Программа развития ДОУ


Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе. И все это отражается в Программе развития ДОУ, в которой разрабатываются перспективы и прогнозируется результат.

Информационная справка

Здание Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития – детского сада №23 (МДОУ ЦРР – д/с №23) построено по типовому проекту и введено в эксплуатацию в 1990 год.

МДОУ ЦРР – д/с № 23 размещен в типовом благоустроенном здании на 110 мест. Полезная площадь здания – 1874 м2, общая территория – 5140 м2. Участок озеленен, имеется спортивная площадка, экологическая тропа и т.п.

Учреждение было открыто в 1990 году, как ясли – сад общеразвивающего типа. В 1998 году было передано в муниципальную собственность и зарегистрировано, как МДОУ д/с №23. В 2003 году согласно аккредитации получил статус МДОУ ЦРР – д/с №23. Детский сад рассчитан на шесть групп. Имеются дополнительно: музыкальный зал, спортивная комната, психолого-логопедическая комната, медицинская комната, процедурный кабинет, методический кабинет, комната психологической разгрузки. Режим работы МДОУ ЦРР– д/с №23- двенадцатичасовое пребывание детей с 7.00 до 19.00 по пятидневной рабочей неделе. МДОУ ЦРР – д/с №23 функционирует в соответствии с основными требованиями СанПиН. МДОУ рассчитано на 110 мест (6 групп). В настоящее время работает 6 групп – из них: группа первая младшая (2-3 года); 5- групп дошкольного возраста (3-7 лет), из них - 1 группа (6-7 лет) – логопедическая.

Свободные помещения переоборудованы и используются по назначению.

Аналитический раздел

Дошкольное образовательное учреждение №23 в соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении отнесено к виду “Детский сад”. По свидетельству о государственной аккредитации является детским садом второй категории, центром развития.

Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Приобретены дополнительно: холодильник для кладовой, буфетницы, детская мебель, дидактические пособия и игры, оборудование для спортивною зала. Установлено современное уличное освещение.

ДОУ имеет физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, кабинет логопеда-психолога, медицинский кабинет и ряд служебных помещений.

Педагогический коллектив МДОУ осуществляет деятельность по различным программам и новым педагогическим технологиям: специалисты и воспитатели работают по программе воспитания и обучения под ред. М.А.Васильевой. В. В. Гербовой. Т.О. Комаровой; по программе по программе экологического воспитания С.И.Николаевой; “Приобщение дета) к истокам русский народно!) культуры” О.Н.Князевой и М.Д. Маханевой; “Дошкольнику об истории и культуре России” Г. Н.Данилиной; “Я - Ты - Мы” О.Л Князевой; “Дружные ребята” Р.М. Буре, М.В. Воробьева. В.И. Давидович. Логопед использует программе Филичевой Т. Б. “Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи и т.д.

Результаты диагностического обследования детей показали высокий уровень развития детей по разделам: развитие речи, познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений.

Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в ДОУ постоянно проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры и мероприятия (см. схемы “Физкультурно-оздоровительные мероприятия”. “Закаливание в ДОУ”, “Схема оздоровительных мероприятий”).

Генеральная цель программы развития МДОУ ЦРР - детского сада № 23 направлена на воспитание человека нового века, нового тысячелетия – воспитание, основами которого должны стать здоровье, красота, гуманность, свобода и высочайшая нравственность, покоящиеся на вечных истинах, к которым и всё человечество, и каждый человек должны вернуться вновь.

Коллектив ДОУ в течение последних лет уделял внимание следующим проблемам:

  • формированию здорового образа жизни у детей и их родителей;
  • совершенствованию качества работы по развитию речи дошкольников;
  • внедрению эффективных форм совместной работы педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию;
  • развитию игровой деятельности детей, способствующей формированию и закреплению психических функций детей дошкольного возраста.

Приоритетными в работе коллектива ДОУ были следующие направления:

  • художественно-эстетическое;
  • физическое;
  • социально-личностное;
  • познавательно-речевое.

За прошедший период в ДОУ накоплен материал (методический, дидактический и пр.) для углубленной работы по данным направлениям.

С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, семинары-практикумы по типу деловых игр, дискуссионные столы, консультации, решение проблемных педагогических ситуаций и др.

