Повышение эффективности межличностного общения в семье: тренинг родительско-детского взаимодействия


Родительская эффективность, гармоничность детско-родительских отношений, как правило, зависят от того, насколько разнообразны и привлекательны виды, способы, формы семейного взаимодействия. Предлагаемая программа тренинга родительско-детских отношений позволяет расширить представления и опыт межличностного общения в семье, справиться с проблемами, возникающими между родителями и детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих отношений и предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. перед ним его родители, его семья, семейные взаимоотношения - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.

Известный психотерапевт А.С. Спиваковская утверждает, что любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, онА Способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Нарушение контактов в отношениях родитель - ребенок приводит к дисгармонии отношений. Воспитание детей в подобных ситуациях способствует формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях и т.п. родительские позиции становятся неадекватными, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.

Анализ результатов социально-психологических исследований “Социально-психологический портрет современной семьи дошкольника, младшего школьника”, проведенных специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) г. Старый Оскол Белгородской области, а также данных, получаемых во время индивидуальных консультаций, позволяют сделать вывод о полимотивированности обращения за психологической помощью. Составляющими мотивационными элементами являются внутрисемейные проблемы, затрагивающие не только состояние ребенка, но и взаимодействие между детьми и родителями, проявляющимися в нарушении психологических контактов, в неумении любить своего ребенка, отсутствии навыков конструктивного общения.

Актуальность проблемы семейных отношений привела к разработке программы, способствующей нахождению эффективных путей оказания психологической помощи детям и родителям в преодолении возникающих трудностей при взаимодействии друг с другом.

Цель программы: коррекция детско-родительских отношений с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Задачи программы:

  • создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;
  • получение родителями информации о возрастных особенностях развития детей;
  • формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;
  • приобретение детьми нового чувственного опыта при взаимодействии с родителями.

Содержание программы.

Для достижения цели и решения поставленных задач целесообразно проведение специального “Тренинга родительско-детского взаимодействия с элементами телесно-ориентированной терапии”, разработанной специалистами ЦПМСС г.Старый Оскол Белгородской области. Программа ориентирована на активное присвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. При разработке программы подбирались специальные темы групповых обсуждений, основным содержанием которых является проблематика семейного воспитания и отношений с ребенком. Так, в неформальной обстановке родители делятся информацией о сложившихся способах взаимодействия с ребенком, принятыми в семье, знакомятся с опытом других семей, а также имеют возможность познакомиться с профессиональными психологическими взглядами на решение возникших вопросов воспитания.

На занятиях, в частности, рассматриваются следующие вопросы:

  • влияние врожденных задатков на формирование личности,
  • особенности разных периодов психосоциального развития детей,
  • развитие самостоятельности у ребенка,
  • проблема капризов: реакция взрослых и чувства ребенка,
  • умение слушать - основа взаимопонимания между родителями и их детьми, применение методов активного слушания,
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций,
  • отношение ребенка к деньгам,
  • причины возникновения неврозов у детей.
  • причины стойкого непослушания.

Широко использовались игровые приемы, психогимнастические упражнения, способы невербального взаимодействия, элементы телесно-ориентированной терапии. Эти приемы переосмысливались и использовались не только как способы расширения эмоциональных и перцептивных сторон общения, но и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей и детей вообще.

Формирование группы происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят дети одного возраста (6-7 лет, 7-8 лет). Количество детско-родительских пар в группе 7-8, т. е. 14-16 человек.

Цикл занятий состоит из 9 встреч. Длительность одною занятия 1 -1,5 часа (в зависимости от возраста детей), с родителями – 1,5-2 часа. Периодичность встреч оговаривается на первом занятии. При этом учитывается, что полный цикл занятий длится не больше трех недель. Это позволяет достичь эффекта “погружения”.

Программа осуществляется по этапам. Организационный этап включает индивидуальную психодиагностику в ходе консультирования. Пакет методик: анкета “Взаимодействие родителя и ребенка”, автор И.М. Марковская; методика М. Люшера; графические методы - “Рисунок семьи”, “Нарисуй свой страх”.

Критериями отбора детско-родительских пар для участия в тренинге, являются:

  • дисгармоничные дстско-родительские отношения;
  • детские страхи, эмоциональная незрелость ребенка;
  • несформированная родительская позиция в процессе воспитания;
  • несформированные навыки общения;

Основной этап – это этап реализации программы “Тренинг родительско-детского ваимодействия с элементами телесно-ориентированной терапии”. Каждое занятие имеет структуру:

  • организационная часть (приветствие, разминка),
  • основная часть (информационный блок, диагностический блок, практический блок),
  • заключительная часть (подведение итогов занятия, прощание).

Заключительпыи этап включает в себя динамическую диагностику и подведение итогов.

На последнем занятии каждой детско-родительской паре выдается диплом, в котором отражены достижения родителей и детей.

Оценка эффективности работы группы осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в родительско-детских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников тренинга в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на родительских занятиях.

По окончании работы группы родители отметили следующее:

  • “появилось ощущение внутреннего спокойствия”;
  • улучшилось понимание мотивов поведения и проявления эмоций детей;
  • возросло чувство уверенности при выполнении воспитательных обязанностей;
  • усилилось чувство принятия как со стороны детей, так и со стороны родителей, увеличилось частота тактильных контактов;
  • повысилась самостоятельность, инициативность детей;
  • снизилась конфликтность поведения, повысилась эмоциональная устойчивость.

Таким образом, совместное участие в тренинге способствует развитию навыков взаимодействия в семье и усилению понимания причин возникающих в семьях проблем и путей их разрешения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с детьми.Как? – М., 2000.
  3. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
  4. Еремеева В.Д., Хруман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб., 2000.
  5. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям) – СПб.,1995.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Б. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.,1999.
  7. Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н. Возрастная психология:Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб.,2001.
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.,2000.
  10. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.,1999.
  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том2. – М.,1999.
  12. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии психотехнике//Под ред. В.Ю. Баскакова– М., 1997.
  13. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.//Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой
  14. Газета “Школьный психолог” №5-2002, №10-2006.

Приложение 1

Приложение 2




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Я + Ты = Мы
Физкультминутки в режимных процессах ДОУ
Организация работы с родителями в современном ДОУ через информационно-педагогические уголки
Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)
Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
| повышение | повышение квалификации | эффективности | оценка эффективности | межличностного | межличностные отношения | общения | деловое общение | семье | молодая семья | тренинг | скачать тренинг | родительско детские отношения | тест родительско детские отношения | детского | детский сад | взаимодействия | взаимодействие органов | детский | Страничка психолога | Повышение эффективности межличностного общения в семье тренинг родительско детского взаимодействия Детский сад
Организация методической работы по сопровождению педагогов с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
Танцующий город
Модель взаимодействия педагога детского сада и семьи
Управление процессом повышения культуры профессионального самообразования педагогов в методической работе дошкольного образовательного учреждения
Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства
Проект нового хозяйственно-экономического механизма в организации деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Березка" п. Зеленоборск