Повышение эффективности управления дошкольным образованием


Автор представляет функциональные обязанности в виде квалиметрических эталонов. Разрабатывает критериальные характеристики конечных результатов деятельности ДОУ. Оценивает эффективность управления, через экспертизу ДОУ. Повышает эффективность управления ДОУ на основе МПЦУ.

Введение

Актуальность. Для того чтобы управленческая деятельность руководителя ДОУ была эффективной, она должна быть структурированной. Опираться на анализ образовательной ситуации в селе, районе и запросы родителей, носить преобразующий характер (по результатам исследований Л.И.Фалюшиной) – быть направленной на совершенствование профессиональных умений с целью изменения и преобразования педагогической деятельности, и обязательно – объединять всех сотрудников ДОУ. При этом, важное значение приобретает организационная структура управления ДОУ.

Управление образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

По определению М.М. Поташника, организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций. Существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения, т.е. организационная структура управления – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое.

Для анализа системы управления качеством в ДОУ и влияния на нее руководителя детского сада можно использовать методику Й. Ниссинен и Э. Водтилайнен с оценками. Однако, особый интерес вызывает методика оценки Эффективности управления образованием И.К. Шалаева, разработанная на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), включающего в себя достоинства рационалистического и поведенческого направлений науки управления. В рамах курсовой подготовки мне представилась возможность принять участие в разработке модели деятельности дошкольного образовательного учреждения. Были разработаны критериальные характеристики функциональных обязанностей заведующего детским садом и критериальные характеристики конечных результатов деятельности детского сада. Используя квалимитрическое правило оценки интегративного показателя, разработанное И. К. Шалаевым, я определила аттестационный рейтинг детского сада и своей управленческой деятельности, что обеспечивает адекватное планирование и повышение эффективности управления ДОУ.

Цель: Повышение эффективности управления ДОУ на основе МПЦУ.

Задачи:

  1. Представить функциональные обязанности в виде квалиметрических эталонов.
  2. Разработать критериальные характеристики конечных результатов деятельности ДОУ.
  3. Оценить эффективность управления, через экспертизу ДОУ.

Объект: детский сад

Предмет: деятельность заведующего ДОУ

Методы исследования:

  1. Методология МПЦУ.
  2. Метод экспертных оценок.

Глава 1. Программно-целевая самоаттестация ДОУ

1.1. Системный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Анализ стратегический

Социально-психологическое состоянии коллектива Качественные характеристики
Отношение к труду 60% педагогов осознанно относятся к своей профессиональной деятельности. Способны организовать свой труд и труд воспитанников. Прогнозируют результаты собственного труда, его перспективы. Не всегда изучается процесс труда. Глубокие и распространенные знания профессионального труда способствуют выработке индивидуальных способов и приемов работ, направленной на достижение показателей результатов собственной трудовой деятельности.
Отношение к коллегам по труду 80% педагогов владеют умением найти адекватные средства позитивного общения с каждым членом педагогического коллектива, соответствующего требованием педагогического сотрудничества.
Отношение к самому себе 80% убеждены в правильности профессионального выбора, умеют организовать свою педагогическую деятельность, планировать и корректировать в рамках образовательной программы. Имеют достаточные знания теории и методики дошкольного воспитания, но предпочтение в работе отдают устоявшимся, методам и приемам. Также наблюдаются затруднения в использовании современных психолого-педагогических концепциях, технологиях, неумение использовать их как основу в своей педагогической деятельности. Отмечены затруднения, касающиеся обобщения передового педагогического опыта (занижена самооценка педагогов, низкий теоретический уровень, неудовлетворенность стимулированием).

Анализ тактический

База убеждений и уровень реализации социально-психологических функций Качественные характеристики
Целенаправленность коллектива Деятельность каждого педагога выражается в стремлении реализации программы “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Отмечается активное выполнение общественных поручений, но без особого энтузиазма.
Уровень воспитанности и профессионализма. В МДОУ детский сад “Ракета” над реализацией “Программы обучения и воспитания в детском саду” М.А.Васильевой работает 10 педагогов, из них 6 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1 преподаватель немецкого языка, 1 заведующая. Высшее педагогическое образование – 40% (4 человека), среднее специальное педагогическое у 60% (6 человек), из них обучается заочно в высшем учебном заведении – 30% (три человека). Высшую квалификационную категорию имеет 10% (1 человек), первую квалификационную категорию – 80% (8 человек), вторую квалификационную категорию – 10% (1 человек). Стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет – 20% (2 человека); от 15 до 25 лет -60% (6 человек); свыше 25 лет – 20% (2 человека).

В коллективе общение взаимно-вежливое, доброжелательное, тактичное, в рамках педагогической этики.

40% педагогов отличаются умением строить деятельность детей на перспективу, умеют строить модель собственной деятельности; владеют содержанием инновационных технологий, имеют представления о современных достижениях науки и практики, но не способны перенести приемы и методы работы из одной области в другую.

60% владеют твердыми познаниями в рамках общеобразовательной программы, относятся к работе с интересом, но не всегда могут адекватно прогнозировать результат собственной педагогической деятельности. Положительно относиться к новым педагогическим идеям, и не всегда реализуют их в собственной практики, без определенного воздействия администрации.

Ценностно-ориентированное единство Ориентация на развитие личности ребенка, формирование моральных, интеллектуальных, физических способностей ребенка.
Стимулирование Имеет место моральное стимулирование, при низком уровне финансирования.

Анализ традиционный:

Рассматриваем поставленные задачи на год совместно с содержанием, анализируем положительные и отрицательные результаты и, исходя из этого перспективы, которые вытекают на дальнейшую деятельность.

1.2. Модель ДОУ

Проблема получения модели реальной системы была и остается актуальной. Модели должны отражать реальные системы не только определенными параметрами, но и описывать количественные соотношения их функционирования. Применительно к процессам управления количественные модели должны позволять численно оценивать результаты управляющего действия. Модель деятельности ДОУ была разработана д.п.н., профессором И.К. Шалаевым.

Для успешного управления и получения высоких результатов управленческой деятельности руководителю необходимо иметь определенные качества. Как показывают специальные исследования и практика реализации мотивационного программно-целевого управления востребованными являются такие качества как:

  • самоактуализация (А);
  • идейность и личностные ценности руководителя, убеждения, воля, мужество, трудолюбие инициативность, организованность, человечность (И);
  • эрудиция и рост профессионализма, глубина и практичность ума, знания (Э);
  • организаторские способности и умение управлять собой, организаторские умения и навыки, умение читать человека, умение влиять на людей (О);
  • человечность и личные цели, общительность (Ч);
  • стиль управления и знание современных управленческих подходов (С);
  • управленческая эмпатия и рефлексия (Р).

Квалиметрические эталоны профессионально-личностных качеств разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым [5; c.291–295].

Эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько эффективно осуществляется процесс управления. Одни руководители (преимущественно левополушарные) избирают рационалистические технологии, другие (преимущественно правополушарные) – поведенческие технологии. Я избрала технологические параметры МПЦУ как интегративного образования рационалистического и поведенческого подходов: са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср.

Технология МПЦУ может быть выражена последовательностью управленческих функций:

  • ас – анализ стратегический, предметом которого является социально-психологическое состояние коллектива (отношение к труду, к товарищам по труду, к самому себе);
  • ат – анализ тактический, предметом которого является база убеждений под новые задачи управления и уровень реализации социально-психологических функций управления;
  • а – традиционный анализ, предметом которого является учебно-воспитательный (производственный) процесс;
  • Пдц – построение дерева целей управления;
  • Рип – разработка исполняющей программы;
  • пс – планирование стратегическое, результатом которого являются конструкции стимульных ситуаций, адекватные показаниям ас;
  • пт – планирование тактическое, адекватное показаниям ат;
  • п – традиционное планирование, адекватное показаниям а;
  • ос – организация стратегическая, направленная на осуществление пс;
  • от – организация тактическая, направленная на осуществление пт;
  • о – организация традиционная, направленная на осуществление п;
  • кс – контроль стратегический, предметом которого является процесс достижения цели стимульной ситуации;
  • кт – контроль тактический, предметом которого является процесс достижения базы убеждения под новые задачи управления;
  • к – контроль традиционный, предметом которого является соответствие учебно-воспитательной работы государственным стандартам;
  • рс – регулирование стратегическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической стратегии;
  • рт – регулирование тактическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической тактики;
  • р – регулирование традиционное как составляющая управленческого цикла применительно к учебно-воспитательному процессу.

Квалиметрические эталоны процесса управления разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым [5; С. 295 – 300].

Известно, что от субъекта управления социальный заказ и функциональные обязанности не зависят – они предписываются ему одновременно с приказом о назначении на должность. Поэтому параметры по функциональным обязанностям (ф1 – ф10), вписываются в модели субъектов управления соответственно уровням. Разработанные нами квалиметрические эталоны функционально-ресурсного обеспечения дошкольного образования см. в Приложении 1, а разработанные нами квалиметрические эталоны педагогической деятельности см. в Приложении 2.

 

 В настоящее время я не ставлю цель разработать модель выпускника, но в перспективе такая модель будет востребована в практике, так как обеспечит целенаправленность деятельности каждого члена коллектива на формировании определенных качеств выпускника, а также позволит обеспечить преемственность “ДОУ – Школа”, что повысит эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Проект модели выпускника ДОУ

1.3. Экспертиза ДОУ

Под программно-целевой самоаттестации понимаю самоаттестацию, в которой измеряемые параметры определяются по дереву целей (см.Дерево целей), а критериальные характеристики – по исполняющей программе (см. критериальные характеристики). При этом извечные вопросы “то ли мы измеряем?” и “Так ли мы измеряем?” в силу законов МПЦУ и правил квалиметрии получают свое положительное разрешение.

Показатели деятельности самоаттестации заведующего МДОУ д/сада “Ракета” c.Гальбштадт Немецкого национального района – АРЗ

1/ Развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления:

А И Э О Ч Р
           
10 9 9 10 9 8

Всего: 65

2. Технологическое обеспечение управления образованием:

4Са 4Пдц 4сп 12со 8ск 3ср
           
9 8 8 10 9 9

Всего: 319

3. Функционально-ресурсное обеспечение учреждения образования:

Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 Ф9 Ф10
                   
8 8 10 8 8 9 9 10 9 10

Всего: 89 • 2 = 178

4. АДР – Квалиметрическое правило оценки интегрированного показателя конечных результатов, деятельности коллектива детского сада.

Д1 2Д2 2Д3 4Д4 3Д5 3Д6 5Д7 7Д8 7Д9
                 
9 10 9 8 10 9 10 9 9

Всего: 312

340 АРД 289 – интервал показателей оптимального рейтинга (коллектив заслуживает поощрения)

АРЗ = 65 + 319 + 178 + 312 = 874

1000 АРЗ 850 – интервал показателей оптимального рейтинга (заведующий детским садом заслуживает поощрения).

Заключение

– Итак, в результате проведенной экспертизы показателей деятельности заведующей детского сада “Ракета” были выявлены следующие проблемы, которые западают:

  • взаимоотношения межу “стажерами” и более молодыми коллегами; чрезмерное желание самоутвердиться; отсутствие у некоторых педагогов внешней или внутренней мотивации и т.д. Для решения проблем, возможно, создать стимульные ситуации с использованием методов МПЦУ, таких как ситуацию критической самооценки, ситуации делегирования инициативы, ситуацию установки и др. т.к. данные методы позволяют снять противоречие, сплотить коллектив и создать благоприятный климат в коллективе.

Исследовательский подход призван служить целям оптимизации и повышения эффективности управления. Данная исследовательская основа управления помогает мне обеспечить повышение обоснованности управленческих решений. Именно решение составляет сердцевину управления, поскольку управленческая деятельность представляет собой систему действий по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Объективность оценки собираемой в детском саду педагогической информации, доказательность делаемых выводов и принятие адекватного решения в соответствии с поставленной целью возможно на исследовательской основе.

Т.И. Шамова формулирует требования к директору школы, необходимые для реализации данного подхода в управлении, считаю эти требования возможным применить и к заведующим ДОУ:

  • достаточная профессиональная компетентность;
  • знание сущности управляемых процессов, закономерности управления, психологических основ сотрудничества;
  • владение методами сбора, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемых процессов;
  • соблюдение принципов объективности и доказательности управленческой информации;
  • умение осуществлять системное видение педагогического процесса в целом;
  • умение выделять главное звено, и воздействуя на него, выявлять влияние этого воздействия на связи, а значит, и на целое, в которое оно входит. [9; 5-8]

Вышеперечисленные подходы объединяет одно – решить проблему повышения уровня эффективности управления детским садом. Принципиально новым решением данной проблемы может быть не автономное использование одного из управленческих подходов, а их интеграция. Такой вариант решения был предложен И.К.Шалаевым в своей концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).[5; 205].

Список литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – Москва: Творческий центр, 2006.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: Айрис пресс, 2007.
  3. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. – Москва: Творческий центр, 2007.
  4. Шалаев И.К. Повышение эффективности управления образованием. – Барнаул: ГОУДПО АКИПКРО, 2007.
  5. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2007.
  6. Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2005.
  7. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под редакцией Поташника М.М. – Москва, 1992.
  8. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. – Барнаул: БГПУ, 2003.
  9. Шамова Т.И. Исследовательский подхода в управлении школой. – Москва, 1992.
  10. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления.– Барнаул: БГПУ, 2005.
  11. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. – М: МГПИ, 1987.
  12. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом: результаты исследования и их использование в школах алтайского края. – Барнаул: БГПИ, 1989.
  13. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. – Барнаул: БГПИ, 1995.
  14. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. – Барнаул: БГПУ, 2000.
  15. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие по психологии управления. – Барнаул: БГПУ, 2003.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Викторина для больших и маленьких "Веселая математика"
Формирование готовности старших дошкольников к социальному взаимодействию средствами театра
Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника
Оздоровительная работа средствами комплекса "Сарыал гимнастики"
Родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми"
Развитие детской одаренности в Центре развития ребенка – детский сад "Елочка"
| повышение | повышение квалификации | эффективности | оценка эффективности | управления | система управления | дошкольным | дошкольный возраст | образованием | министерство образования | детский | детский сад | Страничка психолога | Повышение эффективности управления дошкольным образованием Детский сад
Статья "Локальные акты ДОУ: Положение об административном контроле
Медико-педагогическая реабилитация детей раннего возраста с атопическим дерматитом
Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций
Использование театрализованной игры для коррекции эмоциональных трудностей у детей дошкольного возраста
Родительское собрание на тему "Темперамент ребенка и взаимодействие с ним"
Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста