Статья "Азбука экологического воспитания средствами оригами"


Экологические проблемы - одни из важнейших проблем современности. Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Именно эту задачу можно решить, если активно приобщать ребенка к миру природы. Первые попытки использования оригами связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852). Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога способствовать органическому развитию заложенных в ребенке природных данных. Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем.

Искусство оригами дает возможность создать из бумажного листа самые разнообразные фигурки и игрушки. А если при этом еще использовать ножницы или клей, то появится множество других изделий. Подобную технику складывания (из бумаги при помощи ножниц и клея) хитроумные японцы называют “кирикоми”.

Первое знакомство с оригами у детей состоялось в старшей группе. Они освоили некоторую терминологию и условные знаки, принятые в оригами и кирикоми. Дети так же получили знания о том, что такое базовая форма. Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать. Во-первых, это продуктивная деятельность. Во-вторых, результат – полученное изделие. В-третьих, сам процесс изготовления способствует решению многих задач:

Особое место занимает задача расширения кругозора детей за счет сообщения сведений различного характера: культорологические знания (традиции Японии), информация экологического характера, связанная с использованием фигурок растений и животных.

Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни и на занятиях. Большой упор делается на процесс овладения действиями построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Накопленные представления необходимо осмыслить, расширить, углубить, систематизировать и обобщить. Для этого мы решили создать альбом “ЭКО – оригами”. Одна подгруппа детей создавала пейзаж из элементов живой и неживой природы, а другая складывала из бумаги фигурки растений, животных и птиц. Сложные коллективные работы мы оформляли на модуле, размещенном в приемной. В зависимости от организации занятия проводились музыкальные или художественно-игровые паузы (загадки или стихотворения по теме). Свои поделки дети использовали для сочинения и обыгрывания экологических сказок, иллюстрирования книг, выполнения экологических проектов, оформления группы к праздникам. В течение всего года мы собирали разные виды бумаги (цветная, самоклеющаяся, картон и т.д.) для создания музея бумаги. Дети пытались складывать поделки из бумаги разного размера и фактуры, делая соответствующие выводы.

Восточная мудрость гласит: “Не тяни за ростки!” Подразумевается: когда посадил семечко, поливай его, рыхли землю, удобряй, пропалывай сорняки, но не пытайся силой заставить расти, потянув за росток, навсегда погубить неокрепшие корни. Росток растет сам, по-своему, мы же, подобно хорошему садовнику, создаём условия для роста.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия по экологии "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!"
Занятие по краеведению: "Приключение Умки"
Конспект занятия по методике Н.Зайцева "Чьи детки?"
"Я - художник!" (монотипия)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Сказок"
Игра в КВН по теме "Профессия пешеход"
| статей | статьи | азбука | азбука скачать | экологического | экологические проблемы | воспитания | воспитание детей | средствами | народные средства | оригами | оригами схемы | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Статья Азбука экологического воспитания средствами оригами Детский сад
"Если сказку любишь ты, в теремок к нам приходи". Театрализованная игра с элементами кукольного театра для средней группы детского сада
Занятие по экологии во 2-й младшей группе "В лесу родилась елочка"
Занятия для детей старшего дошкольного возраста "Красота. Многообразие красоты"
Кружок ИЗО
Конспект занятия по математике "Путешествие по стране Геометрия"
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию и изобразительной деятельности для детей подготовительной группы "В мире красок", с использованием ИКТ