Заикание. Симптомы, причины. Первичные рекомендации в работе с дошкольниками


Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Решать проблему заикания можно лишь при комплексной системе воздействия, которую условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

Заикание – одно из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому развитию, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заиканиенарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Наиболее часто наблюдается у детей функциональное Заикание, когда не имеется каких – либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное Заикание возникает, как правило, от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Предпосылками и причинами заикания являются:

Если говорить о психологических особенностях, то можно отметить стеснительность, робость, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и переживание за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, резкость, показную разболтанность, раздражительность, неустойчивость в желаниях. Обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления.

Решать проблему заикания можно лишь при комплексной системе воздействия, которую условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

С чего начать?

Создать условия, способствующие нормальному психическому развитию и неторопливо – спокойной речи:

1. Упорядочение поведения:

– твердый режим;
– уравновешенная, спокойная атмосфера в семье, ласковое отношение к ребенку окружающих;
– необходимая предпосылка для нормализации речевого общения – спокойное, уравновешеннее поведение.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Этим мы уберегаем ребенка от частого переключения от одной деятельности на другую, и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

2. Нормализация речевого общения с окружающими:

– не перегружаем многообразием речевой информации (телевизор, чтение большого количества сказок, заучивание сложных стихов).

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить: ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Очень полезно спустя некоторое время заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картине, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

– расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса.

Ведь в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать.

Это зависит не только от быстрого переключения или непонимания того или иного явления, когда ребенок теряет логическую последовательность, но и от ограниченного словарного запаса слов. Расширение и обогащение словаря идет через общение, когда взрослый обращает внимание на окружающие предметы и явления, объясняет их назначение и сущность.

– развитие способности последовательно излагать свои мысли, желания.

Взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно. Примером плавной, неторопливой речи должны стать взрослые. Форма общения взрослого с ребенком – беседа, когда задается вопрос, а ребенок отвечает коротким предложением. Приучаем ребенка отвечать на выдохе: делается вдох через нос, на выдохе произносится фраза. Первая гласная первого слова во фразе пропевается более длительно.

– устранение фонетических недостатков речи ребенка, т.к. недостатки звукопроизношения мешают правильному оформлению и течению детской речи.

– не акцентировать внимание ребенка на его дефекте. Это может привести к болезненной реакции на свой дефект, замкнутости, раздражительности и в тяжелых случаях к логофобии. Без помощи ребенка, его мотивации с заиканием не справится, поэтому привлекать внимание надо, но правильно. И только в том случае, когда взрослый обучает ребенка правильной речи, когда замечания делаются тактично, поощряются успехи. Делая замечание, взрослый уверен, должен быть, что ребенок справится с заданием самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Нормализация детской речи:

– пение детских песен,
– после речевых нагрузок неречевые игры, шепотная речь (общение шепотом),
– ритмизация речи через отхлопывания, пошаговое проговаривание слогов, слов и т.д.
– дыхательные и релаксационные упражнения;
– элементы сопряженной, сопряжено – отраженной речи;
– занятия со специалистами.

Заикание вылечить тяжело. Сигорский считал, что ему не всегда удавалось вылечить заикание у детей или у людей необразованных. Первым, по его мнению, недоставало настойчивости и воли, вторым – желания. Вот статистические данные нескольких исследователей (Блюме, Коломбо, Коэна):

излечение – примерно три пятых больных;
улучшение – чуть меньше одной пятой;
неизлечимость – чуть больше одной пятой больных.

На основе этих данных Сигорский сделал вывод, что лечение заикания можно признать задачей благородной.

Презентация.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности
Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Обучение маленьких иностранному языку
Создание здоровьесберегающего пространства "Детский сад – семья"
| заикание | лечение заикания | симптомы | симптомы лечение | причины | причины возникновения | первичные | первичные документы | рекомендации | методические рекомендации | работе | вакансии работа | дошкольниками | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Заикание Симптомы причины Первичные рекомендации в работе с дошкольниками Детский сад
Психологическое сопровождение дошкольника как условие организации помощи в становлении будущего школьника
"Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников"
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами Изотерапии
Занятие по развитию креативного потенциала детей в экологическом образовании. Тематический цикл "Дикие животные. Птицы"
Конспект занятия по физической культуре для детей I младшей группы "Прогулка с Зайчиком в осенний лес"
Правовое воспитание родителей и педагогов: психолого-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми