"Ритмика. А нужна ли она моему ребенку?" Консультация для родителей детей с нарушением зрения


Ритмика для детей с нарушением зрения - это своевременная коррекционно-педагогическая помощь, - это физическая активность, - это творческий процесс, который дает возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений, движений телом, жестикуляцией рук. Ритмика - это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности, - это развлечение и получение удовольствия.

Внутренний мир ребенка с проблемами сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие  окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Одним из средств, способным решить все эти задачи, является музыкальное искусство.

Музыка! Она окружает нас повсюду, способна вызвать различные чувства: от любви до ненависти, но я думаю, что сейчас, ни кого не надо убеждать в огромной "целительной силе музыки". Происходит это в силу того, что Музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциОнальное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притопывать ногой или пуститься в пляс.

Упоминание же о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние века (Пифагор, Аристотель, Гиппократ и другие). Индийские философы говорили: "Поистине музыка врачует душу". А музыкотерапевт древнего Хорезма, Аль Фараби, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела - головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент поддерживает нервную систему и ощущения. Восприятие же музыки обеспечивается обоими полушариями головного мозга; при регулярном прослушивании усиливается интеграция (т.е. взаимодействие) между правым и левым полушариями. Обучение чтению, письму, счету "нагружает" преимущественно левое полушарие, что для дошкольника (и даже младшего школьника), в силу возрастных особенностей, не слишком хорошо. музыка помогает сохранить равновесие и активизирует гармоничную работу обоих полушарий.

Какую же цель преследуют наши занятия ритмикой?

Мы не занимаемся "натаскиванием на танец".

Мы развиваем чувство ритма, которому подчинено все на планете.

Мы приобщаем к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию.

Мы занимаемся профилактикой и коррекцией имеющихся у детей отклонений в двигательной деятельности средствами музыки, движений и слова.

Если ребенка не учить ничему специально, он - просто в силу возрастных особенностей - будет "перескакивать" с одного занятия на другое, не доводя ни одного из них до конца. Сам ребенок еще не умеет сосредоточиться на чем-то конкретном. Живость реакций и любопытство ко всему новому - это прекрасно, но без систематического обучения они превращаются в неусидчивость, которая довольно быстро может стать чертой личности.

Регулярные занятия (конечно, ненасильственные, построенные с учетом возраста и возможностей ребенка) позволяют приучить его к сосредоточенности, помогают тренировать и совершенствовать внимание и способность малыша к самоконтролю.

Трудиться придется и самому ребенку, и всем взрослым, занимающимся его воспитанием и обучением. Важно поверить, что труд может быть радостным, обучение, несмотря на дисциплину и довольно большие усилия, - веселым и приносящим удовольствие.

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.

На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

Занятия ритмикой носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности детей, позволяют детям (с нарушением зрения) преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и др. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

Большое внимание уделяем развитию зрительно-двигательной ориентировки в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров.

Основными средствами на занятиях ритмикой являются движения (танцевальные и ритмические упражнения, различные музыкально-ритмические и речевые игры) и музыка.

Занятия ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы детей. В процессе занятий эффективно развиваются координация движений, быстрота, сила, выносливость, подвижность в суставах и физическая работоспособность.

А танцевальная направленность упражнений способствует развитию выразительности, пластичности и ритмичности движений. На этой основе осуществляется коррекция недостатков физического развития и двигательной подготовленности. Кроме того, занятия ритмикой, благодаря разнообразному и систематическому музыкальному сопровождению, развивают музыкальный слух, пластичность и точность движений, эстетические чувства.

На занятиях ритмикой широкое применение речевых упражнений и игр способствует развитию речи, выработке хорошей дикции, улучшению слуховой и двигательной памяти, обогащению словарного запаса дошкольника.

Возможно, ваш ребенок не научится двигаться под музыку так же свободно, как зрячие дети. Тем не менее, он сможет двигаться самостоятельно и достаточно уверенно. Но всегда необходимо помнить о том, что у незрячих детей тот, же потенциал развития, что и у их зрячих сверстников, просто он может быть несколько замедленным. И это нужно рассматривать как индивидуальную особенность, которая не помешает полноценному развитию ребенка.

Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на занятиях, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте.

Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Знакомство дошкольника с ПДД
Сценарий спектакля "Как цыпленок голос искал"
Педагогический проект "Юные овощеводы"
Особенности развития игры у детей с проблемами в психическом развитии, воспитывающихся в доме ребенка
Конспект занятия в старшей группе по теме "Кошки"
Современный подход в работе социального педагога с детьми и общественностью
| ритмика | программа ритмика | какие нужны | нужны документы | она | моему | ребенку | ребенок дитя | консультация | женская консультация | для | поздравления родителям | дети и родители | детей | нарушением | дети с нарушениями | зрения | точка зрения | детский | детский сад | Страничка методиста | Ритмика А нужна ли она моему ребенку Консультация для родителей детей с нарушением зрения Детский сад
Экологический комплекс в дошкольном образовательном учреждении
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Конспект урока "Страна Угландия"
Социально-педагогический проект "Мир похож на цветной луг"
Варианты дидактических игр и упражнений с использованием нижней горизонтальной плоскости
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "Путь хлеба к нашему столу"