Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению


Цель работы – оказание методической помощи воспитателям в выборе методики для диагностики речевой готовности к школе детей 6–7 лет. В статье рассмотрены особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

(Cлайд № 1. Тема выступления). Презентация

(Cлайд № 2. Определение – речевая готовность)

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

В дошкольных образовательных учреждениях третьего вида, где отсутствует специалист-логопед, главная роль в выявлении речевых нарушений и развитии речи детей отводится воспитателю. Выполнение образовательной программы - всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовки его к школьному обучению ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные методики для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка. (В приложении преведены примеры методических пособий речевой диагностики.) Наилучших результатов по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:

  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

- Состояние словарного запаса.

- Сформированность грамматического строя речи.

- Правильность произношения звуков.

- Умение различать звуки речи на слух.

- Владение связной речью.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

Соблюдение условия обследования

  • Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

(Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

(Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

(Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

(Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )

Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

(Cлайд № 12. Спасибо за внимание )

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 1998.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 1998.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М., 1981.
  4. Бельтюков В.И., О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми./Дефектология. 1983 №2/.
  5. Бельтюков В.И., Пути исследования механизма речи. /Дефектология 1984 №3./
  6. Бельтюков В.И., Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строением языка. /Дефектология 1986 №1./
  7. Выготский Л.С., Мышление и речь. Собрание сочинений, М., 1982.
  8. Выготский Л.С., Психология развития ребенка. – М., 2006, Эксмо.
  9. Гвоздев А.Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб.: Детская речь. Под ред. Н.А.Рыбникова. М., 1927/
  10. Гербова В.В. Учусь говорить./Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе “ Радуга”/ - М., 2002.
  11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие.
  12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. гризлик Т.И. Тимощук Развитие речи детей 6-7 лет: Метод. Пособие для воспитателей дошк.образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./Сборник методических рекомендаций/- С.- Петербург. – 2001.
  15. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, М. Просвещение, 1991.
  16. Запорожец А.В. Психология. М., 1959.
  17. Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика, М., 2001.
  18. Кольцова М.М, Рузина М.С., Ребенок учится говорить.- С.-Петербург.,1998.
  19. Лоза Г.Ф., Альбом для развития речи детей раннего возраста, Киев, 1981.
  20. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М., 1978.
  21. Максаков А.И., Тумакова Г.И. Учите, играя. – М., 1983
  22. Маркова А.К., Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей… / Системные нарушения речи под редакцией Волковой Л.С. книга III /
  23. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильева/- 1985.
  25. Программа “Из детства в отрочество”./ Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 2002
  26. Программа “ Детство”./ Под редакцией Бабаевой Т.И./ - С.-Петербург, 1999.
  27. Психологический словарь. Под редакцией В.П.Зинченко, М. Педагогика, 1998
  28. Радуга. Программа и методическое руководство. / Под редакцией Дороновой Т.Н./ - М., 1997. п.гр.,ст.гр, 1994 - ср.гр., 199 - мл.гр.
  29. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999.
  30. Словарь логопеда., Под редакцией В.И.Селиверстова М., Владос, 1997.
  31. Стребелева Е.А. Методтческие рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.
  32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1981.
  33. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи /Логопедическая тетрадь/, С-Петербург. 1999.
  34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
  35. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника /Иллюстрации и методическое пособие/ Екатеринбург, 1997.
  36. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1989.
  37. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Игры на развитие слухового внимания в логопедической работе
Педсовет "Дидактические игры как эффективное средство развития речи детей"
Групповое занятие с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Логопедическое занятие с детьми ОНР в детском саду в условиях логопункта
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом шахтера
| диагностика | диагностика автомобилей | речевой | речевое развитие | готовности | готовность к школе | ребенка | ребенок дитя | школьному | школьная форма | обучению | программа обучения | детский | детский сад | Страничка логопеда | Диагностика речевой готовности ребенка к школьному обучению Детский сад
Использование техники оригами в работе с дошкольниками-логопатами
Интегрированное занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи: развитие речи + музыка "Русское поле"
Игра-занятие "Поле чудес" в подготовительной группе
Профилактика оптической дислексии у дошкольников с нарушением речи
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Драматизация сказки "Теремок"
Занятие по кружковой работе в подготовительной группе "Весеннее путешествие"