Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности функции мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении мозговой деятельности. Детей с реактивным типом ММД называют гиперактивными. В статье педставлены упражнения для занятий с гиперактивными детьми.

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будет заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут к психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГ – это одна из форм проявление минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефицит определенных структур и нарушении созревание более высших этажей мозговой деятельности. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.

Гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений нейропсихологического развития. Прежде всего СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте; нарушение двигательной координации, нарушение мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Дети с синдромом СДВГ характеризуются непоследовательностью поведения, забывчивостью, неумением слушать, частой потерей личных вещей, импульсивностью.

Импульсивность выражается в том, что дети действуют не подумав, перебивают других. Такие дети могут не подчиняться правилам, часто повышают голос, частая смена настроения. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны, проявляют интерес к окружающему миру.

В каждом дошкольном учреждение есть неугомонные, невнимательные, непослушные дети, доставляющие взрослым множество хлопот, дети которые своим поведением и избыточностью эмоций мешают не только себе, но и другим детям. Таких детей нельзя оставлять без внимания, ведь ребенок в этом невиноват.

Я предлагаю вашему вниманию занятие с гиперактивными детьми.

Задачи:

  1. Налаживание отношений психолога с группой и детей между собой.
  2. Оптимизация тонуса мышц.
  3. Развитие произвольности и самоконтроля.
  4. Развитие межполушарного взаимодействия.
  5. Развитие согласованности движений.
  6. Освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук.

Ход занятия

1. Растяжка «Половинка».

И.п. – сидя на полу. Общие напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левосторонние и правосторонние (напряжение правой затем левой половины тела), напряжение левой руки и правой ноги, затем правой руки и левой ноги.

2. Упражнение «Прогулка в лес».

Инструктор приглашает прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения инструктора: идут тихо на цыпочках, чтобы не разбудить медведя,

перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, накланяются, собирая грибы и цветы, тянуться в верх за орехами.

3. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца) и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методике выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. «Будь внимателен».

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно. Игра поводится в быстром темпе.

5. Релаксация «Поза покоя».

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом с длинными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становиться понятно-
Расслабление приятно!

Список используемой литературы:

  1. А.Л, Сиратюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». 2005г.
  2. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». 2005г.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Программа. "Кроха". Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Модель методической работы, направленная на самоактуализацию педагога
Развитие творческих способностей дошкольников на комплексных занятиях
Дети и этикет (комплексно-целевая программа)
Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы)
Особенности психологической работы с проблемными детьми в условиях ДОУ (из опыта работы)
| дети | дитя | синдромом | синдром дауна | дефицита | дефицит бюджета | внимания | гиперактивности | гиперактивность у детей | детский | детский сад | Страничка психолога | Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Детский сад
Коррекционно–развивающее занятие "Радость"
Организация деятельности воспитателя по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Тематический контроль "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения"
Программа профилактической работы по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста