Проект "Как сохранить здоровье педагога"


Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

Цель проекта:

Формировать у педагогов умение и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Организация деятельности по реализации проекта:

Педагог и его здоровье

  1. Выяснение причин заболевания.
  2. Что такое здоровье и с чего оно начинается?
  3. Формировать имидж педагога.
  4. Создать условия успешности.
  5. Создать благоприятный психологический климат.
  6. Научить владеть эмоциями.
  7. Оказывать медицинскую помощь.
  8. Укреплять физическое здоровье тела.

Этапы проекта:

I этап - Выяснение причин заболеваний

II этап - Что такое здоровье? С чего оно начинается?

III этап - Формирование имиджа. Условия успешности.

Срок реализации проекта - 2 года.

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” - говорят люди друг другу. “Желаем вам самого главного - здоровья”, - говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).

Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога.

Недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории.

Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем.

К тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: “Я устала после работы”. Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз вы уже сейчас устаете, что будет через год, через два? Ситуация летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!

Ярко высветив проблему, мы в своем коллективе начали искать пути, способы, средства и методы для ее решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли руководитель, его заместители, психолог, физинструктор, музыкальные руководители, медсестра, профсоюзный комитет.

Команда четко спланировала свою деятельность.

Таким образом, мы разработали проект деятельности на тему “Сохранение здоровья педагога” и определили его срок – 2 года. Проект состоит из нескольких этапов:

I этап - Выяснение причин заболеваний

Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

1. Cердечно-сосудистые;

2. Желудочно-кишечные;

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;

4. Болезни крови;

5. Нарушение функций щитовидной железы.

Сердечно-сосудистые заболевания

Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Хотя бы потому, что их можно выполнять искусственно, подключив к организму специальную аппаратуру. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющими глубокий внутренний смысл: “Твои слова для меня – нож в сердце”, “Он разбил мне сердце”, “Сердце кровью обливается”, “Сердцем чувствую, этот человек невиновен…”, “Чует мое сердце, плохо дело”. Человек различает несправедливость трояко:

  • с помощью органов чувств;
  • с помощью интеллектуального анализа;
  • чувствуя несправедливость сердцем.

Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Задумаемся, что происходит при спазме? Прежде всего сокращаются и закрываются капилляры. Кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода, продукты отработки выводятся недостаточно. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.

Желудочно-кишечные заболевания

Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: “Я его не перевариваю…” или: “Меня от него тошнит…”. Язык явно проговаривает “мнение” желудка о ситуации. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнения начинает много есть, чтобы успокоиться. Пища буквально проталкивается в кишечник недопереваренная. Напряжение в желудке вызывает уже знакомый нам спазм. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.

Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.

Заболевания крови

Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Вспомним фразу: “Он мне столько крови попортил”, “Уж он моей крови попил…”. Кровь - это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы – камни, с шумом падающие в “озеро”, расплескивающие воду, пугающие рыбное царство.… В кровь вследствие стресса в повышенных дозах попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ, необходимых для физической борьбы. А борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнате или садимся и едим, а в худшем – сидим и переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее. Меняется ее состав, кислотность и т.п.

Нарушение функций щитовидной железы

Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Всю ту неправду жизни, о которой мы упоминали, “чувствует” и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла. Так проявляется обида. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. В конце концов из-за этого спазма может возникнуть заболевание щитовидной железы. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.

Основные причины заболеваний педагога

Причина первая. Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных ситуаций.

Причина вторая. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: “Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек”. И никакого нарушения сердечного ритма, повышения артериального давления, разве что совсем немного. Вспомним известную шутку: неудачник нюхает коньяк и говорит, что, мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает раздавленного клопа и говорит: “Коньяком пахнет”. Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.

2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.

3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.

4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.

5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле.

6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте. Нужен ни директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!

Психические причины

1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.

3. Частое превышение своих возможностей.

4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не о полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.

II этап - Что такое здоровье? С чего оно начинается?

На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.

В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.

У команды сформировалось мнение о том, что здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни (Приложение 1).

III этап - Формирование имиджа. Условия успешности

На данном этапе (он носит длительный, если не сказать постоянный характер) мы формировали имидж как руководителя, заместителей, так и всех членов коллектива, т.к. понятие “имидж” прочно вошло в современный деловой лексикон, и главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы и, следовательно, здоровье. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: “Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится” можно посчитать “первой ласточкой” в направлении изучения имиджа.

Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Имидж может быть благоприятным для успеха деятельности или неблагоприятным, и все зависит от того, как себя показать, как проявить.

Внутренняя составляющая имиджа – это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это все то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека.

Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, т.е. как человек делает что-либо: насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Имидж воспитателей, замов во многом зависит от имиджа и личности руководителя.

