Создание единого музыкального пространства в дошкольном детстве как средство нравственного воспитания


Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения. Целью работы по взаимодействию с семьёй является создание единого музыкального пространства для развития нравственных качеств посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Кто музыки не носит в своём сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом:

В.Шекспир

Музыкальное воспитание рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране Музыкальное воспитание рассматривается как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Успех музыкального развития зависит, прежде всего, от родителей и всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу с родителями Для полноценного развития ребенка.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является: "Создание единого музыкального пространства, для развития нравственных качеств посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Задачи:

1. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи в современных социокультурных условиях.

2. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи.

3. Развивать нравственный потенциал семьи посредством совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

4. Ознакомить родителей с инновационными методами музыкально-нравственного воспитания детей.

5. Возрождать традиции совместного проведения семейного досуга, где показать ценность семейных отношений.

6. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Изучив особенности взаимодействия ДОУ и семьи в современных социокультурных условиях, были сделаны выводы, что потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Снижается воспитательный потенциал семьи в современном социуме и, соответственно изменяется её роль в процессе первичной социализации детей.

Наша задача помочь молодому поколению россиян адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности. Принять устоявшиеся нравственные нормы общежития в современном социуме, а также успешно реализовать свои потребности в социализации могут новые формы работы с семьей и детьми дошкольного возраста, где процесс самоорганизации и самореализации, прежде всего взрослых (родителей) дает возможность ребенку естественного вхождения в общественную систему нравственных отношений.

Эффективность работы зависит от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

- проявление активности и инициативы со стороны родителей;

- осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

В процессе работы над методической темой "Создание единого музыкального пространства, для развития нравственных качеств посредствам совместной деятельности педагогов, родителей и детей" определились наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи. Это такие как: индивидуальные беседы с родителями; консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье; выступления на родительских собраниях с докладами о музыкальном образовании детей; открытые музыкальные занятия и развлечения с детьми для родителей; папки передвижки.

Тем для обсуждения с родителями очень много. Ведь нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное воспитание. Кого учить музыке - всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребёнку музыка? С какого возраста лучше начинать музыкальное воспитание? Как учить музыке дошкольников? Какая музыка важнее для человека?

Из опыта работы стало понятно, что быстрее устанавливается контакт и появляется результат, когда у родителей есть возможность поучаствовать вместе с детьми в совместных мероприятиях. Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей.

Одной из форм такой деятельности является театр в детском саду.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями педагогами и детьми.

Для воспитывающих взрослых театральная деятельность - источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослыми действий ребёнка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми. Театральная деятельность вызывает интерес даже у тех родителей, которые отказались от непосредственного участия в наших спектаклях. Такое неподдельное любопытство идёт на пользу общего дела, и это даёт возможность собрать наибольшее количество родителей, до которых можно донести основы музыкального развития ребёнка в семье, а значит сделать родителей своим помощниками.

В первом нашем представлении согласились участвовать 5 родителей, которые играли роли мам: козы, кошки, курочки, пчёлки и ведущей. Все они добросовестно ходили на репетиции, учили свои роли, помогали в изготовлении костюмов. Чётко исполняли рекомендации, но не проявляли творческого подхода. Они боялись забыть слова, стать не там, были порой закомплексованны и очень переживали за выступление. Представление прошло замечательно. Посмотрев "Сказку о том, как котёнок искал маму", зрители горячо приветствовали участников, особенно радовались дети. Они гордились своими родителями. И родители изъявили желание продолжать театральные постановки. Тогда было внесено предложение, поставить музыкальную сказку для детей силами взрослых.

На следующий год к нам присоединились ещё несколько родителей, среди которых было два папы. Выбор остановился на сказке "Колобок на новый лад".

На первой репетиции мы распределили роли и обговорили детали декораций, костюмов и атрибутов. Наши встречи проходили в атмосфере доброжелательности и юмора. На второй репетиции одна из мам предложила по-своему интерпретировать роль бабушки, которая под музыку пританцовывая, месила тесто. Все, конечно, поддержали творческие начинания. Этот пример сподвиг остальных родителей к новым находкам. Каждый участник стремился привнести в свою роль, что-то своё, добавить изюминку, показать свою самобытность и мастерство. Всё шло своим чередом, и приближалась премьера. Папы готовили декорации, мамы добавляли в костюмы недостающие элементы. Наступил день показа нашей музыкальной сказки. В последний момент один из пап отказался, испугавшись, и решил не участвовать. Тогда на помощь пришла его супруга, которая смогла повлиять на эту проблему. Мы все вместе решили поддержать застенчивого папу, вселить чувство уверенности и любви к собственному ребенку, который так трепетно ждал выступление своего отца.

Премьера прошла прекрасно. Родители и дети были в восторге, в зале кричали браво. Дети ещё долго делились своими положительными эмоциями. В процессе общих постановок у нас сложились тёплые отношения, теперь мы педагоги знали точно, что такие родители опора в нашем общем деле - деле нравственного воспитания наших ребят. Перед представлениями, которые собирали огромное количество зрителей, проводились консультации на темы музыкального воспитания ребёнка. Родители знакомились с папками-передвижками.

Ребята выросли и ушли в школу, очень хотелось продолжать начатое дело, ведь именно такой подход был наиболее эффективен в работе.

На этот раз выбор пал на группу с родителями неэмоциональными, закомплексованными. Большинство взрослых не поддерживало своих ребят на развлечениях и утренниках. Холод и безразличие чувствовался даже в праздники. Дети порой испуганными глазами смотрели в зал, чтобы найти хоть чуточку одобрения в своих родных людях. Педагоги пыталась всячески переломить эту ситуацию. Три раза в год мы собирались в этой группе на родительских собраниях. Но большого отклика не ощущалось. Расшевелить, сделать своими соратниками в нравственном воспитании вот, что нужно было педагогам от взрослых. И тогда методист предложила подготовить праздник "Моя семья - мой отчий дом". В программу, этого праздника входила консультации на тему: "Особенности музыкального развития детей в семье", выступление детей, сказка для детей силами взрослых "Как старик корову продавал", в конце представления танец силами взрослых "Течёт река" и общий танец "Буги-вуги".

Родители 4 детей с желанием откликнулась на это предложение. Остальных участников пришлось уговаривать и убеждать. К этой работе подключились воспитатели и социальный педагог.

С первой репетиции некоторые родители поставили условие, что выполнять они будут не всё. Пришлось с ними согласиться, чтобы впоследствии подвести их к правильному осмыслению своей роли. На репетициях мы распределили роли, были показаны действия каждого героя. И уже в процессе подготовки взрослые увлеклись общим делом, начали, искать новые подходы, сами изъявляли желание и придумывали себе музыкально-танцевальные выходы своих персонажей. Праздник получился на славу. В зрительном зале на первых рядах сидели не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, сёстры и братья. Ведь все они были приглашены на праздник семьи. В зале царила радостная заинтересованная обстановка. Участники и приглашённые не хотели уходить домой. Таким образом, удалось заинтересовать родителей, вовлечь их в совместную деятельность. Показать им и их детям ценность семейных отношений.

 

В процессе работы родители были ознакомлены с методами музыкально-нравственного воспитания детей посредствам проведения таких консультаций как: "Музыка начинается в семье", "Праздник в вашем доме", "Особенности музыкального развития детей в семье", "Всем, а не избранным". Оформлены папки-передвижки: " От природы музыкален каждый", "Детские игры и забавы на дне рожденье вашего малыша", "Чем занять вашего малыша", "Начинайте с колыбели". Были проведены выступления на групповых родительских собраниях на темы: "Музыка как условие формирования и развития способностей ребёнка - дошкольника", "Ваш ребёнок на занятиях музыкой", "Музыка в жизни ребёнка", "Музыка детства".

За это время установился тесный контакт с родителями, возникло взаимопонимание, появились тёплые взаимоотношения. Как дети, так и родители обрели источник новых знаний, эмоциональных переживаний и ощущений. Появились понимание взрослыми действий ребёнка; был приобретён опыт совместных переживаний; произошло осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменился характер поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми. Это помогает детям естественно входить в общественную систему нравственных отношений. Ребята научились гордиться своими родителями, увидели их с другой стороны. Представления дали новые возможности донести основы музыкального развития ребёнка в семье наибольшему количеству слушателей.

Цель была достигнута. И в этом нам, педагогам, помогли музыка и театр, которые несут в себе бесконечную неисчерпаемую возможность передачи духовных ценностей. Недаром в эпоху Ренессанса итальянские мастера делали надпись на клавирных инструментах "Музыка лечит душу".

А в душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному. И от нас взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.

 

Литература.

[1]. Матадорский Л.Р. "Музыка начинается в семье". Издательство "Знание" Москва 1982 год.

[2]. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. " Семейный театр в детском саду" совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Издательство "Мозаика-Синтез" Москва 2008 год.

[3]. Праслова Г.А."Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста". Издательство "Детство-прес" Санкт-Петпрбург 2005 год.

[4]. Ред.Радынова. О. П. "Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада". - М.: Просвещение, Владос,

[5]. Михайлова М.А. "Развитие музыкальных способностей детей" популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития" 1997 год.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи
Методические рекомендации по обучению детей английскому языку в детском саду "Toys"
Центр игровой поддержки детей раннего возраста в ДОУ
Методические рекомендации по формированию и ведению портфолио для педагогов дошкольных учреждений
Разноцветные игры
Проект "Тепло родного очага"
| создание | программа для создания программ | единого | единая россия | музыкального | музыкальная школа | пространства | пространство и время | дошкольном | дошкольный возраст | детстве | песня детство | Как | средство | народные средства | нравственного | нравственное воспитание | воспитания | воспитание детей | детский | детский сад | Страничка психолога | Создание единого музыкального пространства в дошкольном детстве как средство нравственного воспитания Детский сад
"Здоровье – это здорово!"
Методическая разработка обучения дошкольников плаванию "Веселые дельфины"
Сценарий для старших дошкольников "Осенняя ярмарка"
Обучение иностранному языку младших школьников методом погружения
Приемы обучения аналитическому чтению детей дошкольного возраста
Проект "Сближение двух миров"