Составление рассказа по разрезной картинке "Весна". Занятие по развитию связной речи


У детей старшего дошкольного возраста не развита связная речь, это отражается на дальнейшей учёбе. Эффективным методом обучения является опора на зрительное восприятие. На занятиях детям предоставляется демонстрационный материал, опираясь на который им легче усвоить лексико-грамматический строй речи. Занятие развивает у детей с ОНР лексико-грамматические категории языка и связную речь, опираясь на разрезную картинку, составленную на фланелеграфе и с опорой на схему-описание "Времена года".

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

Оборудование:

  • Незнайка (плоскостной, с одной стороны - грустный, с другой - весёлый);
  • Дидактические игры "Назови приметы - разрезные картинки", "Весенние месяцы", "Небылицы";
  • Конверт с заданиями; магнитофон с фонограммой "Пение птиц";
  • Разрезная картинка "Весна", схема-описание для составления рассказа;
  • Карточки со словами для составления предложения, красный маркер;
  • Кассы для схем предложения (демонстрационная и индивидуальные);
  • Кроссворд, карточки со словами отгадками и маркер;
  • Фотография - ВЕСНА.

Ход занятия

Организационный момент:

Психогимнастика (кубик эмоций - <Рисунок1>):

Рис. 1

Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна)

Давайте покажем, как мы с вами радуемся весне (дети поднимают руки вверх и улыбаются).

Покажите, как вы рады солнцу (дети поднимают подбородок, наклоняя голову вправо-влево, прищуриваясь и улыбаясь).

А теперь покажите, как вы испугались дождя (дети, испуганно поднимают руки над головой полукругом и проходят на свои места).

Дидактическая игра "Назови приметы":

Логопед: К нам сегодня пришёл Незнайка с конвертом <Рисунок2>, он какой? (Грустный). Потому, что он не может отгадать, как называют "Зелёную фею природы". Давайте ему поможем, выполнив все задания (конверт с заданиями).

Рис. 2

1. Задание: Назовите весенние месяцы по порядку

(Март, апрель, май) - на доске выставляются картинки <Рисунок3>.

Рис. 3

Логопед: Сложите разрезную картинку (у каждого ребёнка разрезная картинка) и назовите, в каком месяце весны это бывает. Дети: "У меня на картинке - Выглянуло солнце и тает снег - это бывает в марте"; "У меня на картинке нарисованы цветущие кусты сирени - это бывает в мае" и т. д.

2. Задание: Игра "Кто больше?"

Логопед: Назовите признаки ("красивые" слова): к слову СОЛНЦЕ (какое?) (весеннее, тёплое, ласковое, доброе, лучистое и т.д.), к словам: НЕБО, ТРАВА, ПОДСНЕЖНИК.

Задание: игра "Небылицы". Составление сложноподчинённых предложений по сюжетной картине.

Сюрпризный момент: Под фонограмму "Пение птиц" "влетает" письмо от Зелёной Феи.

Логопед читает письмо:

Как посмели вы сюда прийти?
В моем лесу покой нарушить?
Хотите вы меня узнать?
И в лесу с Незнайкой поиграть?
Так вот, рассмотрите небылицы!
И расскажите, чего не бывает весной!

Логопед: Ой, ребята, посмотрите картина в лесу. Располагайтесь поудобнее на полянке (дети сидят на паласе), теперь рассмотрим картину, расскажем, чего не бывает весной. <Рисунок4>

Рис. 4

Дети отвечают по картине: Весной дети не загорают, потому что ещё прохладно. Весной нельзя слепить снеговика, потому что снег уже растаял и т. д.

Физкультминутка (магнитофон и фонограмма "Пение птиц")

"Весна"

К нам весна шагает Дети идут по кругу,
Быстрыми шагами. высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
ноги у весны.

Задание: Составление рассказа по разрезной картинке "Весна" (развитие связной речи)

На доске расположены картинки с нарушением местоположения <Рисунок5>.

Рис. 5

Детям даётся задание расположить их правильно и составить рассказ <Рисунок6>.

