Проектная деятельность как средство социально-личностного развития ребенка


Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность и психологические процессы, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Через объединение различных областей знания формируется целостное видение картины окружающего мира. Все это способствует успешному обучению детей в школе и важно для дальнейшей активной жизни в обществе.

Ребенок по своей природе
пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним
откроется чудесный мир
в живых красках, ярких и
трепетных звуках –  сказке, игре,
в собственном творчестве,
в красоте.

В.Н. Сухомлинский

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и  деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи воспитания, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, помогает в освоении детьми окружающей действительности, всестороннем ее изучении.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Начиная работу методом проектной деятельности важно приготовить воспитателя к освоению новых форм взаимодействия с детьми и родителями.

Воспитатель должен:

– иметь четкое представление о целях, задачах, этапах проекта;
– донести проблему до детей, заинтересовать их;
– познакомить с проектом родителей, помочь им найти свое место в данном проекте;
– использовать мотивационную и эмоциональную отзывчивость детей, индивидуальный подход;
– оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах;
– информировать о его реализации всех участников.

Занимаясь, проектной деятельностью со старшими детьми дошкольного возраста были реализованы следующие проекты:

  • «Защитника Отечества»
  • «От кареты до ракеты»
  • «Хлеб всему голова»
  • «От семечка до растения»
  • «Все профессии важны – все профессии нужны»
  • «Правила дорожного движения»

К каждому проекту накоплен дидактический материал: художественное слово, познавательные рассказы по темам, систематизированы дидактические игры и опыты, разработаны конспекты занятий, сценарии праздников, презентации проектов, открытых мероприятий.

Особое значение в работе уделялось вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Любовь к Родине воспитывается через знакомство детей с ее историей. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности и заповедные уголки города и села, имена великих исторических деятелей и защитников Отечества. Во все времена наш многонациональный народ в лихие годы защищал свою родину, свою родную землю и всегда уважал защитников Отечества. Познание ближайшей исторической среды как части Отечества позволяет на примерах раскрыть значение истории и края в развитии России. Работа проводилась в рамках тематических и образовательных проектов, которые обогащают процесс обучения и пробуждают творческую активность детей.

Тема одного из проектов нравственно-патриотического воспитания: «Защитники Отечества» (Приложение 1)

Цель проекта: воспитывать патриотические чувства, подводить детей к пониманию того, что любить Родину – это значить знать и защищать ее.

Задачи:

  • развивать познавательные способности и интересы ребенка;
  • расширять представления о защитниках Отечества с древнейших времен до наших дней;
  • уточнять знания об окружающем мире, знакомить с военными профессиями;
  • формировать чувство любви к Родине,
  • пополнять знания об отдельных страницах героической истории родного края, знакомить  с памятниками и музеями города Челябинска;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • побуждать детей к самостоятельной передаче военных видов транспорта, используя доступные им  средства выразительности.

Вид проекта: комплексный.

Продолжительность: длительный.

Участники проекта: воспитатели, узкие специалисты, родители, дети.

В ходе реализации проекта были изучены теоретические данные по вопросу нравственно-патриотического воспитания. С воспитателями и узкими специалистами обсудили предстоящую работу в детском саду и социуме.

На родительском собрании рассказала о задуманном проекте, заинтересовала всех родителей, попросила принять активное участие при подготовке к проекту: сшить костюмы для детей, вместе с детьми сделать поделки военной техники для выставки.

Последние 3-4 года наш детский сад № 471 тесно сотрудничает с музеем памяти «Воинов-интернационалистов». Я водила детей на экскурсии в музей. Дети узнали о героях Великой Отечественной войны,  Чеченской войны и Афганистана.

Вместе с сотрудниками музея мы организовали несколько встреч с бывшими воинами Афганистана и Чечни с просмотром видеофильмов о героях. Дети подарили воинам свои поделки парашютистов из пластилина и парашюты из бумаги.

Два раза в год наши дети ездят в Сад Победы по улице Салютной. В парке гуляют по Площади Памяти и Аллеи Мира, где расположена выставка военной техники Челябинского Тракторного завода. Дети с большим интересом рассматривают: Гвардейский миномет «Катюша» БМ-13 Н, Пушка Д-44, Танк Т-34, самоходная установка СУ-100, Зенитное орудие (КС-19), Грузовой автомобиль ЗиС-5, Бронетранспортер БТР-60 ПА плавающий, Самоходная установка ИСУ-152, Танк Т-54, Боевая машина БМ-21, Танк ИС-3, Танк Т-62, Танк Т-72; Архитектурно–парковая композиция «Добрый ангел мира», памятник «Защитникам Отечества» – тракторостроителям, павшим за Родину!

