Социальный проект "В дружбе сила"


Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников. Проект направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие с взрослыми и сверстниками в продуктивной и игровой деятельности. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми нравственными критериями воспитания ребенка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако в реальной жизни это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонстративность, жалобы педагогу. От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Специально проведенное исследование по методике Я.Л. Коломинской «Капитан корабля» показало, что 39% детей относятся к группе «отверженных», что мешает формированию доброжелательных отношений между сверстниками. Учитывая данную проблему, в рамках программы «Детство» был разработан и реализован социальный проект «В дружбе сила», который направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие: со взрослыми и сверстниками в продуктивной и игровой деятельности.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В рамках данного проекта с детьми был проведен цикл занятий, на которых ребята познакомились с понятием «Доброта», «Сочувствие», «Дружба».

Цель: способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.

Задачи:

  • Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
  • Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
  • Создать дружный коллектив детей и родителей.

Предполагаемые результаты:

  • у детей сформируется понятие «дружба»;
  • дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • приобретут навыки работы в сотрудничестве;
  • дети поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Участники: дети 6-7 лет, родители, педагоги.

Сроки реализации: 1 месяц

План подготовки проекта

1 этап: подготовительный

На основе изученных проблем детей была выбрана тема и поставлена цель проекта.

  • Знакомство родителей с темой и разработка план достижений.
  • Составление плана-схемы проекта. (Приложение 1)
  • Сбор накопления материала.
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды. (Рис. 1)
  • Включение в план проекта занятий, игр и других видов деятельности.
  • Подготовка «Домашних заданий» для самостоятельного выполнения.

Рис. 1

Рис. 1

2 этап: реализация проекта

На данном этапе происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, познавательной, художественной и другими видами деятельности.

В реализации проекта использовала:

  • игровую деятельность (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения и т.д.), (Рис.2, Рис.3, Рис. 4)
  • трудовую деятельность,
  • занятия, беседы,
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, динамические паузы),
  • этюды,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказы детей,
  • сочинение историй,
  • моделирование и анализ заданных ситуаций,
  • мини-конкурсы и соревнования (Рис. 5)
  • слушание музыки,
  • рисование (Рис. 6)
  • работу с семьей.

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

3 этап: презентация проекта

Игра-путешествие «Путешествие в волшебную страну»

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.

Задачи:

  • Учить детей видеть, понимать, оценивать поступки героев, мотивировать и обосновывать свои суждения.
  • Расширять знания детей о дружбе. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу, общаться в коллективе.

Оборудование: волшебный цветок, корабль, портреты детей, нарисованное дерево на каждого ребенка, схема волшебного метро на каждого ребенка, карточки со сказочными героями (добрыми и злыми) для игры «Найди друга», «Дом дружбы», нарисованный дом дружбы, мнемотаблица «Правило дружбы», Цветик-семицветик, цветные фломастеры.

ХОД ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

I. Ритуал вхождения в игру

Воспитатель:

Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

II. Основная часть

Слышится звук сирены на экране сигнал SOS!

Воспитатель: Ребята, что этот знак означает? (С кем-то случилась беда, просят о помощи)

На экране надпись: Мы жители сказочной страны. С нами случилась беда. Поселился в нашей стране злой волшебник, который не любит дружных детей и заколдовал нас. Мы перестали вместе дружно играть, помогать друг другу. Теперь мы живем вот так. (иллюстрации на слайде)

Надпись на следующем слайде: ПОМОГИТЕ НАМ ВЕРНУТЬ ДРУЖБУ! (Приложение 2)

Воспитатель: Ребята, вам жалко жителей сказочной страны? (Да)
– А что будим делать? (Пойдем спасать)
– Вы хотите помочь им стать вновь добрыми и дружными? А трудностей не испугаетесь? (Нет) Тогда слушайте дальше.
Злой волшебник хранит свое заклинание в волшебном цветке, собрав его, мы сможем узнать волшебное слово, после чего смогут исчезнуть колдовские чары вместе с волшебником. Смотрите, а вот кажется и волшебный цветок, а лепесточки мы должны собрать.
Но как мы попадем в сказочную страну? (Дети высказывают свои мнения.)

Воспитатель: Вы правы можно отправиться на любом транспорте, но сказочная страна находиться на берегу моря, поэтому безопасней будет путешествовать на корабле.

Воспитатель: Вы хотели бы отправиться в сказочную страну на корабле? (Да)
А вот и наш корабль

Воспитатель: Ребята, оказывается корабль волшебный и сможет взять только самых дружных ребят.

Воспитатель: Вы дружные ребята?
Вот сейчас мы и проверим, какие вы дружные. Прежде чем зайти на корабль, вам необходимо предоставить капитану корабля билет. А билетами будут ваши портреты. Портрет вы выбираете не свой, а своего друга, с которым вы бы отправились вместе спасать своих новых друзей. Будьте внимательными по отношению друг к другу, на корабль должны быть приглашены все дети. (Дети с портретами рассаживаются на корабле.)

Воспитатель: Очень хорошо! Приглашены все дети! И мы смело отправляемся спасать жителей в сказочную страну.
Поднять якорь, мы отплываем. (Слышится шум моря)

Воспитатель: вы действительно дружные ребята! Скажите, а что значит быть дружными?
А что друзья могут делать вместе? (Играть, рисовать, гулять и т.д.)
Ребята, вот, кажется, мы и приплыли.
Опустить якорь!
Беритесь за руки и выходите на берег.
Смотрите, как вы думаете, что это? (Конверт с лепестками и заданиями.)
После каждого выполненного задания мы сможем получить по одному лепесточку, и когда цветок будет готов, мы сожжем узнать и произнести волшебное заклинание.
А вот, кажется, и первое испытание.
Как вы считаете, у жителей этой страны раньше было много друзей? (Да)
Ребята, нарисуйте у дерева столько корней, сколько друзей было у каждого жителя сказочной страны.

Рисунок «Дерево дружбы»

Воспитатель: Есть верная и мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». Судя по вашим рисункам, у вас получился целый лес дружбы. Я вам предлагаю превратиться в деревья.

Этюд «Деревья»

Воспитатель: Мы с вами справились с первым испытанием и можем получить первый лепесток.

Воспитатель: Чтобы получить второй лепесток, необходимо выполнить два задания. Как вы думаете, вы справитесь с ними? (Да)

«Волшебное метро»

Это волшебное метро. До колдовства злого волшебника жители этой страны путешествовали по станциям. (Раздаточный материал)
Как вы думаете, на каких станциях находились жители в момент колдовства? Обведите их черным карандашом. Назовите.
Как вы считаете, а по каким станциям жители путешествовали до колдовства? Обведите их красным карандашом. Назовите их.
Скажите, а вам на каких станциях хотелось бы чаще бывать? (Добрая, Мирная и т.д.)
А какие станции вы бы не посещали сами? Почему?
Я с вами согласна ведь жадность, злость мешает хорошей дружбе.

Воспитатель: Ребята, злой волшебник свирепствует. Он разлучил сказочных героев разных сказок. Вы сможете им найти друг друга? (Да)

Воспитатель: Давайте попробуем. Берите любую карточку, пока играет музыка, вы танцуете со своим героем, как только музыка перестала звучать, вы ищите его друга.

Музыкальная игра «Найди друга»

Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли помочь нашим героям найти друг друга. Поэтому мы получаем следующий лепесток.
Здесь полный порядок и мы можем идти дальше.
И на нашем пути … загадка

Воспитатель: Чтобы получить следующий лепесток, надо отгадать загадку.
Я прочитаю волшебное заклинание, а вы попробуйте узнать из какой сказки.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг… («Цветик-семицветик»)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку злого волшебника, а вот и цветик-семицветик его надо оживить.
Вы сможете это сделать? (Да)
А как ? (Дети высказывают свои мнения)
Давайте попробуем.
Как вы думаете, жителям сказочной страны было приятно услышать добрые пожелания от вас? (Да)
Тогда выходите и выбирайте по одному лепесточку. Когда я буду произносить волшебное заклинание, вы будете летать с ними и думать о добром пожелании для сказочных героев, а как только я произнесу фразу … быть по моему вели, вы остановитесь и произнесете свое пожелание.

Игра «Цветик-семицветик»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что ваши пожелания связаны с заботой о других. Мы получаем еще один лепесток.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие продолжается. Смотрите, что это? (Дом)
Этот дом необычный. Прочитайте, как он называется. (Дом Дружбы)
Как вы думаете, в доме с таким названием, какие могут жители жить? (Добрые, честные, смелые и т.д.)
Совершенно верно. Чтобы получить четвертый лепесток, попробуйте помочь сказочным героям заселиться в доме дружбы, но помните, в этом доме могут жить только те, которых можно назвать настоящими друзьями. Вы сможете это сделать? (Да) Тогда подходите и выбирайте сказочных героев.

