Развивающие занятия "Наша природа"


Предлагаемая модель программы развивающих занятий адресована педагогам-психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам коррекционных и массовых дошкольных учреждений. В создании программы использовалась литература таких авторов, как Борякова Н.Ю., Галанов А. С., Ганичева И.В., Гербова В.В., Гризик Т.И., Ермолаева М.В., Забрамная С.Д., Ушакова О.С., Катаева Л.И., Коноваленко В.В., Метенова Н.М., Стребелева С.Г., Узорова О.В., Шевченко С.Г., Шарохина В.Л., Широкова Г.А. и другие. В программе занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей. Перспективное планирование на учебный год программы занятий по экологическому воспитанию и приобщению детей к живой природе с описанием задач и алгоритма занятий. Другие разделы программы: развивающие занятия: "Мир чудес" (окружающий мир) и "Веселый карандашик" (развитие моторики).

Алгоритм занятия:

Сентябрь

Диагностика: 1-ая и 2-ая неделя сентября.

Задачи: Выявление первоначального уровня социального развития.

Методики: Карта наблюдения – “Овладение социальными навыками”.

Задания с воспитателями: Заполнение карты наблюдения – “Обладание навыками самообслуживания”

Занятие 1. Осень

Задачи: Закрепить знания детей о временах года. Систематизировать представления об осени на основе работы с картинками, содержащими отличительные признаки (уменьшение продолжительности дня, похолодание, изменение цвета травы, листьев, с деревьев опадает листва, на небе тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края). Знакомство с основными цветами осени. Развитие творческого мышления. Развитие тактильного восприятия. Развитие подвижности, силы и гибкости пальцев.

Материалы: Альбом по темеВремена года” (листы, формат А3, скрепленные между собой), картина “Осень”.

Ход занятия: На занятииМир чудес” дети знакомятся с картой Мира чудес, по ней они будут путешествовать весь год, изучая окружающий мир. Встретивший их на начале пути Гном (картинка, игрушка) на этом занятии знакомит детей с альбомом “Времена года” и рассказывает им, что туда они будут вклеивать и рисовать то, что связано со временами года. Помогать в этом сложном деле им будут воспитатели, педагоги и родители. Гномик повторяет с детьми признаки осени и подбирает для альбома первую картинку – осенний пейзаж.

Загадки про осень.

Массаж пальцев рук и ладоней (Узорова О.В. Игры с пальчиками/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002).

Задания с воспитателями: Прогулка в осенний парк, наблюдение. Сбор листьев разного цвета.

Домашнее здание: Подбор картинок с тематикой “Осень” для альбома.

Октябрь

Занятие 2. Осень (продолжение)

Задачи: Закрепить знания детей об осени и ее признаках.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, сушеные осенние листья, клей, рамки из бумаги, вырезанные животные, домашние заготовки осенних картинок.

Ход занятия: Дети совместно с педагогом наклеивают приготовленные дома картинки в альбом, повторяя пройденный материал по лексической теме “Осень”. Педагог показывает высушенные листья, которые дети собрали в парке.
Игра “С какого дерева листок?”. Дети приклеивают листья в альбом. Затем педагог предлагает дошкольникам “сфотографировать” животных осенью (в альбоме наклеены рамочки для “фотографий” животных).
Игра “Угадай по описанию” (педагог описывает животного, ребенок, отгадавший его, находит картинку и вклеивает ее в рамочку – “фотографирует” животное).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее задание: Подбор разного корма для птиц.

Занятие 3. Осень (продолжение)

Задачи: Закрепить знания детей об осени и ее признаках.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, заготовки корма для птиц, клей, рамки из бумаги, вырезанные птицы.

Ход занятия:

Игра “Угадай на ощупь” (Дети достают из мешочка корм, предварительно угадав на ощупь, что это, затем наклеивают его в альбом. Рядом наклеивается рамочка.
Игра “Угадай по описанию” (педагог описывает птицу, ребенок, отгадавший его, находит картинку и вклеивает ее в рамочку – “фотографирует” птицу).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее здание: Подбор лоскутков ткани разной фактуры и цвета.