На экскурсиях по городу обращаем внимание детей на то, что наш город Челябинск и Челябинская область сыграли огромную роль в обеспечении фронта во время войны военной техникой, топливом, боеприпасами, продуктами и одеждой, поэтому в городе Челябинске очень много памятников. На комсомольской площади – Танк Т-34 «Вам, челябинцы, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом», на улице Кирова памятник «Добровольцам-танкистам», на улице Свободы «Урал – опорный край державы», на улице Дзержинского – «Боевая машина десанта», на площади Революции – «Вечный огонь».

О трудовой доблести челябинцев в годы войны памятуют названия больших улиц города Челябинска – улица Героев Танкограда, проспект Победы, улица Танкистов, улица 40 лет Победы, улица Салютная, улица 9 Мая, улица Артиллерийская.

В группе организованы постоянно действующие выставки:

– фото «Мы гордимся нашими папами»;
– «Наши папы – гордость страны»;
– «Служу России»;
– макеты военной техники, сделанные совместно с родителями, педагогами и детьми;
– объемные композиции «Рейхстаг», «Самолеты на аэродроме».

Наши ребята частые гости  библиотеки № 15, где с ними проводятся  конкурсы, игры-викторины, вручение призов, чаепитие.

Совместно с инструктором по физкультуре Еленой Викторовной Качинскене проводим ежегодно на улице игру «Зарничка», в физкультурном зале спортивные соревнования «Папа, мама и я».

В  лыжных соревнованиях среди детских садов Ленинского района города Челябинска  наши воспитанники заняли третье место. Воспитанник моей группы Арсений Грищук в 2011 году занял третье место в соревнованиях по мотокроссу в городе Коркино Челябинской области, посвященных дню Защитника Отечества.

Последний этап проекта – защита – всегда зрелищный. Презентации проектов проводим с музыкальными руководителями Татьяной Петровной Наумовой, Натальей Сергеевной Шевченко. Праздники всегда яркие, интересные на них демонстрируется вклад каждого ребенка, родителей и педагогов.

В 2010 году в детском саду был торжественный утренник, посвященный 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Были приглашены: родители, дети старших групп детского сада, педагоги детского сада и района, сотрудники библиотеки, школ, директор музея памяти «Воинов-интернационалистов» Сергей Анатольевич Сигалов, ветеран боевых действий в республике Афганистан (ВДВ) Александр Викторович Уфимцев.

Дети читали стихи, пели песни, показывали театрализованные сценки, рассказывали о подвигах дедушек, пап, дядей, служивших в горячих точках нашей страны. Педагоги нашего детского сада исполнили песни «Катюша», «Алеша», все вместе пели «День Победы». Заведующий МДОУ № 471 Валентина Юрьевна Пелагейкина поздравила всех с великим праздником. Сергей Анатольевич Сигалов рассказал о людях, ушедших на фронт, и о тех, кто трудился в тылу, чтобы приблизить День Победы. Александр Викторович Уфимцев рассказал о боевых действиях в республике Афганистан. Дети подарили директору музея памяти «Воинов-интернационалистов» Сергею Анатольевичу Сигалову коллективную работу «Рейхстаг», Александру Викторовичу Уфимцеву коллективную работу «Самолеты на аэродроме».

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность и психологические процессы, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Общее дело развивает коммуникативность и нравственные качества личности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе и важны для дальнейшей активной жизни в обществе.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конкурс чтецов в детском саду
Психосоциальная поддержка семей "группы риска" как условие предупреждение семейного неблагополучия и семейного насилия
Театрализованная деятельность в ДОУ
Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Профессиональное становление молодого педагога ДОУ
Оптимизация интеллектуального развития дошкольников средствами инновационных технологий
| проектная | проектная деятельность | виды деятельности | Как | средство | народные средства | социальная | социально | личностного | личностно ориентированный | развития | развитие ребенка | ребенок дитя | детский | детский сад | Страничка психолога | Проектная деятельность как средство социально личностного развития ребенка Детский сад
Диалектика для малышей
Методическая разработка обучения дошкольников плаванию "Веселые дельфины"
Семинар-практикум "Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"
Воспитание валеологической культуры как условие личностно-социального развития детей дошкольного возраста
Пути и методы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду
Спортивное развлечение с элементами английского языка совместно с детьми и родителями "Мальчишки и девчонки, а также их родители…"