Проект "Сделаем книжку своими руками"


Цель проекта: воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие свободной творческой личности ребенка; способствование сотворчеству детей и взрослых.

Суть инициативы:

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными… Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? Как и что развивать, чтобы подготовить дошкольника к обучению, предупредить школьные трудности?

Наблюдения за учениками показывают, что способности к математике проявляются не у всех. Предсказать же до школы, как ребенок будет осваивать точные науки, сложно. Другое дело – способности гуманитарные. Достаточно побеседовать с шести-, семилетним ребенком о любимом мультфильме, игрушке, о друзьях – и становится понятно, насколько богат его словарный запас, сформировано умение выражать свои мысли, впечатления.

Большое значение для развития ребенка имеет чтение книг. К сожалению, прошли времена ежедневного семейного чтения. Сидение у телевизора потихоньку вытеснило её. Привычку читать необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому нами выбрано направление, которое поднимает интерес к книге, к её чтению. При изготовлении книги ребенок берет на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника, развивается его речь, ручная умелость. Кроме того, чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка.

Проблема: Снижение интереса к произведениям художественной литературы детей и родителей.

Как поднять интерес к чтению художественной литературы, словотворчеству.

Цель:

Воспитание любви и бережного отношения к книге.
Развитие свободной творческой личности ребенка.
Способствование сотворчеству детей и взрослых.

Задачи: - Развивать умение детей отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

- Закреплять знаний о строении книги. (Суперобложка, обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации)

- Развивать познавательные способности, творческое воображение; творческое мышление;

- Развивать коммуникативные навыки. Планировать процесс изготовления книги, работать не мешая друг другу.

- Упражнять детей в умении композиционно правильно располагать изображения, в процессе работы развивать аккуратность.

- Сформировать у детей интерес к книге, как мотив подготовки к чтению.

- Развитие тонких движений рук при работе с бумагой и ножницами.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Обоснование значимости:

Я работаю в речевой группе. Тематика занятий учитывает программу детского сада, возрастные и индивидуальные особенности детей. При работе по изготовлению книги интегрируются умения детей по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности. Создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования, уделяется внимание звукопроизношению, фонематическому слуху, формируется мотивация чтения и грамотного письма. Большое внимание уделяю развитию у детей коммуникативных способностей: дети учатся договариваться, обсуждать проделанную работу. На своих занятиях я придерживаюсь принципа самодеятельности детей: дети должны сами наметить программу деятельности, выполнить её и затем перейти к следующему этапу работы. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы.

Ожидаемый результат: поднять интерес к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.

Пути реализации: занятия, экскурсии, игры.

Состав участников проекта: логопед, воспитатели, дети, родители.

Срок: 2 года

Вид: долгосрочный, творческий

Исходные теоретические положения.

Для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек?

Самодельная книжка – продукт фантазии ребенка, его воображения, во время изготовления книги ребенок общается со взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

Распределение деятельности:

Этапы Формы работы задачи Срок реализации Место проведения
Выявление проблемы

Деятельность детей:

1.Осознают и личностно воспринимают проблему.

2. Принимают задачи проекта.

Деятельность педагога:

1. Вводит в проблему, формулирует её.

2. Определяет задачи.

Деятельность родителей: 1.Чтение художественных произведений.

2. Выставка любимых книг.

“Увлекательное путешествие в мир книги”

(занятия, экскурсии)

- Формировать способность понимать поведение героев, сопереживать им.

- Формировать способность к восстановлению цепи событий

- Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Сентябрь –

декабрь

Посещение библиотеки (знакомство)

Чтение худ. произведений

Занятия (пересказ, составление рассказов)

Организация работы над проектом

Деятельность детей:

1.Систематизируют информацию.

2. Планируют свою деятельность.

Деятельность педагога: 1. Популяризирует полученную ранее информацию.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Решает задачи организации деятельности.

Деятельность родителей:

1.Ремонт книг дома.

“Поможем книге”. Развитие творческих, конструктивных способностей детей на основе интеграции художественной литературы и конструктивной деятельности.

(занятия по ручному труду – ремонт книг,

занятия по развитию речи – составление рассказа об отремонтирован ной книге)

 

 

 

 

 

Учить детей свободно комбинировать элементы сюжета литературного произведения в непривычной и неожиданной ситуации.