Ноябрь

Занятие 4. Человек и одежда

Задачи: Знакомство детей со строением тела человека, заполнение нового альбома “Я – человек”.

Материалы: Альбом по теме “Я – человек”, заготовки лоскутков ткани.

Ход занятия: Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Знать, из чего шьется одежда и ее сезонное назначение. Знать основные части одежды (рукав, подол и т.д.), ее свойства (цвет, величина, материя).
Дети на маленьких листочках рисуют себя, и педагог вклеивает эти рисунки в альбом. В центре альбома нарисован человек, четко показаны части его тела. На следующих страницах альбома кармашки с силуэтами разной одежды, дети втравляют приготовленные лоскутки ткани в кармашки и устраивают “Показ мод”.

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее здание: Подбор овощей и фруктов.

Занятие 5. Дом, сад, огород

Задачи: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Различать их по форме, цвету, вкусу, величине и запаху. Закрепить понятия по лексической теме “Дом, семья”.

Материалы: Альбом по теме “Я – человек”, вырезанные картинки с членами семьи, клей, заготовленные фрукты и овощи.

Ход занятия: Педагог или гном как действующее лицо показывает детям новую страницу в альбоме, на которой наклеен большой дом, где можно открыть двери, окна и т.д. Открывая часть дома и, называя ее, дети наклеивают на пустое место членов семьи по возрастному признаку (от старшего к младшему). На следующей странице нарисован сад, дети приклеивают вырезанные фрукты, затем в огороде – овощи.
Игра “Угадай на вкус” (с заготовленными дома фруктами и овощами).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Задания с воспитателями: Изготовление салатов в условии группы.

Декабрь

Занятие 6. Животные зимой

Задачи: Расширить представления детей о зиме. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей (заяц, лиса, медведь). Подготовка животных к зиме.

Материалы: Альбом по теме “Я – человек”, вырезанные дикие животные и корм, который они заготавливают на зиму.

Ход занятия: В Альбоме наклеены кошки в виде жилищ животных. Дети, называя жилище, ищут животное, которое там живет и корм для него, кладут в кармашек.
Игра “Изобрази животное” .

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее задание: Подбор картинок с зимними явлениями природы.

Занятие 7. Праздник настает!

Задачи: Познакомить детей с зимними явлениями в природе. Расширить и закрепить представления о зимних играх. Знакомство с особенностями празднования Нового года и Рождества.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, домашние заготовки зимних картинок, диафильм, картинки к игре “Отгадай, от какого вида спорта предмет?”.

Ход занятия: Дети совместно с педагогом наклеивают приготовленные дома картинки в альбом, повторяя пройденный материал по лексической теме “Зима”. Педагог показывает диафильм про зимние игры и зимние виды спорта.
Игра “Отгадай, от какого вида спорта предмет?” (шайба, клюшка, лыжи, коньки и т.д.).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Январь

Диагностика: 2-ая неделя января.

Задачи: Выявление промежуточного уровня социального развития.

Методики: см. сентябрь.

Занятие 8. Домашние животные и птицы

Задачи: Закрепить знания детей по лексической теме “домашние животные и птицы”. Забота человека о домашних животных.

Материалы: Альбом по теме “Я – человек”, вырезанные детеныши домашних животных и птиц, кусочки корма (или рисунки), клей.

Ход занятия: Педагог показывает в альбоме новую страницу, на которой изображены домашние животные и птицы.
Игра “Чей детеныш?” (Дети наклеивают детеныша рядом с “мамой”)
Игра “Какую пользу приносят домашние животные?” (Ответ дети рисуют рядом с животным, например: коза, корова – молоко, овца – шерсть, свитер, курица – яйцо и т.д.).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее задание: Подбор строительного материала (песок, глина, кусочек кирпича и т.д.)