Важнейшими направлениями методический работы являются;

  • оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
  • организация работы творческих групп;
  • реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;
  • системное исследование и изучение педагогической деятельности воспитателя;
  • обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта как в работу нашего ДОУ, так и в ДОУ района и т.п.

Работа методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию - от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной работы с детьми: раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей.

Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ всегда составляются на основе диагностики выполнения программы каждой группой и наблюдений педагогического процесса.

В ДОУ работают кадровые педагоги: заведующая ДОУ Карасева Т.И. (отличник народного просвещения, руководитель высшей категории); 4 педагога аттестованы на высшую квалификационную категорию, 4 педагога - на первую квалификационную категорию; 10 педагогов на вторую квалификационную категорию.

ДОУ укомплектован сотрудниками на 100 %. Из работающих 18 педагогов имеют высшее образование 6 человек, 12 педагогов имеют среднее специальное образование, 1 педагог имеет незаконченное высшее образование. Из работающих в ДОУ педагогов учатся в ВУЗах 2 сотрудника.

За прошедший период все педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывами школ выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу: уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родителя воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают наши воспитанники.

Социальная защите педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом ДОУ: сотрудникам выделяются детские новогодние подарки, путевки в санатории, базы отдыха, как для сотрудников, так и для детей сотрудников. Ежегодно сотрудники получают премию по итогам работы на основании “Положения о премировании” и “Положения о стимулирующем фонде”.

С целью выполнения инструкций об охране труда сотрудников проводятся следующие мероприятия: выдается спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции по охране труда.

Основным приоритетным направлением коллектив выбрал укрепление здоровья ребенка и приобщение семьи к здоровому образу жизни. Инструктор по физической культуре расширил диапазон своей деятельности и включает в свою работу, что дает возможность укрепить здоровье детей.

Кроме того, выбирая приоритетные направления мы, прежде всего, опирались на показатели по заболеваемости детей, на мнение родителей, и конечно, на материально-технические возможности ДОУ.

Анализ заболеваемости детей за 3 года показал:

2007 год – 12%;

2008 год – 11%;

2009 год – 12%

Дней, пропущенные по ОРЗ 1 ребенком в год – 12.

Таким образом, наметилась явная динамика на снижение заболеваемости, но в результате анализа групп здоровья детей, посещающих ДОУ за 2007-2010 года очевидным стало то, что проблема здоровья детей, как физического, так и психического стала актуальной.

Анализ групп здоровья детей за 3 года:

Группы/год

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего детей: 110

Количество детей

Группа №1 – 20

7

13

-

4

16

-

9

11

-

Группа №2 – 15

9

6

-

5

10

-

7

8

-

Группа №3 – 20

5

15

-

9

11

-

12

8

-

Группа №4 – 20

5

15

-

7

13

-

9

11

-

Группа №5 – 20

6

14

-

7

13

-

10

10

-

Группа №6 – 20

7

13

-

8

12

-

10

10

-

В связи с явным ухудшением здоровья детей в раннем возрасте первостепенное значение приобретает физкультурно-оздоровительное направление в работе ДОУ, поэтому в нашем учреждении оборудован физкультурный зал, медицинский кабинет. В ДОУ имеются бактерицидные лампы, физкультурное оборудование (традиционное и нетрадиционное); проводится витаминизация, закаливающие процедуры. Так как физическое здоровье неразделимо с психическим – с детьми работает педагог-психолог.

Работая над познавательно-речевым приоритетным направлением и выполняя непосредственные программные задачи, следует отметить, что в ДОУ созданы определенные условия: создание Уголков природы в каждой группе дает возможность ближе познакомить детей с природой, пополняет знания детей о росте и развитии растений. Общение с животными (черепаха, рыбки) пополняет знания детей о жизни живых существ, правилах ухода за ними. Общаясь с природой, дети не только приучаются заботиться о ней, но и становятся добрее. Большое внимание в ДОУ уделяется развитию связной речи. Анализ обследования речи у детей показал, что необходимо больше внимания уделять играм на классификацию предметов, проводить экскурсии, систематизировать работу по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью, продолжать совершенствовать работу по развитию речи.

В работе по ФЭМП во всех возрастных группах используется дополнительно методика Е.В.Колесниковой “Математика для дошкольников”. Педагоги изготовили много занимательных игр и пособий для работы с детьми, которые широко используются на занятиях по ФЭМП, что повышает интерес к математике. Однако, следует отметить, что для закрепления математических представлений необходимо шире использовать предметы ближайшего окружения в повседневной жизни.

