Тема: Звуки [л] – [р]. Этап дифференциации (подгрупповое занятие; речевая подготовительная к школе группа)


Данное занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятия и разнообразие в преподнесении материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, способствуют формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза, развитию познавательных процессов, воспитанию нравственно-этических чувств.

Цели:

Оборудование:

  • предметные картинки: самолет, вертолет, трактор, корабль;
  • сюжетные картинки по теме “Профессии”;
  • флажки красные и желтые;
  • индивидуальные зеркала;
  • мяч; магнитная доска;
  • картинки или предметы (игрушки): лопата, игла, пила, шланг, краски, сковорода, экскаватор, градусник;
  • звуковые схемы-кружочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

- Раз, два, повернись, и в фотографа превратись!

- Раз, два, повернись, и в водителя превратись!

- Раз, два, повернись, в футболиста превратись!

Театр мимов. Дети изображают действия фотографа, водителя и футболиста.

- Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве, изобразите огорчение. Водитель случайно съехал с дороги и испугался, изобразите испуганного водителя. Футболисты забили гол, изобразите веселье, радость.

Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.

2. Объявление темы.

Логопед предлагает детям отгадать загадки:

- Кто покрасил все заборы, окна, двери, коридоры? (Маляр.)

- Назовите последний звук в этом слове?

- Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (Логопед.)

- Назовите первый звук в этом слове?

- Кто вам продаст творог, сосиски и "Вискас" для любимой киски? (Продавец.)

- Назовите второй звук в этом слове?

- Я проказничать люблю, всех вокруг развеселю,

Посмотрите на мой нос – станет вам смешно до слез. Кто это? (Клоун.)

- Назовите второй звук в этом слове?

После того, как дети отгадали загадку, выставляется картинка с изображением данной профессии.

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня поиграем? (Со звуками “Л” и “Р”)

-Маляр, логопед, клоун, продавец - что это одним словом? (Профессии)

- И сегодня мы поговорим о разных профессиях, и будем следить за произношением звука “Л” и звука “Р”.

3. Произношение в изолированном виде.

(опора на предметные картинки)

- Кому нужен самолет? (летчику)

- Как гудит в небесах самолет? (“л-л-л”)

- Кому нужен корабль? (капитану)

- Как подает сигнал корабль? (“л-л-л”)

- Кому нужен трактор? (трактористу)

- Как работает трактор? (“р-р-р”)

- Кому нужен вертолет? (пилоту)

- Как работает вертолет? (“р-р-р”)

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, сравнение.

- Давайте подумаем, как же произносится звук “Л”.

  • В каком положении губы? (В улыбке; они не округляются)
  • Открыт или закрыт рот? (Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец)
  • Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается изнутри в верхние зубы)
  • Звук гласный или согласный?
  • Звук твердый или мягкий?
  • Звук звонкий или глухой?

- А теперь давайте подумаем, как же произносится звук “Р”. Не забудьте проконтролировать себя, глядя в зеркало.

  • В каком положении губы? (В улыбке)
  • Открыт или закрыт рот? (Рот приоткрыт)
  • Где находится кончик языка? (Кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами)
  • Сильная или слабая струйка воздуха? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка)
  • Звук гласный или согласный?
  • Звук твердый или мягкий?
  • Звук звонкий или глухой?

5. Развитие фонематического слуха.

а) - Сейчас мы поиграем в игру “Регулировщик”.

- Услышишь звук “Л” - подними желтый флажок, а услышишь звук “Р” – подними красный флажок. Будь внимателен, чтобы не случилось аварии.

Детям предлагается ряд изолированных звуков и слоговой ряд.

в) Д.и. “Что кому нужно?”

На магнитную доску вывешиваются картинки со звуком “Л” и картинки со звуком “Р”.

- Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук “Л”, и кому эти предметы нужны? (лопата, пила, шланг, игла)

- Назовите картинки или предметы, в названии которых есть звук “Р”, и кому эти предметы нужны? (краски, сковорода, экскаватор, градусник)

Ответы детей.

6. Динамическая пауза.

“Жил портной один умелый,
Знал прекрасно свое дело,
Шил одежду на заказ,
Ткани выбирал для нас.
Но вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся,
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал. И вот размялся.
К работе можно приступать
Теперь нам долго не устать”

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

7. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

а) “Что лишнее и почему?”

- Маляр, игла, швея? (Игла, так как это инструмент, а маляр и швея – профессии).

- Охарактеризуйте каждый звук в слове “игла”. Обозначьте их кружочками.

б) Определите на слух самое короткое слово:

- Строитель, каменщик, врач, стекольщик. (Врач)

- Как это можно проверить? (Посчитать количество слогов в каждом слове)

- Охарактеризуйте звуки в слове “врач”. Обозначьте их кружочками.

8. Дифференциация в словах.

а) “Кто что делает?”

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит ….

Пчел разводит ….

Трубы чистит ….

Логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова, объясняет происхождение каждого слова.

б) – От каких профессий произошли фамилии:

Столяров, Гончаров, Плотников, Поваров, Портнов.

Ответы детей.

9. Дифференциация в предложениях. Актуализация глагольной лексики.

а) “Кто чем занимается?” (игра с мячом)

Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.

Бросая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек данной профессии.

Грузчик – грузит разные грузы.

Строитель –

Пожарный –

Крановщик –

Продавец –

Стекольщик –

Милиционер –

Фотограф –

Прачка –

Барабанщик –

Уборщица –

Плотник –

10. Дифференциация в тексте.

- Четко и правильно произнести скороговорку:

“Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов”.

- Определить, в каких словах встретился звук “Л”, а в каких звук “Р”?

11. Итог. Развитие связной речи.

Логопед обращается к детям:

- Ребята, кто мне ответит, каких звуков мы произнесли сегодня больше всего? Одинаковые это звуки или разные?

Ответы детей.

- Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная?

В ответ дети назовут какую-либо профессию. Тогда логопед называет свой вариант. Например: “ А разве врач – не главная профессия?”. Дети соглашаются: “Да, врач лечит людей”. Логопед в свою очередь спрашивает: “А может быть, строитель самая главная профессия, ведь врачу надо где-то жить и работать?”. Дети опять соглашаются. Обсудив таким образом несколько профессий, педагог подводит детей к выводу о том, что все профессии нужные и важные.

12. Оценка деятельности детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
  3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2001.
  4. Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Специальная поддержка с ФФНР
Дифференциация звуков [к-т-г-д]
Многофункциональная игрушка "Чудо-теремок"
Конспект занятия по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Весна. Цветы"
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей коррекционной дошкольной группе по теме "Перелетные птицы"
Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ
| тема | и тем и тем | звуки | скачать звуки | [л] | класс л | [р] | р н | этап | этапы развития | дифференциации | дифференциация наук | подгрупповые занятия | конспект подгруппового занятия | занятие | конспекты занятий | речевая | речевое развитие | подготовительная | подготовительная группа | начальная школа | закрытая школа | группы песен | детский | детский сад | Страничка логопеда | Тема Звуки [л] – [р] Этап дифференциации подгрупповое занятие речевая подготовительная к школе группа Детский сад
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Развитие эмоциональной выразительности речи детей в условиях логопедического пункта
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII-го вида в играх
Использование информационного стенда в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями детей с задержкой психического развития (на примере младшей группы)
Коррекционное занятие в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста со здоровьесберегающим сопровождением
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Дифференциация звуков [с] — [с'] в слогах, словах, фразах"