-Развивать у детей способность к словотворчеству, придумыванию эпитетов.

- Учить детей планировать и контролировать этапы своих действий в соответствии с поставленной проблемой.

- Продолжать учить детей складывать бумагу, делать разметку, пользоваться ножницами и клеем.

Январь –

апрель

 

Занятия по развитию речи, ручному труду

Практическая деятельность по решению проблемы

Деятельность детей:

1.Выполняют необходимые задания и действия.

Деятельность педагога:

1. Организует работу над проектом.

2. Оказывает практическую помощь.

3. Дает необходимые рекомендации.

4. Контролирует.

Деятельность родителей:

1.Изготовление книжек вместе с ребенком.

Создание рукописной книги в совместной деятельности взрослого и ребенка. -Развивать описательную речь детей.

- Привлекать детей к “созданию” книги

Май, сентябрь - январь  

 

Занятия по конструированию, ручному труду, развитию речи, посещение библиотеки, сюжетно-ролевая игра “Библиоте

ка”

Продуктивная деятельность

Деятельность детей:

Подготовка к спектаклю.

Деятельность педагога:

  1. Подбор сценария.
  2. Организация подготовки к спектаклю.

Деятельность родителей:

1. Изготовление костюмов вместе с детьми.

 

 

Презентация, выставка книг Подготовить с детьми спектакль или театрализованное представление по созданной книге. февраль Изготовление детьми и родителями костюмов к театрализованному представлению.

 

План мероприятий.

Мероприятие

дата

ответственный

1 год обучения: занятия по развитию речи: пересказ, рассказ описательный, по картине, по серии картин, занятия по ручному труду Сентябрь - май

Логопед, воспитатели

Посещение библиотеки

октябрь

воспитатели

Чтение художественных произведений, изготовление коллажей и составление рассказов по ним

Сентябрь- май

Воспитатели, родители, логопед

Коллективное изготовление книги “Времена года”.

май

Логопед, воспитатели

2 год обучения.

Составление книжки малышки:

ноябрь“ Что сниться деревьям?”,

январь “ Снежок и березка”,

апрель “Здравствуй, весна”.

Ноябрь, январь, апрель

логопед

Занятие “Моя любимая книжка”

январь

логопед

Самостоятельное изготовление книжки –малышки.

январь

Логопед, родители

Коллективное оформление книги, где у каждого ребенка есть своя страничка или совместное со взрослым изготовление книги для каждого ребенка.

март

логопед

Презентация книги.

апрель

Логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор изодеятельности.

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта :

-презентация книги,
- занятия,
-выставки книг,
- мониторинг,
- анкетирование родителей,
- детско-родительские гостиные,
- диагностика развития речи детей.

Методические разработки: Для реализации данного проекта используются методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “ Обруч” и др., С.Прудовская “Книжкины затеи” М., 2007

Методы и технологии:

  • чтение и беседа о художественном произведении,
  • изготовление книги детьми,
  • экскурсии,
  • детско-родительские гостиные,
  • театрализованное представление,
  • презентация книги,
  • выставка книг.

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей; (газета для родителей “Дружная семейка”)
  • материальное обеспечение проекта (цветная бумага, картон, клей, вырезки из журналов, и т.д.);
  • методические разработки,
  • интеграция со специалистами детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям полюбить книгу, привьет детям желание читать и самим изготавливать книжки и сочинять истории.

Что же “хорошего” в самодельной книге?

1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.

2. Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.

3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), внимания у старших дошкольников при овладении чтением
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОНР III-го уровня по сказке "Колобок"
Обследование устной речи шестилетних детей с балльно-уровневой оценкой
Развитие голоса у дошкольников с нарушением речи
Музыкальное занятие нетрадиционной формы с элементами развлечения для детей средней логопедической группы "Как дети помогли Снеговичку"
Открытое фронтальное занятие по развитию навыков творческого рассказывания в подготовительной логопедической группе на тему "Животные жарких стран"
| проект | проекты домов | как сделать каку | как сделать | книжку | трудовая книжка | своими | cвоими руками | из рук в руки | детский | детский сад | Страничка логопеда | Проект Сделаем книжку своими руками Детский сад
Проводы в школу. Путешествие по стране знаний
Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
Планирование занятий по физкультуре с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи
Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Осуществление коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Вместе – дружная семья