"Первобытные люди"


В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для приобщения детей к истории и культуре человечества, так как они начинают активно интересоваться жизнью окружающих людей и осознавать своё место в ней. Это занятие помогает познакомить детей с образом жизни людей в разные исторические эпохи. Дети узнают, какие жилища строили люди, как одевались, какими предметами пользовались в быту, чем занимались, как путешествовали.

Цели:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о том, как  люди начинали жить на Земле. Сейчас всё внимание на экран (дети смотрят слайды, а воспитатель комментирует каждую иллюстрацию).

(Приложение 1. Слайд 1) Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начали контролировать некоторые явления в окружающем их мире.  Мозг продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн.лет назад обезьяны стали ходить на двух ногах.

(. Слайд 2) Считается, что этот вид, первым начал делать каменные орудия. Древнейшие орудия чаще всего делали из твёрдых камней, например кремния.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужно было древним людям каменное орудие?

(. Слайд 3) Один из мужчин делает каменные орудия – вероятно, чтобы разделывать мясо.
– Как, вы думаете древние люди сами охотились на животных или отнимали добычу у других животных?

Воспитатель: Около 200 000 лет назад появился ещё один вид гоминид, до недавнего времени считавшийся предшественником современного человека. Этих ископаемых гоминид назвали неандертальцами, так как их останки были обнаружены в долине Неандерталь в Германии.

(. Слайд 4) Неандертальцы были ниже и коренастее современного человека. Они жили в естественных укрытиях (пещерах) и использовали огонь для обогрева и приготовления пищи. У них были каменные ножи для охоты на животных . Неандертальцы вымерли приблизительно 30 000 лет назад, вытесненные первыми «современными» людьми.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему древних людей называют пещерными жителями? Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле? (Чтобы укрыться от дождя, ветра, зверей).
– Давайте посмотрим, где же чаще всего селились наши предки.

(. Слайд 5) Посмотрите, они уже научились строить себе жилище.

Воспитатель: Ребята, скажите, а наши предки жили только в теплых странах?

(. Слайд 6) В жарких краях люди сооружали шалаши из веток, хижины из глины и соломы. А там, где всегда холодно, утепляли своё жильё шкурами оленей.

Воспитатель: Как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других ,кто больше знает? Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями ,то есть вели людей на новую стоянку на охоту.
А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей.
Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни или кости накрывали шкурами, как палатку.

Следующий этап развития:

(. Слайд 7) Эти люди, иногда называемые кроманьонцами, были похожи на нас и использовали гораздо больше орудий труда, чем неандертальцы. Возможно, неандертальцы вымерли, потому что были не столь хорошими охотниками, как кроманьонцы.

(. Слайд 8) Из свидетельств, оставленных кроманьонцами и их потомками, учёные многое узнали об их повседневной жизни. Кроманьонцы сообща охотились, сажали растения, разводили коз и овец, строили жилища, по очереди присматривали за детьми. По мере развития людям требовалось больше пищи и лучшие условия жизни, но, возможно, и просто любопытство заставляло их отправляться в дальние путешествия. Люди продолжали пути во все уголки Африки, Европы, Азии, Австралии и Америки. Около 10 000 лет назад они перешли к новой ступени развития – созданию цивилизаций.
Они научились делать посуду из камня, дерева, глины, из твёрдой кожуры кокосовых орехов, сушёных тыкв и рогов различных животных люди делали чаши, блюда, кувшины.

(. Слайд 9) Здесь мы можем увидеть, как проводили дни первобытные люди (ночью спали, днём ходили на рыбалку, охоту, женщины и дети собирали грибы и ягоды, готовили кушать).

(. Слайд 10) Яркие рисунки на сценах пещер свидетельствуют об их вере в духов – ранней форме религии.

Воспитатель: А сейчас, я посмотрю, кто же самый внимательный. Я буду задавать вопросы, вы слушаете и отвечаете на них.

(. Слайд 11) Ребята, рассмотрите подробно, как одеты эти люди? Одни из них жили в тёплых краях, другие – там, где холодно. Все они охотились, защищались от врагов, занимались домашним хозяйством. Для того, чтобы уберечь себя от холода или красиво выглядеть на празднике, им нужна была разнообразная одежда. Что из нарисованного понадобилось бы воину, чтобы сделать себе щит и стрелы? Для чего в жарких странах могли пригодиться пальмовые листья? Из чего люди мастерили себе украшения и головные уборы?
(Спасибо за хорошие ответы.)

(. Слайд 12) Главные события своей жизни люди отмечали праздниками. Эти праздники устраивались в честь победы над врагами, удачной охоты, богатого урожая. К каждому празднику люди изготавливали разные костюмы и украшения, сложные головные уборы, маски, наносили узоры на лицо и тело.

(. Слайды 13, 14) Украшения были сделаны из костей и зубов животных и рыб, перьев птиц, камней, семян, ракушек. Были разнообразны маски  у племен и народов.

Воспитатель: Ребята, вот и мы с вами сейчас попробуем раскрасить маску древнего человека.

Воспитатель раздаёт листы с изображением чёрно-белой маски, а дети раскрашивают её. (Приложение 2)

Домашнее задание: Ребята, дома с родителями вы постараетесь сделать головные уборы, юбки (воспитатель показывает образцы изделий).




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Вот веселый огород, что здесь только не растет (секрет 1)
Программа кружка "Театр – оригами" в подготовительной группе
Примерная схема распределения задач по формированию умений осуществлять разнообразные условные игровые действия у детей раннего возраста (азы сюжетной игры)
Разработка сценария праздника для старшей и подготовительной групп детского сада "8 марта — день мам и бабушек"
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей среднего дошкольного возраста
Проект "Первая ступень в скале" (речевое развитие)
| Первобытные | люди | человек паук | детский | детский сад | Страничка методиста | Первобытные люди Детский сад
Организация самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях и вне их
Сценарий утренника, посвященного празднику Осени. "Осенние топотушки в гостях у Петрушки"
Дорогою добра. Работа с дошкольниками по социально-педагогическому направлению
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Как стать настоящим космонавтом"
Ознакомление с окружающим миром. Экскурсия в осенний лес
Конспект комплексного занятия для детей 2-й младшей группы по теме "Путешествие в сказку "Колобок"