Практическое применение театральных игр и упражнений для снятия физических и психологических зажимов у ребенка


Упражнения, позволяющие снять психологические и физические зажимы у ребенка в процессе игры, активизировать интерес школьников к искусству театра кукол и искусству вообще, к разным его видам.

ЦЕЛЬ:

Творческий потенциал личности проявляется прежде всего в таких особенностях психической организации человека, как внутренняя подвижность, сензитивность (чуткость и тонкость в восприятии мира), высокий уровень энергетики. Перечисленные качества существенны в любом виде деятельности человека, важны они и в обучении ребенка в школе. От психической активности зависит и открытость миру, и готовность воспринимать новое, и творческая мотивация, и, в конечном счете, способность к обучению.

Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие из них вспоминают школу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут назвать учителем. Большинство из них растет без отца и не могут его уважать. Многие голодны, не высыпаются из-за скандалов в семье. Возникает необходимость в индивидуальной работе с каждым ребенком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности. Известно, что в современных условиях развития ребенка более всего страдает как раз концентрация внимания: телевидение, которым увлекаются уже малые дети в ущерб играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активности лишь непроизвольного внимания, когда привлекает все яркое, броское, динамичное, “из ряда вон выходящее”. Но при этом совсем не развивается произвольное внимание. Его стимулирует рисование, чтение, игры, когда ребенок сосредотачивается на внутреннем образе воображения и должен перевести словесный образ в яркое, эмоциональное переживаемое видение. Если же он увлечен чтением или игрой, произвольное внимание переходит в постпроизвольное, самое ценное и в творческом процессе. При современных издержках цивилизации не развивается в должной мере и воображение. Современные дети всё меньше играют и читают, потому что все их свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким детям книги, а всё более покупают мультфильмы для просмотра вместо книг. Если дети и читают в школьном возрасте, то, в основном, фантастику, детективы. А ведь книга в детстве – мощный источник нравственного развития, потому что через сопереживание образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, то есть на подсознание. То, что дети не доиграли в раннем детстве, не прошли этот необходимый этап развития, видно невооруженным глазом. они увлеченно участвуют в групповых игровых упражнениях на уроке, сами просят “поиграть ещё!”. Способность играть – это проявление “комплекса детскости” творческой личность – наивности, открытости новым впечатлениям, импульсивности, непосредственности. Как писал поэт Максимилиан Волошин, “в игре творческий ночной океан подсознания тонкими струями вливается в область дневного сознания”. В связи со сказанным представляется, что в начальных занятиях на уроках театра, да и в последствии, игра необходима психотерапии, способствующая раскрепощению личности, и как средство развития постпроизвольного внимания и воображения.

Внимание тесно связано с зажимом. В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а Есть психологический.

Есть разные виды зажимов:

  1. Зажим перед зрителями, в условиях, когда на тебя смотрят.
  2. Зажим человека, потерявшего объект внимания.
  3. Зажим человека, сделавшего объектом внимания самого себя.

Занятие специальными театральными играми и выполнение специальных упражнений предполагает решение следующих задач:

  • Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  • Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие, этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (“зажим”) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу.

Проводя коллективные развивающие игры и упражнения, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Универсальная разминка.

Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:

  1. Голова, шея:
  2. Плечи, грудная клетка:
  3. Пояс, тазобедренная часть:
  4. Ноги, руки.

1. Голова, шея

Упражнение 1

Исходное положение: стоя, тело расслаблено.

1 - голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.

2 - голова возвращается на исходное положение.

3 - наклонить голову вправо.

4 - исходное положение.

5 - запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи.

6 - исходное положение

7 - наклонить голову влево.

8 - исходное положение.

Упражнение 2

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

Упражнение 3

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

2. Плечи, грудная клетка:

Упражнение 4

Исходное положение: стоя, мышцы максимально расслаблены.

1 поднять плечи вверх.

2 вывести плечи вперед.

3 опустить вниз.

4 отвести назад.

Повторить четыре раза.

Упражнение 5

Исходное положение: стоя, мышцы расслаблены.

Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.

КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед - центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.

КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.

3. Пояс, тазобедренная часть:

Упражнение 6

Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

Упражнение 7

Разминка тазобедренной части (пелвиса)

Основные виды движений;

  1. Вперед – назад;
  2. Из стороны в сторону;
  3. Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)

Техника исполнения движений:

  1. При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).
  2. Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге (полукругу), Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.
  3. Вариант на развитие координации движений.

Во время выполнения движений подключить движения головы.

Бедра идут вперед – голова опускается, бедра идут в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бедра – назад – голова откидывается назад.

4. Ноги, руки.

Упражнение 8

Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу; левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесен вес тела.

Упражнение 9

“ Пальма”

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Коллективные упражнения

Упражнение 10

Превращения “Песок” “Камень”

Цель: Снять напряжение со всего тела.

Упражнение 11

“Буратино и Пьеро”

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Упражнение 12

“Марионетки 1”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Руки подняты вверх и по хлопку освобождаются мышцы кистей. Локтей, плеч, головы, поясницы. Ног, а потом в обратном порядке все “ниточками” поднимается наверх.

Упражнение13

“Ледяная фигура”

Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Упражнение 14

“ Марионетки”

Цель: Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Упражнение 15

“Зернышко”

Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Упражнение 16

“ Мокрые котята”

Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

Упражнение 17

“Веревочка”

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Руководитель по хлопку дергает за веревочку:

  • Кончик носа;
  • Правое плечо;
  • Левое плечо;
  • Живот (область пупка);
  • Правое колено;
  • Левое колено.

Упражнение 18

“Выстрелы”

Руководитель обозначает место, куда производится выстрел (живот, плечо левое, плечо правое, нога левая, нога правая, спина). Участники походят по ковру, и в любой неожиданный для них момент раздается хлопок (выстрел). Необходимо точно “ поймать” “пулю” и отыграть ее.

Упражнение 19

“Мертвец”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Участники садятся на стулья и стараются последовательно освободить мышцы. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинаем напрягать мышцы.

Упражнение 20

“Жизнь бабочки”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела. Пластика тела.

Упражнение 21

1. Стоя на месте:

  • Потянуться вверх (яблоко);
  • В сторону (что-то достать);
  • Вперед (дотянуться до чего-то);
  • Вниз (шнурки)

2. Пройти в “окраске”:

  • Осторожности;
  • Любопытства;
  • Угрозы;
  • Тревоги.

3. “Хожу”, чтобы:

  • согреться;
  • размяться;
  • высохнуть;
  • чтобы обратили внимание на новый костюм.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника
День здоровья
Страна "Здоровячков"
Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ
Конспект консультации с элементами тренинга "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"
Детская аэробика
| практическое | практическая работа | применение | инструкция по применению | театральных | театральная афиша | игр | бесплатные игры | упражнений | комплекс упражнений | для | снятия | снятие с учета | физических | физическая культура | психологических | психологические тесты | зажимов | зажим для денег | ребенка | ребенок дитя | детский | детский сад | Страничка психолога | Практическое применение театральных игр и упражнений для снятия физических и психологических зажимов у ребенка Детский сад
Проект "Учимся жить дружно"
Воспитать патриота
Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Студия танца. Хореография"
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому учреждению
Итоговое интегрированное занятие "Калейдоскоп" по английскому языку для дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Размышления о преимуществе раннего музыкального воспитания