Работа по формированию поликультурной компетентности дошкольников в соответствии с современными достижениями педагогической науки и практики


В работе рассмотрена поликультурная образованность индивида - проявление положительного отношения к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Показана материальная, духовная, нормативная культуры как составные части поликультурного воспитания.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Э.К.Суслова

Под поликультурным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к появлению с его стороны социально – культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

2. Духовная культура:

3. Нормативная культура:

  • нравственные общечеловеческие качества;
  • правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Вся работа в ДОУ ведётся по этим трём направлениям – в играх, на занятиях, на прогулке. Проводятся праздники, развлечения, тематические вечера, досуги и т.д. Предлагаем участникам практикума поиграть в игру “Волшебный мешочек”. В мешочке лежат предметы русского, татарского, чувашского быта. Воспитатели достают по одному предмету, называют его. Беседуем с ними: Что это? В быту какого народа чаще всего встречается этот предмет? Почему Вы так думаете? (Объяснение). В этой игре идёт закрепление знаний о предметах материальной культуры.

Сейчас мы загадаем загадки, а вы попробуйте отгадать, какому этносу они принадлежат. Покажите соответствующий предмет, докажите своё мнение.

Семь красавиц расписных,
Все в платочках кружевных.
Все в передниках цветных,
Семь румяных, семь глазастых.
Как зовутся те подружки
Деревянные игрушки? (Матрёшка)

(Воспитатели показывают предметы русского быта).

С бородою, а не бабай,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица? (Коза)

(Воспитатели показывают предметы татарского быта)

В серебряном венце,
Румянец на лице.
Собою хороша,
Стоит, не дыша? (Чувашская девушка)

Прослушав ответы педагогов, поясняем: дети догадываются по опорным словам: кружева, румянец – русские; бабай, джигит – татарские; хужпу, сари – чувашские и т.д. Аналогично можно проводить игры с поговорками, сказками, песнями. Например: мы вам споём песню, а вы угадайте, на каком языке я спела. В мешочек положите предмет, принадлежащий тому народу, на языке которого мы поём.

  1. “Ой, вставала я ранёшенько…” (русская).
  2. “Эх, тала, тала, тала…” (татарская).
  3. “Пире тован кетсе торать…” (чувашская).

Песни можно брать знакомые детям, а можно – совсем новые. Они угадывают песни по мелодичности, ритму, звучанию, по опорным словам.

Вы, наверное, догадались, что эти приёмы позволяют знакомить детей с элементами духовной культуры.

А вот пословицы и поговорки – большие помощники в области ознакомления с элементами нормативной культуры. Педагогика разных народов учит:

  • уважать старших, мать (“Нет такого дружка как родная матушка” русская народная пословица);
  • трудолюбию ( “Каков работник, такова и работа” чувашская народная пословица);
  • гостеприимству (“Кто не любит в гости звать, тому добра не видать” татарская народная пословица)

Например, простая игра с пословицами “Продолжи пословицу”:

  • “Каков работник, такова и ……..(работа)”;
  • “Доброму слову - добрый ……..(ответ)”;
  • “Сам погибай, а друга…….. (выручай)”;
  • “Ври, да знай ……. (меру)”;

Все эти игры можно проводить на занятии, во время физкультминуток, вечером, на прогулке. Можно их проводить с мячом, с эстафетной палочкой. Эти игры придают особый колорит, вызывают эмоциональное оживление, не требуют много времени, и в то же время имеют большую педагогическую ценность.

В конце занятий (будь это математики или развитие речи, аппликация или рисование) мы часто дарим детям народные песни, которые инсценируем. Предлагаем и вам поучаствовать в инсценировке песни “Ой, вставала я ранёшенько…”.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Физкультурное развлечение с детьми 3–4 лет "В гостях у Винни-Пуха"
Занимательная математика для дошкольников
Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы по мотивам русской народной сказки "Морозко"
Работа по формированию поликультурной компетентности дошкольников в соответствии с современными достижениями педагогической науки и практики
Педагогический проект: "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством досуговой деятельности"
Осенний праздник во 2-й младшей группе "Волшебница Осень!"
| работа | вакансии работа | формированию | формирование личности | поликультурной | поликультурное образование | компетентности | профессиональная компетентность | дошкольников | развитие дошкольников | сертификат соответствия | соответствие размеров | современными | современная россия | достижениями | достижение цели | педагогической | педагогический университет | науки | образование и наука | практики | практикой | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Работа по формированию поликультурной компетентности дошкольников в соответствии с современными достижениями педагогической науки и практики Детский сад
Внеклассное мероприятие "Независимость глазами детей"
Праздник "Здравствуй, Матрешка!" для детей 4–5 лет
"Я люблю свой детский сад, и мальчишек, и девчат"
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел"
Доминантное музыкальное занятие по развитию музыкально-ритмических движений в старшей группе
Занятие по природному миру в 1-й младшей группе "Тонет – не тонет"