Рис. 6

Дети по цепочке составляют рассказ по картине, опираясь на схему-описание "Времена года" Т.А. Ткаченко: "Наступила весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко и стало пригревать землю. Снег начал таять и побежали весёлые, говорливые ручейки. По небу поплыли облака, из которых пошёл дождь. После дождя на земле появилась первая зелёная трава и первые весенние цветы подснежники, мать-мачеха. На деревьях набухли почки и распустились маленькие светло-зелёные листочки. Из тёплых стран прилетели грачи и стали вить гнёзда на деревьях. Ещё прилетели скворцы и поселились в скворечнике, который смастерили ребята. Маша и Рома надели лёгкую весеннюю одежду, обули резиновые сапожки и пошли гулять. На улице Маша любовалась первыми весенними цветами и проснувшейся красивой бабочкой, а Рома пускал в ручейках бумажные кораблики. Дети были рады весне".

Задание: игра "Выложи схему" Разбор предложения.

Логопед: Ребята, давайте поможем Незнайке выполнить следующее задание. Посмотрите на доску и составьте из этих слов предложение. Вспомните правила.

На доске прикреплены слова, из них дети составляют предложение. <Рисунок7>

Рис. 7

Дети расставляют слова по местам, вспоминают правила ("Начало предложения пишется с большой буквы", "В конце предложения ставится точка", "Жи, ши - пиши с буквой И"), исправляют ошибки. <Рисунок8>

Рис. 8

Логопед: Нужно выложить схему этого предложения. Дети выкладывают схему у себя на столах и на доске. <Рисунок9>

Рис. 9

Логопед: Мы уже почти у цели. Осталось последнее задание!

Задание: "Отгадай имя феи"

Разгадывание кроссворда (обучение грамоте) <Рисунок10>, <Рисунок11>

Рис. 10

Рис. 11

На доске прикреплён кроссворд. Дети берут маркер. Им дается задание отгадать загадки и вписать слова. Вместе с логопедом дети выполняют задание, разгадывают загадки-слова и читают ключевое слово, выделенное другим цветом (Весна).

Загадки:

1. На земле появилась первая: (трава).

2. Первый весенний цветок: (подснежник).

3. Растаял весь: (снег).

4. Светит ласковое: (солнце).

5. Первая птица, прилетевшая к нам: (грач).

Итог занятия:

Логопед: Вот мы с вами помогли Незнайке выполнить все задания. Ребята, вспомните, в какие игры мы играли?

Дети: Мы называли весенние месяцы, приметы весны. Мы подбирали "красивые" слова к словам - СОЛНЦЕ, НЕБО, ТРАВА, ПОДСНЕЖНИК. Играли в игру "Чего не бывает весной", складывали разрезную картинку и составляли по ней рассказ "Весна". Из слов составляли предложение, исправляли ошибки и выкладывали схему предложения. Разгадали кроссворд и прочитали отгадку.

Логопед: А теперь посмотрите на Незнайку) <Рисунок12>. Какой он стал? (весёлый). Он стал таким, потому что вы выполнили все задания правильно. Давайте позовём ЗЕЛЁНУЮ ФЕЮ - ВЕСНУ! Выставляется ВЕСНА <Рисунок13> и детям раздаются сюрпризы.

Рис. 12

Рис. 13

Список литературы.

  1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие" АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
  2. Н.В.Нищева "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С - П.,2003
  3. Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов - Дошкольное воспитание - 1990 - № 10 - с.16.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Кем ты будешь, когда станешь взрослым?
Лексико-грамматический подход в коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Использование нетрадиционных приемов в коррекции заикания у старших дошкольников
Тема урока: "Влияние логоритмических упражнений на здоровье детей в процессе музыкальных занятий"
Алмазные грани
Раннее выявление задержек в развитии речи и их преодоление
| составление | составление программы | рассказа | порно рассказы | разрезной | разрезная шестерня | картинке | картинки скачать | весна | чумачече весна | занятие | конспекты занятий | развитию | связном | связной | речи | части речи | детский | детский сад | Страничка логопеда | Составление рассказа по разрезной картинке Весна Занятие по развитию связной речи Детский сад
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Формирование здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Игровой массаж в картинках. Итоговое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ОНР "Проделки Бабы-яги" на тему "Времена года"
Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «Л-Ль». Постановка звука «Р».
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе на этапе автоматизации звука [л]
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму