Совместная деятельность педагога с детьми 4-го года жизни "Разноцветный город" (образовательная область "Познание")


Совместная деятельность педагога с детьми "Разноцветный город" проводится с детьми 4-го года жизни. Один и тот же "метод" или "приём" будет удачно реализован при взаимодействии с одним ребёнком, но может не дать нужного результата при взаимодействии с другим. Поэтому, для более эффективного проведения образовательного процесса и реализации принципа дифференцированного подхода к детям, были спроектированы 3 образовательных маршрута, в которых учитываются уровни развития каждого воспитанника.

Задачи:

Материал:

  • 6 цветных полей (красный, синий, фиолетовый, жёлтый, зелёный, оранжевый) формата А3;
  • 5 геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал, квадрат) 6 цветов (красного, синего, фиолетового, жёлтого, зелёного, оранжевого);
  • геометрические фигуры - человечки, с разными эмоциями: круг красного цвета с эмоцией "огорчение",квадрат оранжевого цвета с эмоцией "удивление", овал зелёного цвета с эмоцией "злость",треугольник жёлтого цвета с эмоцией "страх", четырёхугольник синего цвета с эмоцией "радость";
  • 5 дополнительно фигурок человечков любого цвета с эмоциями "радость";
  • 6 корзиночек (красного, синего, фиолетового, жёлтого, зелёного, оранжевого) цветов;
  • схема-подсказка и схема "пошагового" действия;
  • медальки разного цвета на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель: К нам сегодня пришло много гостей. Это фигурки-человечки. (рассматриваем поочерёдно геометрические фигурки - человечки): синий прямоугольник с эмоцией "радость", оранжевый квадрат с эмоцией "удивление", зелёный овал с эмоцией "злость", жёлтый треугольник с эмоцией "страх", - красный круг с эмоцией "огорчение" Рисунок1

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл (появляется фигурка-человече синий прямоугольник с эмоцией "радость") (Педагог вместе с детьми рассматривает фигурки-человечки, дети называют геометрическую форму, показывают настроение, используя следующие методы и приёмы.

Приёмы Описание фигурки-человечки III образовательный маршрут II образовательный маршрут I образовательный маршрут
Вопросы, используемые при рассматривании геометрических фигур - синий прямоугольник с эмоцией "радость" - вопрос выбора: Это квадрат или прямоугольник? - наводящие вопросы: Это круг? Почему? Это треугольник? Почему? Это квадрат? Почему? Значит, какая это фигура?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это прямоугольник?

- поисковые вопросы:

- Как называется эта фигура? Докажи, что это прямоугольник?

- оранжевый квадрат с эмоцией "удивление" - вопрос выбора: - это квадрат или треугольник? - наводящие вопросы: Это круг? Почему? Это треугольник? Почему? Это прямоугольник? Почему? Значит, какая это фигура?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это квадрат?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это квадрат?
- зелёный овал с эмоцией "злость" - вопрос выбора: - это овал или прямоугольник? - наводящие вопросы: Это треугольник? Почему? Это круг? Почему? Это прямоугольник? Значит, какая это фигура?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это овал?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это овал?
- жёлтый треугольник с эмоцией "страх" - вопрос выбора: - это квадрат или треугольник? - наводящие вопросы: Это круг? Почему? Это квадрат? Почему?

Это прямоугольник? Значит, какая это фигура?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это треугольник?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это треугольник?
- красный круг с эмоцией "обида" - вопрос выбора: - это круг или овал? - наводящие вопросы: Это треугольник? Почему? Это квадрат? Почему? Это прямоугольник?

- Это овал? Почему? Значит, какая это фигура?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это круг?

- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это круг?
Вопросы, используемые при рассматривании эмоций человечков - синий прямоугольник с эмоцией "радость" - Какое настроение у прямоугольника?

- Чему он радуется?

- оранжевый квадрат с эмоцией удивление" - Какое настроение у квадрата?

- Чему он удивляется?

- зелёный овал с эмоцией "злость" - Какое настроение у овала?

- На что злится овал?

- жёлтый треугольник с эмоцией "страх" - Какое настроение у треугольника?

- Чего боится треугольник?

- красный круг с эмоцией "обида" - Какое настроение у круга?

- На что обижается круг?

Показ настроения Ко всем фигурам-человечкам. - давайте изобразим настроение которое испытывает фигура?

- полное сопровождение

- изобразите чувство, которое испытывает прямоугольник.

- частичный контроль

- как можно изобразить чувство, которое испытывает прямоугольник.

- самостоятельное выполнение

(после того, как рассмотрена и названа фигура., необходимо снять негативную эмоцию у фигуры - человечка. Для этого нужно проговорить говорилку, (кроме первой фигуры - синего прямоугольника) после произнесения говорилки, эмоция у фигуры меняется на эмоцию "радость". Рисунок 1 После этого появляется следующая фигурка - человечек)

Варианты говорилок:

- оранжевый квадрат с эмоцией "удивление" - зелёного овала с эмоцией "злость" - жёлтый треугольник с эмоцией "страх" - красный круг  с эмоцией "обида"
Ты квадрат не удивляйся,
А почаще улыбайся.
Лучше ты овал не злись,
А ребяткам улыбнись.
Треугольник не пугайся,
А почаще улыбайся
Ты кружок не обижайся,
А ребяткам улыбайся.

(Эмоция кружка остаётся без изменения.)

Воспитатель: - Посмотрите на кружок он всё равно не улыбается. Хотите узнать, в чём причина его обиды?

- Круг сказал мне по секрету, что все геометрические фигуры хотят жить в городе, где есть разноцветные улицы и все геометрические фигуры смогут найти дома своей формы.

- Что же делать? (ответы детей) Как мы можем помочь? (ответы детей) Как это сделать? (ответы детей)

(Воспитатель выслушивает все ответы детей, и наводящими вопросами помогает прийти к решению "построить цветной город" из цветного картона..)

- Предлагаю найти место для нашего разноцветного

ФИЗПАУЗА:

Дружно вместе мы идём, друга за руки ведём,

Предстоит нам долгий путь, надо деткам отдохнуть. (дети подходят и присаживаются к столу.)

Воспитатель: - Мы подошли к тому месту, где, мы с вами построим "город" для фигурок - человечков. Фигурки-человечки любят всё такого же цвета, как они сами, и форму тоже такую же, как они сами. Давайте вместе построим "город" для наших фигурок-человечков.
Деятельность детей Образовательные маршруты Дифференцированный подход в подгруппе
- Ответы на вопросы воспитателя.

Воспитатель выслушивает ответы детей.(наводящими вопросами подвести детей к тому, что улицы должны быть такого же цвета, как и цвета фигурок - человечков)

- Дети приносят и выкладывают улицы. (6 листов картона А3 синего, красного, зелёного, фиолетового, оранжевого и жёлтого цвета )

III образовательный маршрут - наводящие вопросы: Какого цвета "улицу" ты принесла?
- предложить детям принести "улицы" основных цветов (красную, жёлтую, зелёную, синию)
- полное сопровождение
II образовательный маршрут - поисковые вопросы: Какого цвета "улицу" принес Дима? Саша? Аня? Какого цвета "улицу" ты принесёшь?
- частичное сопровождение и ли помощь ребёнка I образовательного маршрут
I образовательный маршрут - проблемный вопрос: - Какого цвета будут "улицы" в нашем городе? "Улицы" какого цвета ещё нет в нашем городе?
- предложить детям принести "улицу" такого цвета, какая получится если смешать красный и жёлтый цвет и синий и красный цвет.
- самостоятельное выполнение.
Воспитатель: Перед тем как на наших улицах мы поставим дома, предлагаю вспомнить, что бывает такого цвета.

Словесная игра "Что бывает:"

На кого я посмотрю, и кому я подмигну.

Только тот даёт ответ, вам понятно или нет?

(Игра проводится в быстром темпе, без комментариев воспитателя)

Деятельность детей Образовательные маршруты Дифференцированный подход в подгруппе
- Игра "Что бывает: "

Дети смотрят на воспитателя (ведущего), и если ему подмигнули, тот отвечает на вопрос.

III образовательный маршрут - вопросы: Что бывает красного цвета? Что бывает жёлтого цвета?
количество названных предметов от 2-х до 3-х.
II образовательный маршрут - вопросы: Что бывает синего цвета? Что бывает зелёного цвета?
- количество названных предметов от 3-х до 5.
I образовательный маршрут - вопросы: Что бывает оранжевого цвета? Что бывает фиолетового цвета?
- количество названных предметов от 5 до 7.
Воспитатель: - За правильные ответы я вам подарю разноцветные медальки. (детям раздаются медальки 6 цветов, детям I образовательного маршрута медальки одинакового цвета (оранжевые, фиолетовые.)

- Город мы с вами построили, а сейчас посмотрим, как вы умеете строить дома из пальчиков

ФИЗПАУЗА

На полянке теремок
соединить ладони в домик
Дверь закрыта на замок
сомкнуть пальцы в замок

Из трубы идёт дымок
сомкнуть пальцы в колечки
Вокруг терема забор
Чтобы не забрался вор

пальцы растопырить
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
стучать кулачком о ладошку
Открывайте я ваш друг!

развести руками в сторону

- У вас получились прекрасные домики из пальчиков, А нашим фигуркам-человечкам нужны картонные фигурки "домики" разной формы. Эти фигурки "домики" лежат на столе у окна, а разноцветный "город" находится перед нами. Чтобы не растерять фигурки "домики" по дороге, можно воспользоваться корзиночками, в которых удобно носить предметы. Определиться со цветом, помогут вам медальки.

