Права, обязанности и ответственность детей


Мероприятие служит формированию правовой грамотности воспитанников.

Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами юридической ответственности несовершеннолетних посредством игры;
  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;
  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.

Форма проведения: игра (возраст: 14-15 лет).

Оборудование: ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями.

Ход мероприятия

Добрый день, участники и гости нашей игры! Сегодня наша встреча посвящена теме "Права, обязанности и ответственности ребенка". Это связано с приближающейся важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

Конвенция – международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Для проверки и закрепления знаний проведем сказочную викторину.

  1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
  2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)
  3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
  4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
  5. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
  6. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).

Задание командам: Какие права героев сказок «Буратино» и «Золушка» были нарушены.

Конкурс «Права или обязанности»

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом, по мере вашего взросления, их становится все больше и больше. Предлагаю открыть буклеты и перечислить обязанности детей. (ответы детей)

Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям ученика.

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)
  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)
  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
  5. Уважение человеческого достоинства (Право)
  6. Добросовестно учиться (Обязанность)
  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
  9. Выбор формы образования (Право)
  10. Носить школьную форму (Обязанность)
  11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Задание для команд: Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. защита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

Ответы:

  • 1,6,7,10 2,4
  • 3,8,9,11,12

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности

Конкурс «Знаете ли вы закон?»

Существует 4 вида юридической ответственности. Перечислите известные вам (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная)

  1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.
  2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.
  3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д. За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда). Штрафы выписывают ГБДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.
  4. Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

  • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
  • Избиение одноклассника (Уголовная)
  • Кража мобильного телефона (Уголовная)
  • Прогул в школе (Дисциплинарная)
  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)
  • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

(ответы написаны в скобках)

Конкурс «Что я знаю»

Задание командам: Ваша задача – разгадать кроссворд из тех слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.

По горизонтали:

  1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
  2. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.
  3. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
  4. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

  1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
  2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

Заключительное слово.

Мы с вами сегодня провели игру, которая помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности и ответственности.

И в заключение хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»

(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команд)




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Интегрированное занятие по развитию речи и музейной педагогике в первой младшей группе
Интегрированное занятие по экологии и математическим представлениям в средней группе на тему "В гостях у Сентябринки, или Путешествие в осенний лес"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликции для детей 4—5 лет "Как помочь зайчику спрятаться от лисы?"
Тематический досуг "Про все на свете"
Занятие во второй младшей группе "Научим мишку ухаживать за зубами"
Викторина "Жила-была книжка" для детей подготовительной к школе группы по произведению В.Берестова
| права | праві | обязанности | должностные обязанности | ответственность | ответственность общества | детей | дитя | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Права обязанности и ответственность детей Детский сад
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с использованием нетрадиционных материалов или игры с пробками
Конспект элементарных занятий по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме "Дружная семейка"
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода наглядного моделирования
Конспект занятия "Невидимка воздух"
Занятие по правилам дорожного движения в средней группе "Наш верный помощник – спецтранспорт"
Коррекционно-развивающие игры с использованием сенсорного оборудования