Игра «Дом Дружбы»

Воспитатель: Почему вы оставили Бабу-Ягу, волка, Карабаса-Барабаса? (Злые, жестокие, коварные)
Я согласна с вами, ведь у злых, жестоких, несправедливых, жадных никогда не бывает друзей.
Ребята, как вы думаете, они хотели бы иметь настоящих друзей и жить в этом доме? (Да)
И, что теперь будем делать? (Дадим добрые советы)
Скажите, что им нужно делать , чтоб у них было много друзей? (делиться с другом, не жадничать, помогать друг другу и т.д.)
Молодцы, ребята, очень полезные и добрые советы вы дали нашим героям.

Воспитатель: Скажите, а как встречаются друзья после долгой разлуки, что они могут говорить при встрече?
А вы хотите показать, жителям сказочной страны, как встречаются друзья, которые не виделись давно? (Да) Тогда выходите и вставайте по пять человек в два круга.

Игра «Приветствие»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Научили сказочных героев друг друга приветствовать. Поэтому мы получаем четвертый лепесток.

Воспитатель: Ребята, нам осталось получить последний лепесток, чтобы расколдовать злые чары волшебника и оно будет очень сложным. Вы сможете справиться с последним заданием? Чтобы дружба между героями становилась более крепкой и настоящей давайте мы постараемся для них составить правило дружбы. Вы согласны со мной? (Да)

Используя сигнальные карточки, дети составляют правило дружбы. Хором зачитывают правила.

Воспитатель: Вы замечательно справились с работой. Соблюдая эти правила, жители сказочной страны будут всегда добрыми, чуткими, вежливыми, друг к другу. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад, чтобы выложить цветок и узнать волшебное заклинание.
Поднять якорь! Мы возвращаемся. (Шум моря)

Упражнение на релаксацию

Возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Получите удовольствие от тишины, покоя вашего расслабленного тела. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Наше путешествие было чудесным. Вот мы и вернулись.
Сбросить якорь!
Выходите на берег и давайте попробуем собрать волшебный цветок. (Дети выкладывают цветок, после этого звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Интересно, какое слово хранит этот цветок? Может вы сами догадались, какое волшебное слово мы должны произнести, чтоб расколдовать наших героев?
Внимание на экран (На экране надпись ДРУЖБА)
Давайте вместе произнесем это слово. (Дети хором проговаривают это слово)

Влетает шарик с письмом от жителей сказочной страны.

Дорогие, ребята! Спасибо вам за помощь. Благодаря вам, в нашей стране царит мир, доброта и дружба. Теперь мы живем вот так…

Воспитатель Ребята, какие вы молодцы! Вы не испугались трудностей и пришли на помощь, тем, кто нуждался в этом. И теперь каждый из вас может назвать себя настоящим другом. Берегите свою дружбу, цените ее, помогайте друг другу.

III. Ритуал выхода из игры

Воспитатель: Я предлагаю встать всем в круг, возьмитесь за руки. И повторяйте за мной

Я твой друг и ты мой друг
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди своей прижали
С этим лучиком в груди ты на мир ясней гляди.

На этом наша игра закончилась, и мы возвращаемся в группу.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем идеи проекта реализуются и развиваются. В течение года с детьми проводятся игры-тренинги по формированию доброжелательных отношений дошкольников, рекомендованные Смирновой Е.О.

Литература:

  1. Смирнова Е.О. «Межличностные отношения дошкольников»
  2. Пазухина И.А. «Давайте познакомимся»
  3. Хромова С. «Психологические игры для детей»
  4. Фесюкова Л.Б. Демонстрационный материал «Я и другие»
  5. Шипицина Л.М. «Азбука общения»
  6. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников»



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Сценарий занятия для детей подготовительной группы "Приключения Маленького зеленого человечка, или Изучаем Декларацию прав человека"
"Школа малышей" – одна из форм подготовки детей к школе (из опыта работы)
Физкультурно-познавательное занятие "Если хочешь быть здоров"
Педагогическая стратегия применения средств художественной литературы и искусства в развитии речи детей дошкольного возраста
"Игровая деятельность в ДОУ" (работа с дошкольниками)
Валеологическое занятие в старшей группе "Путешествие пирожка"
| социальный | социально | проект | проекты домов | дружбе | cекc пo дружбe | сила | силья | детский | детский сад | Страничка психолога | Социальный проект В дружбе сила Детский сад
Повышение профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагога ДОУ как условие повышения качества его работы посредством участия в работе городской опытно-экспериментальной площадки
Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области "Социализация" с участием социальных партнеров МБДОУ
Музыка, как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения
Программа развивающих занятий "Мир психологии"
Раннее обучение плаванию как ресурс формирования здоровья ребенка
Я расту и выбираю...