- Послушайте инструкцию, которая поможет вам правильно выполнить работу. "Сначала выбрать корзиночку, затем положить "дома" в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка, потом выложить "дома" на "улице" точно такого же цвета. Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

4.JPG (70379 bytes)

5.JPG (51609 bytes)

Деятельность детей Образовательные маршруты Дифференцированный подход в подгруппе
Дети следуют инструкции, выбирают себе цвет, дама (геометрические фигуры),

Работа в парах.

III образовательный маршрут -повтор инструкции: ":выбрать корзиночку, собрать "дома" в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка, разложить дома на своей улице."
- полное сопровождение.

- выполнение инструкции пошагово.

- схема пошагового действия детей.

- количество "домов"- геометрических фигур. (от 2-х до 3-х фигур)
II образовательный маршрут - повтор части инструкции ": "дома" собирать в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка:".
- частичный контроль, или сопровождение ребёнка I образовательного маршрут.
- предложить взять одному ребёнку две корзиночки.

количество "домов"- геометрических фигур. (от 3х до 4х фигур).

I образовательный маршрут - самостоятельное выполнение.

- схема-подсказка.

- проблемная ситуация: двум детям досталась одна корзиночка. Как поступить? Как можно договориться между собой? (с помощью наводящих вопросов, подвести к тому, что один собирает фигурки с уголками, а другой без уголков.)
- предложить взять корзиночки оранжевого и фиолетового цвета.

количество "домов"- геометрических фигур. (до 5 фигур.)

Воспитатель: - Город готов. Теперь человечки проверят, всё ли в порядке в нашем городе, все ли "дома" на месте? А вы им всё расскажите и подскажите им, где они будут жить.(появляются фигурки - человечки, все они улыбаются.)
Деятельность детей Образовательные маршруты Дифференцированный подход в подгруппе
Дети действуют со своими "улицами" и "домами", отвечают на вопросы воспитателя. III образовательный маршрут - наводящие вопросы: У тебя дома жёлтого или зелёного цвета?

Покажи фигурке-человечку "улицу", на которой будут стоять "дома" жёлтого цвета? Покажи фигурке-человечку треугольный "дом"? Квадратный "дом"?

- полное сопровождение
II образовательный маршрут Вопросы: Всё в порядке на Зелёной "улице"? Почему ты так думаешь? Найди, покажи и назови фигурке-человечку "дома", у которых есть углы:, нет углов? Какой формы у тебя "дома"
- частичный контроль.
I образовательный маршрут Поисковые вопрос: Посмотри и проверь, всёли в порядке на Сашиной "улице"? Каких "домов" не хватает на жёлтой "улице", красной "улице"? Почему ты положил дома на эту "улицу"?
- самостоятельное выполнение

(Дети самостоятельно расселяют фигурки-человечки по домам, дополнительно выставляются еще 5 фигурок человечков с эмоцией "радость".) Рисунок 6

Воспитатель: Что случилось с фигурками-человечками? Почему у них хорошее настроение? Как мы им помогли? Почему у нас всё получилось? (подвести к тому, что мы все вместе потрудились) Предлагаю вам всем встать в круг.

ФИЗПАУЗА

Что за чудо-чудеса?
дети стоят
Вот тебе моя рука
вытягивают руки вперёд
Вот ладошка правая
подают другу правую ладошку
Вот ладошка левая
подают другу левую ладошку
Скажем вам, не тая:
Это все мои друзья
идут по кругу, обнимают друг друга.

Воспитатель: - Покажите, какое у вас настроение. Почему у вас такое настроение?




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Консультационный пункт для родителей "Если дома нет кисточки..." (нетрадиционные способы рисования)
Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста
Программа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к искомому обучению "Тропинка к школе"
Рефлекторно-ролевая игра для педагогов "Как укрепить и сохранить здоровье детей нашего детского сада"
Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка"
Комплексная развивающая программа адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада "Развивайка"
| совместная | совместная покупка | деятельность | виды деятельности | педагога | социальный педагог | детьми | дитя | лета | лет | жизни | жизнь человека | разноцветный | разноцветный лишай | город | день города | образовательная | образовательные учреждения | область | московская область | познание | методы познания | детский | детский сад | Страничка психолога | Совместная деятельность педагога с детьми 4 го года жизни Разноцветный город образовательная область Познание Детский сад
Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников
Поможем Незнайке
Как воспитать Созидателя
Развитие интеллектуальных способностей детей по методике М.Монтессори в специально подготовленной среде
Эмоциональное развите детей с общим недоразвитием речи
Проблемы внедрения предшкольного обучения в современных условиях подготовки детей к школе