количеству участников – групповой, по длительности – среднесрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели

Актуальность: В.Г.Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре

Задачи:

  • Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
  • Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Знание разнообразных народных игрушек, содержания игр с ними
  • Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
  • Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Реализация проекта

Работа с детьми:

  • Экскурсии в музей этнографии «Берегиня» Центра Детского Творчества: познавательные занятия «Глиняная игрушка России», «Рязанская народная игрушка», «Русская народная деревянная игрушка»
  • Оформление фотоальбома после экскурсий в этнографический музей
  • Поход в детскую библиотеку «Истоки»: познавательное занятие с библиотекарями «История русской игрушки»
  • Детские творческо-исследовательские работы на тему «Народная игрушка»
  • Просмотр слайдфильма, рассматривание альбомов о народных промыслах
  • Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)
  • «Мастерская» самодельных игрушек: трафареты и шаблоны, выкройки, схемы, рисунки и др. для изготовления свистулек, тряпичных кукол, игрушек из соломы и др. (дети самостоятельно мастерят на прогулке кукол из палочек и листьев, перенося знания и опыт изготовления тряпичных и соломенных кукол на новый природный материал)
  • Изготовление игрушек для игр и подарка малышам, к народным праздникам (соломенная птичка к Сорокам; соломенное солнце – к Масленице и др.)
  • Изотворчество по мотивам народных игрушек: лепка и роспись глиняных птичек-свистулек; роспись деревянных «пасхальных» яиц и др.
  • «Театр народной игрушки»: «Теремок из матрешки», «Репка из матрешки», «Маша и медведь» (Маша – тряпичная кукла, Медведь – глиняная погремушка), «Мужик и медведь» (подвижные картонные игрушки-дергунчики) и др.
  • Режиссерские игры с тряпичными куклами
  • Подвижные игры: с мячиком на резинке, свистульками; соревнования с волчками; игры с деревянными «пасхальными» яйцами-писанками и др.
  • «Оркестр народных игрушек»: свистульки, погремушки, дудки, ложки, трещотки
  • «Волшебный сундук» – приобретение народных игрушек, знакомство с содержанием новых игр
  • Придумывание детьми игр с народными игрушками
  • Оформление картотеки народных игр
  • Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности, в т.ч. совместные и самостоятельные свободные игры

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям»
  • Информационно-стендовые материалы: «Как лепить свистульку», «Как сделать тряпичную куклу», «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки» и др. (Приложение 3)
  • Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка»
  • Детско-родительское творчество: изготовление тряпичных кукол, мячиков на резинке, картонных подвижных игрушек-дергунчиков; лепка глиняных свистулек
  • Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки

Презентация проекта: Выставка народных игрушек – экскурсия проведенная детьми старшей группы для малышей (Приложение 1)

Итоги реализации проекта:

  • Оформление в группе игротеки «Народная игрушка» (Приложение 2), картотеки народных игр
  • Накопление детьми опыта игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности и совместных играх

Перспективы проекта: проект открытый, с возможностью пополнения игрового материала и обогащения игрового содержания.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Занятие по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе "Путешествие по Средиземному морю"
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познание" во 2-й младшей группе "Путешествие в лес"
Логоритмическое занятие во второй младшей группе "Прогулка по зимнему лесу"
Развлечение для детей средней группы "Приключения Незнайки"
Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области
Газета для родителей "Пирамидка". Выпуск № 4
| педагогическое | педагогический университет | проектирование | скачать проектирование | приобщение | приобщение к культуре | истка | исток | народной | народные средства | культуры | физическая культура | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Педагогическое проектирование приобщение к истокам народной культуры Детский сад
КВН "Таежная, степная, озерная". Итоговое развлечение со старшими дошкольниками по воспитанию экологической культуры родного края
Знакомство детей с хакасским декоративно-прикладным творчеством
Любить труд на родной земле
Интегрированное занятие по теме: "Дикие животные" (для детей младшего дошкольного возраста). Тема урока: "Лесные чудеса"
Театрализованное занятие по развитию речи "Весенние капельки"
Физкультурное занятие совместно с родителями "Цирковое представление"