Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников


В статье представлен календарно-тематический план воспитателей логопедической группы по воспитанию речевой культуры и формирования коммуникативных навыков у дошкольников 4-5-и лет.

Человек как существо биосоциальное постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутри семейные, общественные и другие. Любое общение требует от Человека умения соблюдать общепринятые правила этикета.

В последние время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Из опыта своей работы могу сказать, что уровень владения правилами этикета у детей оставляет желать лучшего. Далеко не каждый ребенок умеет сдерживать свои порывы.

Почти каждому ребенку присуще лидерство, которое является характерной чертой детей нынешнего поколения – это неумение считаться с мнениями, интересами других людей, неумение правильно изложить свои мысли, разумно сформировать вопрос. Это зачастую приводит к возникновению споров, конфликтов. Поэтому в работе с детьми считаю актуальным решение таких задач, как - знакомство детей с правилами этикета и расширение их словарного запаса; жизнь в соответствии с общечеловеческими нравственными и этическими законами.

Поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам.

Важнейшим средством общения людей является наша речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей.

Уже с первых лет жизни малыш должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно сдерживать желание, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Уже поэтому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, как ест, как держит руки - судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяет такое важное качество ребенка, как коммуникативность. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Для этого нами было разработано календарно-тематическое планирование для работы с детьми 4-7 лет.

Календарно-тематический план работы по воспитанию речевой культуры и формирования коммуникативных навыков у дошкольников 4-5 лет

Блок Тема Задачи Предварительная работа Формы работы

(содержание, продуктивная деятельность)

Сроки
Что такое культура Культурная среда Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Учить анализировать поступки сказочных героев. Просмотр мультфильма "Крокодил Гена и Чебурашка" Беседа (1, с 36)"Культурная среда"

Игра "Коробочка добрых дел" (5, с25). Рисование

Октябрь
В мире вежливых слов Волшебные слова Продолжать учить детей использовать добрые и волшебные слова. Умение вести себя соответственно с правилами поведения. Чтение. "Вежливые бельчата"

(1,с 13)

Беседа (4,с24)"Волшебные слова." Игра "Вежливый ручей" Рисование. (портрет -доброго, вежливого человека) Октябрь
Утешение  

Развитие навыков общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей. Учить использовать в речи правила этикета при общении друг с другом.

Рассказывание сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Чтение и анализ стихотворения Т.Ткаченко. "Если плачет кто-то рядом."

С.Михалкова.

(6,с 36)"Как-то ночью к телефону."

Беседа по картине "Если плачет кто-то рядом"(6,с36)

Лепка "Игрушка"

Творческий этюд "Прыгалки"

Составление рассказа по картине

"Если кто-то рядом"

Ноябрь
Без друзей жить нельзя Умеешь ли ты

дружить.

Учить детей быть искренними в проявлении любви к людям. Развитие навыков общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей. Формирование оценочных суждений. Развивать у детей связную речь. Просмотр мультфильма “Бременские музыканты”. Беседа по картине "Если другу одиноко"(6,с27). Чтение ст. З.Александровой "Света"

Рисование "Портрет друга"

Творческий этюд. "Новенькая" Составление рассказа по картине "Если другу одиноко"(6,с27)

Декабрь
Бережное отношение к животным. Учить проявлять доброе отношение к животным. Расширять представления о домашних животных и их детенышах. Чтения и анализ стихотворения В. Берестова (6,с.47). "Я тебе верю". Беседа по картинке "Котенок" (6,с.46) Творческий этюд "Хочу поспать". Лепка

"Домашние животные".

Составления рассказа по картине "Котенок". Загадки о животных.

Игра "Знаки леса"

Январь
Гостям всегда рады Как выбрать подарок Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать у них вежливый тон в общении с людьми, использовать в речи правила этикета при общении друг с другом.. Уметь делать приятное близким в день рождения, праздник. Мультфильм "Винни - Пух и его друзья"

Беседа

Беседа (3,с.44) (5,с.25)"Как выбрать подарок."

с-р: "Магазин"

"Пальчиковые игры".

Лепка, аппликация, рисование: "Подарок другу"

Февраль
Скоро в школу Правила поведения

в школе.

Закреплять умение детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Воспитывать уважения к взрослым. Учить исполь-зовать в речи формулы знакомства. Развивать у детей связную речь. Экскурсия по школе. Беседа (3,с.54)"Правила поведения в школе." Игра: "Школьные уроки". Просмотр иллюстраций. "Дети в школе."

Обыгрывания ситуации "Мальчик и педагог"

Февраль
Этикет Правила этикета Знакомить детей с понятием эстетика. Формировать у них представления о взаимосвязи этики и эстетики. Учить детей инсценировать сказки. Чтения диалогов из сказки "Колобок". Беседа (3,с.25)"Правила этикета."Просмотр мультфильма "День рождения Леопольда" Игра."Стань артистом"

Песня: "Если с другом вышел в путь". Рисования кота и мышей, какими хотелось бы их увидеть.

Март
Поведение в общественных местах. В парикмахерской Учить детей выполнять правила поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих. Самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми: здороваться; прощаться; обращаться на "Вы" Рассматривание иллюстраций. "Мир этикета." Вводная беседа (2,с.74)"Правила поведения в парикмахерской."

с/р игра "Парикмахерская"

Рисование "Прическа"

Апрель
В группе Учить детей выполнять правила поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих, Уметь выражать свои замыслы , чтобы они были понятны для окружающих.. Чтения и анализ стихотворения В.Кодряна "Ябеда" Беседа по картине "В игровом уголке". Творческий этюд "Когда игрушки говорят" (6,с.10)

Тематическое рисование "Ночные приключения игрушек"

Апрель

Литература:

  1. Гольдникова. А. “Хорошие манеры в рисунках и примерах”.
  2. Олешина. Л. О “О вежливости, а также, о деликатности…”.
  3. Ермаченко. В.К. “Этикет Воспитанность личность”.
  4. Лаврентьева. Г.П. “Культура общения дошкольников”.
  5. Гольдин. В.Е. “Речь и этикет”.
  6. Пивовар. В. “Энциклопедия хороших манер”.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Работа кружка "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи дошкольников с ОНР
Комплексное подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы по теме "Овощи. Слова-признаки..."
Игровой массаж в картинках. Итоговое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ОНР "Проделки Бабы-яги" на тему "Времена года"
Сказочные истории для детей, которые хотят научиться правильно произносить звуки
Программа "Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования"
Радость творчества — источник активизации внутреннего потенциала семьи
| речевая | речевое развитие | культура | физическая культура | Как | средство | народные средства | формирования | формирование культуры | коммуникативных | коммуникативное развитие | навыков | профессиональные навыки | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Детский сад
Конспект подгруппового занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в старшей группе
Психологические приемы активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников. Игра "Зарница"
Логоритмика с пеленок (интегрированные занятия с детьми в возрасте от года до двух лет)
Сценарий утренника "Вовка в тридевятом царстве" (выпуск в школу)
Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе "Путешествие в страну гласных звуков и букв"