Февраль

Занятие 9. Из чего сделан дом?

Задачи: Закрепить знания детей по лексической теме “дом”

Материалы: Альбом по теме “Я – человек”, заготовленные материалы.

Ход занятия: В Альбоме нарисованы дома: деревянный, кирпичный, соломенный и т.д.) Дети подвешивают рядом с нарисованным домом пакетик с подходящим материалом.
Игра “Слушай и выполняй мою команду” (ребенок выполняет команды водящего: иди прямо, поверни налево и т.д. и ищут загаданную игрушку).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Задания с воспитателями: экскурсия по зданию и территории детского сада.

Занятие 10. Праздник пап!

Задачи: Патриотическое воспитание.

Материалы: Краски, листы бумаги.

Ход занятия: Рисование на тему “День защитника отечества”.

Задания с воспитателями: выставка работ.

Домашнее задание: подбор картинок по теме “Весна”

Март

Занятие 11. Весна! Праздник мам!

Задачи: Закрепить представления детей о весне.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, заготовки картинок о весне, клей, бумага, краски.

Ход занятия: Дети совместно с педагогом наклеивают приготовленные дома картинки в альбом, повторяя пройденный материал по лексической теме “Весна”.
Рисование на тему “8 марта”.

Задания с воспитателями: выставка работ.

Занятие 12. Наши ножки!

Задачи: Уточнить и расширить представления детей об обуви. Формировать понятие обувь. Познакомить детей с отдельными деталями обуви. Формировать умение ухода за обувью.Материалы: Альбом по теме “Я  – человек”, шнуровка, трафареты обуви разного вида.

Ход занятия: Дети обводят по трафарету обувь и раскрашивают.
Игра “Кто быстрее зашнурует ботинок”.

Массаж пальцев рук и ладоней.

Домашнее задание: подбор картинок – транспорт.

Апрель

Занятие 13. Транспорт

Задачи: Закрепить знания детей по теме “Транспорт”.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, заготовки транспорта разного вида.

Ход занятия: В Альбоме нарисованы три стихии: “воздух, вода, земля”. Дети приклеивают свои домашние заготовки транспорта в подходящее место.
Игра “Кто быстрее?” (Наставление макетов транспорта по скорости).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Занятие 14. Профессии

Задачи: Расширить представление детей о профессиях.

Ход занятия: Приглашение людей интересной профессии, беседа с детьми.

Май

Диагностика: 1-ая и 2-ая неделя мая.

Задачи: Выявление итогового (за учебный год) уровня социального развития.

Материалы: см. сентябрь.

Домашнее задание: подбор картинок о лете.

Занятие 15. Скоро лето!

Задачи: Обобщать знания детей о лете.

Материалы: Альбом по теме “Времена года”, заготовки картинок о лете, клей.

Ход занятия: Дети совместно с педагогом наклеивают приготовленные дома картинки в альбом, повторяя пройденный материал по лексической теме “Лето”.
Игра-классификация (вредные и полезные насекомые, съедобные и несъедобные грибы, ягоды; сорняки и лечебные растения и т.д.).

Массаж пальцев рук и ладоней.

Задание с воспитателем: Выставка альбомов “Времена года” и “Я – человек”.

Июнь

Повторение пройденных тем на выбор педагога.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Коррекционно-развивающее занятие "Психолог и его команда"
Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович
Интегрированное занятие (музыка + экология) в старшей группе "Бабочки вокруг нас"
Роль исследовательской деятельности в познании неживой природы
Развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной компетенции
| развей | развивать | занятия | конспекты занятий | Наша | природа | живая природа | детский | детский сад | Страничка психолога | Развивающие занятия Наша природа Детский сад
Развитие речи в раннем возрасте у детей с психофизическими нарушениями
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Рабочая программа "Растем крепкими и здоровыми"
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений в формировании театральной культуры детей старшего дошкольного возраста
Программа "Музыка и творчество"
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие социальной уверенности у дошкольников"