Большую роль в интеллектуальном развитии детей занимают занятия по конструированию. В ДОУ подобраны настольные, напольные конструкторы. Но этого оборудования в ДОУ недостаточно, поэтому одной из неотложных задач является приобретение современных детских конструкторов в достаточном количестве.

Анализируя художественно-эстетическое приоритетное направление следует отметить, что в ДОУ созданы все условия. Имеется музыкальный зал, музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры и пособия. Музыкальный руководитель на занятиях на ряду с традиционными широко использует нетрадиционные методические приемы с элементами игровой драматизации. Стало традицией проведение различных досугов, праздников: “Осенины”, “Дни здоровья”, “Зимушка-зима”, “Праздник мам”, “Здравствуй весна”, “Скоро в школу”, “День детства”, кукольных спектаклей: педагогами для детей; старшими детьми для младших. Особое внимание уделяется изо-уголкам в группах и занятиям по изодеятельности. Однако следует отметить, что необходимо больше проводить интегрированных занятий, в частности ИЗО дополнять прослушиванием музыки и т.д. Этот вид обучения еще не нашел места в нашем коллективе, делаются только разовые попытки в проведении аналогичных занятий.

Важной частью системы образовательного процесса в МДОУ ЦРР детский сад №23 является организация дополнительного образования дошкольников, которое выступает, как мощное средство развития личности, имеет возможности для более полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, создании ситуации успеха для каждого ребёнка.

Методы, приемы и технологии обучения применяемые в МДОУ стимулируют познавательную активность детей, воображение, творчество, речь. Интеллектуальное развитие ребенка продолжается в кружках с учетом интересов потребностей детей:

Названия кружков, секций, студий

Число занимающихся

Возраст детей

Бесплатные занятия

Квалификация руководителя

1. “Юный художник”
2. “Гармония”

14
18

5-7 лет
5-7 лет

+
+

1-я   квалификационная категория

Воспитательно-образовательная работа в детском саду строится на тесном сотрудничестве с семьями детей. Педагоги используют разные формы работы с родителями:

  • участие родителей в управлении дошкольным учреждением;
  • родительские собрания;
  • выставки родительских творческих работ;
  • оказание педагогической помощи родителям;
  • организация совместных мероприятий (чаепитие, досуги, соревнования, весёлые старты);
  • использование различных средств информации (наглядная, литературная);
  • анкетирование.

Социологический опрос показал, что из 110 семей по составу:

Полных семей - 61%

Неполных - 30%

Благополучных - 58%

Социально-неблагополучных - 4%

Рабочих - 17%

Cлужащих - 58 %

Предпринимателей - 25%.

По результатам анкетирования родители дали следующую оценку работе учреждения:

Высокую - 78%

Хорошую - 20%

Неудовлетворительную - 2%.

ДОУ тесно сотрудничает с РАО ПАПО МО, Детской школой искусств, УМОЦ, МОУ СОШ №1 и №2 г. Московский. На базе ДОУ проводились семинары-практикумы, методические объединения для педагогов города и района по разным направлениям работы.

Прогностический раздел

Анализ анкетирования родителей, учета реальных возможностей учреждения, пожеланий и склонностей педагогов позволяет определить перспективу развития учреждения - создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.

Так как детский сад Центр развития ребенка осуществляет обогащенное развитие детей по направлениям программы, мы готовы осуществить его за счет использования дополнительных программ.

Так в ДОУ работают группы, избравшие для себя следующие приоритетные направления: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое. Выбор приоритета зависит от возможностей детей, желания родителей и интересов педагогов. Для этого, прежде всего, было проведено обучение педагогов на специализированных курсах и пополнена методическая и материальная база.

В настоящее время актуальной стала проблема здоровья детей, поэтому одним из приоритетных направлений в нашей работе продолжает оставаться и выдвигается на первое место физкультурно-оздоровительная работа. Для ее выполнения ДОУ оборудован необходимым медицинским и физкультурным оборудованием. В штате имеется инструктор по физической культуре, старшая медсестра, педагог-психолог и т.п.