Моим жизненным кредо является

Семья – любовь и забота о близких

Карьера – профессионализм и успешность

Вера – добро, порядочность, честь.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии “победителя”.

Первая установка - высокая самооценка.

Вторая установка – позитивное отношение к жизни.

Третья установка – вера в добро.

Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.

Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.

В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации.

Мы работаем над позицией победителя “я – хороший, ты - хороший”. Эта позиция позволяет добиться успеха.

Создание благоприятного психологического климата

Психологический климат для каждого из нас выступает как бы в двух ипостасях: как объективно наблюдаемый феномен и как субъективно переживаемое состояние. Объективно психологический климат выступает для нас в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно в переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива.

Субъективная сторона психологического климата описывается как удовлетворенность трудом. Роль удовлетворенности трудом в жизни человека чрезвычайно велика.

Из многообразия феноменов, наблюдаемых в коллективе, руководство в наибольшей степени сказывается на отношениях и эмоциональном самочувствии (удовлетворенности) людей. Ведь при желании и соответствующих усилиях руководитель может создать в коллективе прекрасный психологический климат. Да, многое зависит от руководителя. Но в конце концов коллектив ведь состоит не только из руководителя или даже группы руководителей; помимо них всегда есть сотрудники, и таковых большинство. От этого большинства, от членов коллектива, их умения “строить” отношения тоже очень многое зависит в создании желаемого психологического климата. А люди все разные, со своими особенностями, которые могут быть причиной коммуникативных барьеров.

Одним из векторов приложения усилий является сфера отношений руководителя с так называемыми “трудными” служащими. Эти люди в силу присущих им психологических особенностей создают в организации немало проблем. К категории “трудных” служащих можно отнести

  • ленивых,
  • злых,
  • беспомощных,
  • сверхэмоциональных (слишком купающихся в своих чувствах),
  • занимающих оборонительную позицию (выдвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены),
  • ожесточенные (“носятся” со старыми обидами),
  • уклоняющиеся,
  • бесчувственные,
  • неумные,
  • самоуверенные (часто считающие себя непогрешимыми),
  • запуганные.

Наличия любой из выделенных характеристик вполне достаточно, чтобы создать мощный коммуникативный барьер в отношениях “трудных” как с руководителем, так и с другими членами коллектива. Но вот как подобный барьер “снять”, преодолеть – вопрос отнюдь не риторический.

Главная цель – работать над созданием открытых отношений. Это приведет каждого из вас к необходимости мириться с другим.

Мы формировали у педагогов

  • чувство эмпатии (способности проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему);
  • позитивное отношение к другому;
  • искренность и открытость в отношениях с другим.

Научить владеть эмоциями

Особо важным в своей работе считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. В этом направлении работы ведущая роль отводится руководителю, его заместителям и психологу. Годовой план работы предусматривает различные виды работы по корректировке эмоционального состояния членов коллектива: консультации, занятия, тренинги (Приложение 2, Приложение 3).

Оказание медицинской помощи

Формированию положительных эмоций способствуют совместные вечера, совместный труд, чаепития помощников воспитателей, оказание медицинской помощи (инъекции, прогревание, массаж, фиточаи). Медработники проводили для всех сотрудников консультации о рациональном питании с последующей дегустацией блюд.

“Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и повсюду, лежит в середине”, - академик И.П. Павлов.

Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность.

Укрепление физического здоровья тела

Следующее направление - укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:

  • иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
  • уровень и гармоничность физического развития;
  • функциональное состояние организма и его резервы;
  • наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Остановлюсь на средствах и способах укрепления физического здоровья в нашем ДОУ:

  • наличие водоочистительной установки;
  • мини-котельная;
  • наличие горячей воды.

Сохранение оптимального температурного режима, питьевой воды с уровнем РН способствует снижению простудных заболеваний как у детей, так и у воспитателей и помощников воспитателей.

Выводы

  1. Психологические и мировоззренческие причины заболеваний являются самым сложным и реализованными наполовину.
  2. Успех педагогов, психологический климат коллектива, имидж педагогов и ДОУ – на достойном высоком уровне.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Взаимодействие детского сада и семьи в формировании самостоятельности у дошкольников в игре и в продуктивной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Проблемное методическое объединение как средство повышения профессионального мастерства педагогов в области экологического воспитания дошкольников
Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Управленческое планирование в дошкольном учреждении
Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!"
| проект | проекты домов | Как | сохранить | сохранить файл | здоровье | центр здоровья | педагога | социальный педагог | детский | детский сад | Страничка психолога | Проект Как сохранить здоровье педагога Детский сад
Программа дополнительного образования "Оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги"
Программа дополнительного образования "Экономическое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье
Мини-спецкурс "Художественная лепка из соленого теста"
Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Концептуальный взгляд на развитие партнерских отношений ДОУ и родителей