Психическое здоровье ребенка дошкольного возраста в условиях современного ДОУ


Статья содержит материал о психическом здоровье ребенка в условиях современного ДОУ.

деятельности учреждений здравоохранения. Эти факторы в такой же пропорции влияют не только на психическое, но и на общее здоровье.

Социально-психологические факторы

Дисгармония семейного воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений). При этом выделяются следующие типы неправильного воспитания: эмоциональное отвержение ребенка – неПриятие, Присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения – равнодушие, попустительство и отсутствие контроля со стороны родителей. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными.

Социально-культурные факторы

Эти факторы обусловлены ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

Социально-экономические факторы

Сюда можно отнести неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. И.В. Дубровина (1995) считает, что помещение детей до 3-х лет в ясли или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием. Она рекомендует помещать ребенка в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем, в возрасте после 3-х лет.

Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности

К основным направлениям оздоровительной деятельности и дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

  •  организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  •  организацию питания;
  •  обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  •  организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  •  физическое воспитание детей.

1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-пра- вовых и инструктивных документов, которые обязаны знать все работники дошкольных учреждений.

Важно сказать и о гражданской ответственности педагогов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Дело в том, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых, и плохой уход либо его отсутствие квалифицируется как жестокое обращение с ребенком. Уход за ребенком – это прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п.
Ученые института им. Гельмгольца в Германии провели уникальные исследования и доказали, что световой поток, проникая через зрачок глаза, определенным образом воздействует на гипоталамус и гипофиз головного мозга, которые, в свою очередь, «ведают» процессами роста и обмена веществ. Поэтому и света в групповых помещениях должно быть достаточно, и зоны для занятий и игр детей располагаться в наиболее освещенных местах. Но главное – дети как можно больше должны находиться на свежем воздухе.

2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Важно отметить, что обеспечение психологического комфорта во время приема пищи под силу только коллективу профессионалов, живущих в ногу со временем и искренне любящих своих воспитанников.

3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения.
Психологический дискомфорт может быть вызван разными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой! воспитателя, невольно выраженной им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде; передается детям и состояние нервного напряжения педагога.
Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха, неразрешенное детских проблем могут также представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Признаки подавленного состояния ребенка

  1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  2. Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу пли, наоборот, агрессивность.
  4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.
  5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.
  7. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, пли, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорит нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс протекает чаше как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослее. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда уже разворачиваются множественны! реакции.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствуе устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем мь наблюдаем при этом!

Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения являете; физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательные эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит' мышечную радость создавая устойчивое настроение.

По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста, недосыпающих по 1,5–2 часа в сутки, примерно 5%. Причина в недооценке значения сна для здоровья ребенка, а также неумелая его организация.

Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки.

Бытует мнение, что ничего страшного пет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастит ребенка неизнеженным. Но это серьезное заблуждение.Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, г следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Вс время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды (например, холоду, повышенной влажности), а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний.

5. Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности
Родительское собрание на тему "Темперамент ребенка и взаимодействие с ним"
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области "Социализация" с участием социальных партнеров МБДОУ
Проектно-исследовательская деятельность на тему "Путешествие по родному городу"
Формирование художественно-литературного опыта у детей методом нетривиальных творческих ситуаций
| Психическое | здоровье | центр здоровья | ребенка | ребенок дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | условиях | условия контракта | современного | современный мир | доу | программы доу | детский | детский сад | Страничка психолога | Психическое здоровье ребенка дошкольного возраста в условиях современного ДОУ Детский сад
Игра как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Конспект по социально личностному развитию "Как жить дружно?"
Психологические особенности детей с сосудистыми заболеваниями головного и спинного мозга в результате родовой травмы
Программа профилактики и коррекции деструктивного поведения ребенка. Опыт работы психолога ДОУ
Эмоциональные состояния дошкольников
Дидактические игры на уроках по развитию речи для детей подготовительного класса школ VIII вида