Детский сад имеет в своей структуре:

  1. Диагностическую службу в лице: медработников, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, которые определяют уровень развития детей на момент их поступления в дошкольное учреждение, систематически наблюдают за развитием ребенка, отмечают его достижения и трудности, дают рекомендации педагогам и родителям: для совместной, более эффективной воспитательно-образовательной работы.
  2. Службу изучения запросов населения на дополнительные образовательные услуги для детей, посещающих и не посещающих детский сад.

В дальнейшем ДОУ предполагает усовершенствовать и развивать перечисленные службы.

Генеральная цель программы

Формирование и развитие личностных качеств ребенка, активизация его творческих и интеллектуальных способностей с учетом психического и физического развития.

Физическое приоритетное направление

Цель: построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для соматического и нервно-психического здоровья.

Методическая база: методическая литература, атрибуты для подвижных игр, дидактические игры “Кто мы устроены?”, информационно-деловое оснащение “Детские инфекции” и “Мы идем в д/с” (памятки для родителей), игровой дидактический материал “Малыши-крепыши” - 2 части

Создание условий: наличие спортивной комнаты, спортивной площадки, методической литературы и дидактических пособий.

Материальная база: оборудование физкультурного зала и физкультурной площадки, дидактические пособия.

(План деятельности ДОУ - Приложение №1)

Художественно-эстетическое приоритетное направление

Цель: развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Методическая база: методическая литература, методические пособия, дидактические игры, музыкальные инструменты

Создание условий: музыкальный зал, музыкальные инструменты, театральные костюмы, изо-уголки в каждой группе, методические пособия и оборудование, дидактические игры, методическая литература.

Материальная база: пианино, театральные костюмы, музыкальные инструменты, методический кабинет, изоуголки в каждой группе.

(План деятельности ДОУ - Приложение №2)

Социально-личностное приоритетное направление

Цель: воспитание человека духовно богатого, счастливого, способного к сохранению накопленного его народом опыта: человека,   любящего свою Родину, умеющего пользоваться своими правами гарантированными “Конвенцией по правам ребенка”.

Методическая база: дидактический материал, методическая литература, плакаты для занятий по ПДД и ОБЖ, папки – передвижки, стенды

Создание условий: кабинет педагога-психолога, развивающие зоны для сюжетно-ролевых игр, дидактический материал, музыкальный зал

Материальная база: оборудованный кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, стенды, папки-передвижки, пособия, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

(План деятельности ДОУ - Приложение №3)

Познавательно-речевое приоритетное направление

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Методическая база: логопедический кабинет, развивающие зоны в группах, информационные стенды, папки – передвижки, дидактические игры, методическая литература.

Создание условий: логопедический кабинет, развивающие зоны в группах, информационные стенды, папки – передвижки, дидактические игры, методическая литература.

Материальная база: приобретение оборудования для лингвистического класса и проектно-опытной лаборатории; дидактического, демонстрационного материала и лабораторного оборудования; художественной и методической литературы; материалов и оборудования для предметно-развивающих зон в группах для познавательно- речевого развития дошкольников, в соответствии с возрастными потребностями.

(План деятельности ДОУ - Приложение №4)

Ожидаемые результаты

Реализация поставленных задач должна способствовать:

  • внедрению новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • снижению детской заболеваемости, повышению сопротивляемости организма, приобщению ребенка к здоровому образу жизни и овладению разнообразными видами двигательной активности;
  • обеспечению психофизического благополучия детей в условиях общественного воспитания, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми;
  • обеспечению равных возможностей для получения дошкольного образования;
  • совершенствованию форм семейного воспитания детей;
  • изучению и обобщению опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников;
  • улучшению материально-технической базы;
  • построению современной развивающей среды.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Развитие элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития
Практический материал для индивидуальных занятий по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Проект "Адаптационная группа для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ"
Ресурсное обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения детей дошкольного возраста
Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей с ОНР в логопедической группе
| программа | скачать программы | развития | развитие ребенка | доу | программы доу | детский | детский сад | Страничка логопеда | Программа развития ДОУ Детский сад
Система сотрудничества логопеда с семьей - условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с нарушениями речи
Конспект подгруппового занятия в старшей группе детей с ОНР "Автоматизация звука "Ш"
Театрализованное представление "Музыкальная история"
Детские электронные книги в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Педагогический проект "Здоровый дошкольник – счастливая семья"
Лексико-грамматическое занятие для детей средней группы с ОНР III уровня "Путешествие в весенний лес"