Тема урока "Заикание и методы его устранения"


Заикание известно человечеству так давно, как существует человеческая речь. На протяжении веков считалось, что заикание зависит от неправильности в строении органов периферического речевого аппарата. Большое внимание придается развитию движений у заикающихся детей. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений.

Заикание известно человечеству, так давно, как существует человеческая речь. На протяжении веков считалось, что Заикание зависит от неправильности в строении органов периферического речевого аппарата. С середины XIX столетия причины заикания стали искать в центральной нервной системе, т.к. стало известно, что у заикающихся нет никаких периферических нарушений в органах речи. В конце XIX–XX века ряд зарубежных и отечественных авторов, которые изучали Заикание, высказывали мнение о том, что Заикание зависит от психических причин. Заиканием называется такое расстройство речи, когда плавное ее течение прерывается задержками, повторением отдельных звуков и слогов. такие задержки возникают в следствии мышц речевого аппарата эти судороги могут быть: 1) клоническими – сокращение речевых мускулов ведет к повторению звуков и слогов; 2) тоническими – судороги характеризуются сильным и более длительным сокращением, которое приводит к задержке речи. Речевые судороги появляются только в группе мускулов речевого аппарата и только перед началом или во время речи. Клонические судороги продолжаются от доли секунды до 1 секунды, тонические судороги длятся от нескольких секунд и в тяжелых случаях до пол минуты. Речевые судороги могут возникать в любом отделе речевого аппарата: 1) дыхательном; 2) вокальном (голосовом); 3) артикуляторном.

При судорогах мышц в области дыхательного отдела речевого аппарата наблюдаются задержки или прерывистость речи, наступающая всего в начале произносимого слова. Прерывистость речи у этих больных объясняются тем, что происходят судорожные вдыхания, обрывающие речь такие вдыхания вызываются сокращением диафрагмы и напоминают икоту, от этого по-видимому называют заиканием. Судороги мышц в голосовом отделе речевого аппарата весьма редки. Голосовая щель судорожно и полностью закрывается вследствие сокращения мышц смыкающих голосовые связки. Эти судороги обрывают речь. И тогда нет даже звука, получается длительная пауза. Судороги речевых мышц артикуляционного отдела речи наблюдаются в мускулах губ и языка. В ранних периодах заикания преобладают судороги мышц дыхательного отдела аппарата речи. При выраженном заикании и дальнейшем его развитии преобладают судороги артикуляторного отдела (судороги губ и языка). Все судороги речевых мышц нарушают ритм и плавность речи. Встречаются судороги вторичные (сопутствующие). Они наблюдаются в мышцах лица, вызывая различные гримасы, подергивание рук и ног, в мышцах туловища, шеи и головы.

Причины заикания. Заикание чаще возникает в 2–3-летнем возрасте, а так же у детей 4–5 лет, когда у ребенка наполняется речевой словарь (от простых предложений к сложным фразам). Причины заикания бывают первичные и повторные. К первичным относятся острые явления (испуг). Заикание может быть у ребенка после ушиба головы, коклюша ( приступы судорожного кашля). Заикание резко возникает в школьном возрасте и реже у подростков и юношей, обычно заикание возникает в раннем детском возрасте. Среди больных всех возрастов, страдающих заиканием, преобладает мужской пол. Возможно, что этот факт стоит в связи с тем , что моторная функция у девочек лучше выражена, чем у мальчиков.

Методика логопедической работы по устранению заикания ведется по плану проводятся логопедические занятия в течении 9–10 месяцев. На систематически построенных занятиях осуществляется:

  1. Развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи.
  2. Устранение недостатков звукопроизношения.
  3. Устранение общего недоразвития речи ( если заикание осложнено такой речевой аномалией).
  4. Коррекция отклонений во внеречевых процессах, так или иначе связанных с речевым актом (развитие внимание, памяти).

Необходимо научить детей пользоваться свободно, без заикания ситуационной речью, затем и контекстной речью (в отсутствие объекта о котором ведется разговор). Основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной самостоятельной речи. Для этого детей прежде всего нужно научить отвечать лишь на вопросы логопеда, а самим спрашивать и высказываться тогда, когда об этом попросит взрослый. Помимо специальных занятий по устранению заикания, логопед может и должен использовать для устранения дефекта, такие моменты распорядка дня, как подготовка к занятиям, сборы на прогулку и т.д. В этих ситуациях логопед специальными вопросами провоцирует детей на произнесение доступных им фраз, с опорой на конкретные объекты или действия.

Во время занятия необходимо следить за соблюдением одного важного требования: ответы детей не должны повторять ответы их товарищей. А при появлении усталости у детей необходимо, чтобы предупредить появление запинок в речи, обусловленных переутомлением, переключить детей с одного вида работы на другой. Еще одним важным требованием, предъявляемым к речи детей, является ее нормальный темп, а не растянутый и монотонный. При работе с заикающимися детьми следует учитывать, что многие из них легко ранимы, впечатлительны, излишне обидчивы и занятия с ними нужно проводить, все время поощряя подбадривая.

При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. У многих заикающихся детей наблюдается недостатки звукопроизношения. Работа в этом направлении должна проводиться с первых дней. Постановку звуков их автоматизацию и введение в речь следует проводить в подгрупповых занятиях.

В течение 1-го месяца работу по устранению заикания необходимо сочетать с режимом молчания. Это общепринятое название разумеется условно, поскольку полного молчания от эмоционально подвижных, легко возбудимых детей, какими в большинстве случаев являются заикающиеся добиться невозможно.

Наряду со всеми проводимыми занятиями, большое внимание придается развитию движений у заикающихся детей. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу легких и сердца, повышают обмен веществ, создают физические упражнения ,бодрое настроение. Лечебной физкультурой является логопедическая ритмика, она представляет систему двигательных упражнений, проводимых музыкальным сопровождением. Музыкально двигательные упражнения способствуют коррегированию общей моторики у детей, эти упражнения благотворно влияют на речь ребенка, а музыкальное сопровождение влияет на его эмоциональное состояние и поведение, таким образом, логопедическая ритмика имеет серьезное значение для перевоспитания личности заикающегося ребенка, для тренировки и коррегирования речевой моторики. На логоритмических занятиях используются игры, чтобы вызвать интересу детей и активизировать их. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет работа логопеда с родителями заикающихся детей. Логопед должен консультировать родителей по вопросам общего и речевого режима ребенка, знакомить с требованиями речи детей, приглашать их на открытые занятия. Дома у ребенка должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, изменение волнения вредны для его нервной системы. Необходимо категорически исключить наказания, запугивания, упреки и резкие нравоучения. Не рекомендуется таким детям посещать кино, театры, цирк и другие эмоционально-зрелищные мероприятия.

Планирование работы по заиканию с учащимися начальных классов

Кол– во часов Разделы работы Содержание и цели работы Методы и приемы

1-й этап

1 1–2 Речевое обследование. Сбор анамнестических данных.  
  1–12 Охранительный режим. Установочная беседа с родителями: организация и проведение общего и речевого охранительного режима молчания Логопедические игры: “В библиотеке”, “Рыболов”, “В больнице”, “Пограничник”.
  4–12 Релаксация Расслабление конечностей по контрасту с напряжением Логопедические Игры: “Кулачки, Олени, Штанга, Ваза с цветами”.
  2–10 Речевое дыхание Постановка диафрагмального речевого дыхания: произнесение гласных по одному и по 2 на выдохе, название предметных картинок с опорой на ударный гласный, чтение стихов на соответствующие гласные. Дыхательные упражнения.
  3–12 Общение короткими фразами. Использование минимального речевого материала в сюжетно-ролевых играх.
Выработка навыков свободного поведения выразительной интонации, четкой артикуляции звуков.
Выделение ударных гласных, соблюдение пауз. Однословное название описания предметов, картинок и т.д.
Логопедическая игра: “В стране коротких ответов”.
  12 Заключительное занятие Выступление детей (коллективные, индивидуальные).
Оценка первых успехов в соблюдении речевых правил.
 
2-й этап
  13–24 Охранительный режим Соблюдение охранительного режима Ограничение спонтанной речи. Логопедические игры: “Молчанка”, “В кино”, “В библиотеке”, “Пограничники”, “В больнице”. Упр-я: “Волшебный сон”, “Рыболов”.
  13–24 Релаксация. Расслабление мышц шеи, речевого аппарата диафрагмы. Внушение состояния покоя. Логопедические игры: “Кулачки”, “Олени”, “Штанга”, “Ваза с цветами”.
  13–24 Речевое дыхание. Упражнения на слитность и плавность произношения гласных (3– 4 звука) на четкость и длительность выдоха при произнесении согласных. Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. Закрепление навыков плавного длительного выдоха. Упр-я: “Жук”, “Комарик”, “Насос”. Голосовые упр-я.
  13–24 Активизация развернутой речи. Обучение плавному и слитному произношению фраз состоящих из 1–3 смысловых отрезков. (Соблюдение) Составление небольших рассказов и пересказов с соблюдением речевых правил. Логопедические игры: “В стране полных ответов”, “Овощи”, “Фрукты”, “Домашние животные”, “Дикие животные”, “Домашние птицы”, “Дикие птицы”.
  15–24   Воспитание свободной эмоциональной речи. “Наши фантазии”.
3-й этап
  25–36 Охранительный режим. Соблюдение охранительного режима. Логопедические игры: “Молчанка”, “В больнице”, “В кино”, “Рыболов”, “Волшебный сон”, “Пограничники”, “В библиотеке”.
  25 –34 Релаксация. Внушение состояния покоя формул правильной речи.  
  25 –34 Речевое дыхание. Повторение одного двух упражнений на гласные и согласные. Тренировка в произнесении фраз с паузой.  
  25 –34 Переход к спонтанной речи.
Свобода речевого общения.
Заключительные занятия.
Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.
Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно ролевых играх.
Рассказы, сказки, представления.
Установки: “Покажи и расскажи”, “Сочини и расскажи”, “Просто та к ты не гуляй глазом острым наблюдай.
“На приеме у доктора Айболита”.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Изучение социума и организации коррекционной работы "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 97 "Радость"
Речевое развлечение "Умники и умницы"
Общеобразовательная программа дополнительного образования по экологии "Мы+" для детей дошкольного возраста.
Интегрированный подход к организации коррекционно-оздоровительной работы в логопедической группе
Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития
Современные подходы к организации занятий по логоритмике
| тема | и тем и тем | урока | конспект урока | заикание | лечение заикания | методы | методо | его | устранения | устранение неисправностей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Тема урока Заикание и методы его устранения Детский сад
Занятие ФЭМП с элементами логоритмики в подготовительной группе по теме "Гуси-лебеди"
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Дифференциация звуков [с] — [с'] в слогах, словах, фразах"
Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Драматизация сказки "Теремок"
Перспективная модель педагогического центра в ДОУ "Лицом друг к другу"