Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе


Цели занятия: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; развивать умение схематично изображать проделанные действия; делать выводы в соответствии с результатами проверки; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Цели:

Материал: письмо, конверт, глобус, грязная вода в тазике, ёмкости для воды, воронка, ткань, бумажные салфетки, марля, ватные диски, тряпочки, клеёнки, карточки под схемы, карандаши.

Предварительная работа: чтение книги, чтение книги Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей", свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой, подготовка сообщений о бережном отношении к воде, разучивание песни.

Ход занятия

1. Организационный момент

Перед занятием воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу и под фонограмму спеть песню юных экспериментаторов на музыку песни "Волшебник - Недоучка":

- А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет , ой - ой - ой !.....

2. Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?

(Вода). Прослушайте сообщение детей о бережном отношении к воде.

1 ребёнок: Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе. На планете много людей и всем нужна вода. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

2 ребёнок: Мы должны знать правила:

  1. Закрывать кран с водой.
  2. Не пускать воду сильной струёй.
  3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
  4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.

(Раздаётся стук в дверь, вручают письмо)

Воспитатель:

- Ребята, вам пришло письмо от Медуницы из Цветочного города.

"Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать".

(Дети предлагают помощь)

Воспитатель:

- В чём может заключаться наша помощь малышам - коротышам?

Дети:

- Можно отремонтировать водопровод.

- Привезти чистой воды.

- Попробовать самим очистить воду.

(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)

Воспитатель:

- А с помощью чего мы это сможем сделать?

(Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумагу, марлю, ткань. Они самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке)

Воспитатель:

- Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.

(В ходе эксперимента воспитатель организует диалог с детьми с целью осмысливания их действий и прогнозирования результатов.)

Воспитатель:

- Что ты сейчас делаешь?

- С какой целью?

- Что предполагаешь получить?

- Что получилось?

- Какие выводы ты сделал?

- Какой способ очистки ты бы посоветовал Медунице?

- А это значит:..

Выводы:

- очистил воду, сделав фильтр из ватных дисков;

- у меня вся грязь осталась на фильтре;

- этой водой можно мыть руки, стирать;

- пить эту воду, наверное, нельзя, остались микробы;

- воду надо прокипятить и тогда её можно будет пить.

Воспитатель:

- Как об этом сообщить Медунице?

(Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования, зарисовывают схемы очистки воды и отправляют их Медунице в Цветочный город.)

3. Итог занятия:

(Воспитатель проводит дидактическую игру " Моё настроение")

Воспитатель:

- Какое настроение у вас от проделанной работы я узнаю, если вы поднимите карточку с символом " ?" - удивлённое, "!" - радостное, "=" - спокойное.

Дети: ( предполагаемые ответы)

- Радостное, потому что я сам очистил воду и помог жителям Цветочного города:.

- Удивлённое, потому что не ожидал такого результата:..

- Гордое, потому что я помогла всем жителям Цветочного города:..

(Воспитатель благодарить всех детей за помощь всем малышам - коротышам)

Используемый материал.

  1. "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" Л. М. Прохорова.
  2. "Кто такой? Что такое?" энциклопедия том 1 А.Г. Алексин:.
  3. "Энциклопедия Кирилла и Мифодия" на дисках.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Метод проекта в развитии творческого мышления дошкольников. Проект как составляющая кружковой работы в детском саду
Конспект занятия по связной речи в подготовительной группе
Сценарий выпускного вечера "Путешествие к Вождю"
Приключения с Бибигоном. НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе
Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях
| познавательное | познавательная деятельность | занятие | конспекты занятий | элементами | химический элемент | экспериментирования | детское экспериментирование | старшей | порно постарше | группе | группы песен | детский | детский сад | Страничка методиста | Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе Детский сад
Занятие по развитию элементарных математических представлений "Помощники доктора Айболита"
Исследовательский метод обучения с детьми старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание в детском саду и в повседневной жизни
Познавательное занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с космосом и космическими явлениями
Сценарий праздника в старшей группе "Родимый край – тебя я славлю"
Занятие по экологии "Подарок от Винни-Пуха"