Урок русского языка "Речь человека – его судьба" (план урока и презентация)


Урок имеет предысторию: проведены два разновозрастных урока, участниками которых были ученики 5-х и 10-х классов. Предлагаемый урок воспитывает в детях любовь к языку, к его истории, к удивительным явлениям русского слова.

Визитная карточка урока

Предмет:

русский язык.

Учебники, по которым ведётся образовательная работа:

Классы: 5б, 10а.

Учитель:

Медведева Мария Михайловна, заслуженный учитель Российской Федерации, стаж работы по специальности 40 лет.

Тема:

Речь человекаего судьба”.

Тип:

комбинированный урок.

Цели:

образовательные:

развивающие:

воспитывающие:

  • устанавливаются новые связующие нити с людьми;
  • прививается чувство доброжелательности, внимания к собеседнику;
  • возрождаются забытые традиции написания писем;
  • воспитывается чувство аккуратности к тому, что делаешь;
  • учатся быть гражданами России.

Форма организации занятия:

эвристическая беседа, практическое занятие.

Методы:

  • репродуктивные: словесные, наглядные;
  • продуктивные: создание текста.

Средства обучения:

  • компьютерная техника, слайды, музыкальные диски, музыкальный центр.

Форма организации работы в классе:

  • разновозрастный урок; фронтальная, индивидуальная, творческая формы.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Звучит лирическая инструментальная музыка.

Взаимное приветствие гостей, учащихся, учителя; фиксирование отсутствующих; проверка готовности к уроку. Все получают визитные карточки “Я _________”. Напишите, пожалуйста, имя своё! Как? Так, как вы любите слышать обращение к вам.

Пусть будет для вас законом: “От меня всё - только достойное моего имени!”

2. Актуализация знаний.

Учитель.

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас необычный разновозрастный урок: третья часть урока-сериала “Мы русские”.

-Вспомните первую серию (дети говорят об уроке “Здравствуй, урок русского языка и литературы!”, кто-то из пятиклассников демонстрирует собрание писем учащихся “Здравствуй, урок литературы!”, кто-то из десятиклассников - собрание мыслей “Когда я встречаюсь с людьми…”

-Вспомните вторую серию (дети говорят об уроке “Фольклор родного народа”; Узякова Марина и Ставило Виктория выступают с компьютерной презентацией “Диалектные (лингвистические) материалы в этнографических исследованиях нашей местности”, гости могут посмотреть созданные учащимися работы).

- Обратимся к теме третьей части урока- сериала: “Речь человека – его судьба”.

Каковы цели урока? Что вы ждёте от урока? (Ответы детей.)

Учитель.

Компасом в работе мы избираем слова: “Счастье, судьба в руках ЧЕЛОВЕКА! Свою историю мы пишем красивыми словами и добрыми делами!”

28 ноября 2006 г. – 100-летие со дня рождения академика Д.С. Лихачёва, умнейшего человека, интеллигента, лингвиста, который оставил о себе добрую память. В его удивительных “Письмах о добром и прекрасном” мы находим ответы на многие вопросы, черпаем советы, как стать человеком. Я сегодня обращаю ваше внимание на следующее высказывание Д.С. Лихачёва: “Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение”.

Год 2006-ой юбилейный в нашей школе: 120 лет образованию в п. Гремячево, где умных людей всегда ценили, уважали.

Файлы: 5-11 (см. приложение “Компьютерная презентация урока”).

Скажите, какие главные правила в нашей школе?

(Ответы: правило трёх П:

(ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПРИЗНАТЬ),
правило трёх Д:
(ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,
ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ,
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ). (Файл 12).
И главный принцип нашей жизни?
Дети: “Гуманизм”. (Файл 13).

Учитель.

Предлагаю вам определить качества настоящего человека словами, начинающимися с букв слова “гуманизм”:

Г - гармоничный, галантный, героический, гуманный.
У - удивительный, увлечённый, уважительный, умильный, умудрённый.
М - милый, милосердный, милостивый,
А - активный, авторитетный, альтруистичный.
Н - нежный, ненаглядный, необыкновенный, неудержимый, нравственный, нужный.
И - искренний, идеальный, исключительный, искусный.
З - заботливый, закалённый, здоровый, золотой.
М - мыслящий, мягкосердечный. (Файл 14).

Учитель.

Экспресс-интервью “Для чего человек приходит в мир?”

Учащиеся отвечают, не повторяясь:

  • достойно жить;
  • творить добро;
  • уважать других людей;
  • улыбаться людям;
  • усердно, с интересом работать;
  • иметь и любить свой дом;
  • почитать своих родителей;
  • быть гражданином своей страны…

(См. файл 15).

Учитель.

Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться…”

(Звучит красивая мелодия во время чтения стихотворения).

Учитель.

Десятиклассники посетили дома творческую лабораторию поэта, почувствовали точность и образность поэтической речи. Познакомьте, пожалуйста, всех с результатами вашей работы. (Выступления десятиклассников.)

Учитель.

Спасибо, ребята! Вы очень верно заметили, как точно выразил суть человеческой жизни русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Предлагаю всем выучить наизусть это стихотворение. Пусть его идея будет вашим жизненным кредо!

Сегодня в человеческие отношения смело вошли современные информационные технологии. Электронные послания летят во все концы, “здравствуй и прощай” по мобильному телефону, по стационарному телефону, но ничто не заменит письма как средства общения, приучающего бережно относиться к родной речи, позволяющего передать адресату теплоту чувств, прикосновений рук, даже особый запах.

Пятиклассники со своего урока по развитию речи “Письмо” и последующей домашней работы принесли письма Деду Морозу. По разрешению ребят сегодня эти откровения у нас на стенде. Десятиклассники сделали подборку ценностей из этих писем.

(Демонстрация как презентации через компьютер.)

Эпистолярный жанр знаком и десятиклассникам. В прошлом учебном году мы участвовали во Всероссийском конкурсе “Лучший урок письма” в номинации “Пишу маме” и заняли первое место на региональном этапе, заработав музыкальный центр и фотоаппарат. Работы находятся на столе, после урока с ними можно познакомиться.

Мы не устаём восхищаться прелестью родной речи, сами пробуем писать стихи и сказки.

Представляю наших юных поэтесс Лизу Шамилову и Ирину Мокееву.

Мы начали печатать сборник произведений учащихся и учителей.

Учитель.

Экспресс-интервью “Для чего нам нужна речь?”

Дети отвечают, а затем демонстрируются их высказывания:

  • письма писать;
  • общаться с добрыми людьми;
  • благодарить любимых маму, папу, дедушку, бабушку;
  • оригинально выражать свои мысли;
  • рассказывать прекрасные стихи;
  • прославлять Бога.
  • петь задушевные песни.

Десятиклассники – хор школы искусств, в 2005 году завоевавший главный приз “Золотой камертон” на областном конкурсе хоровых коллективов. Сегодня ребята дарят нам песню Шаинского “Прекрасное далеко”.

Слово Мокеевой Ирине и Щукиной Оксане. Читают стихотворение

Н.М. Рубцова “Я люблю, когда шумят берёзы…”

(Чтение стихотворения сопровождается показом картин природы родного края.)

Десятиклассники открывают стр.142 учебника русского языка, и пятиклассники и десятиклассники находят упражнение 280 (стихотворение Николая Михайловича Рубцова “Я люблю, когда шумят берёзы…”).

Учитель

С помощью какого языкового средства поэт добивается поразительного эффекта эмоционального воздействия на читателя?

Какие слова в стихотворении являются ключевыми?

Дети отвечают.

Учитель.

Дорогие люди! Какие мы счастливые: нам дан во владение прекрасный русский язык!

Всегда ли мы бережны к такому богатству?

Дети говорят о существующих фактах небрежного отношения к речи

Слово Пахомовой Тани.

Пользуясь статьёй учебника 10 класса “Русский язык” (стр.138), я приготовила слово об экологии речи. Говорить правильно – это в первую очередь проявлять чувство собственного достоинства и самоуважения.

Употреблять матерщину - сильное зло. Становится страшно от мысли, что такие грубости в речи станут нормой.

Слово Васянкиной Наташи.

Есть мудрая русская пословица: “Бочку мёда можно испортить ложкой дёгтя”. Я считаю, что смысл её относится и к нашему разговору о русской речи. В современной жизни очень часто можно услышать, как люди “украшают” свою речь матом. Сквернословие окутывает нас повсеместно: и в печати, и в телепередачах, и в быту. Даже шестилетние дети беспрепятственно произносят нецензурные слова, а взрослые дяди и тёти радуются “таланту” детишек вместо того, чтобы остановить их растление.

Люди, выпуская из уст своих бранные слова, часто и не задумываются над тем, что за слова они произносят. Любое проклятие, словно бумеранг, возвращается и падает на голову изрекающего его.

Учитель.

После интервью демонстрируются высказывания собравшихся:

  • бранные слова не созидают нравственный мир человека, а разлагают его, разрушают;
  • бранные слова заражают болезнью того, кто их произносит;
  • любое нечистое слово оставляет чёрное пятно в нашем же собственном сердце;
  • грубое слово одинаково жалит и того, кто его выпустил, и того, кому оно адресовано.

Учитель.

Как из одного источника не может течь сладкая и горькая вода, так и из уст человеческих не должны выходить одновременно добрые и грубые слова!

Звучит песня “Русь моя любимая”.

3. Домашнее задание:

До 5 декабря написать сочинение по теме состоявшегося урока.

В четвёртой серии разновозрастного урока “Мы русские” поговорим на тему… На какую? Предложите сами! (“Быть современным - это значит…”

4. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что запомнилось вам больше всего? (Доброта и любовь, уважение и взаимопонимание…)

Оценки.

5. Прощание, благодарение.

Дорогие ребята! П.И. Чайковский любил повторять: “Вдохновение-это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

Вы сегодня охотно трудились! Благодарю всех за огромную работу души, за счастье быть с вами! Наполняйте каждый свой день великим смыслом!

Звучит лирическая мелодия.

Презентация




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Сценарий юбилейного вечера в детском клубе "Розовая башня"
Семинар по театральной деятельности для воспитателей
Региональный компонент в воспитании дошкольников
"Рождество Христово". Театрализованное представление праздника в подготовительной группе детского сада
Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста в адаптационный период
| урок | урка | русского | русский язык | языка | речь | части речи | человека | человек паук | его | судьба | судьба онлайн | план | план работы | урока | конспект урока | презентация | презентация класса | детский | детский сад | Страничка методиста | Урок русского языка Речь человека – его судьба план урока и презентация Детский сад
Театрализованная игра в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
Занятие-путешествие "В зимнем снежном царстве" по развитию речи с элементами исследовательской деятельности для детей старшего возраста
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами эмоционально-нравственного воспитания
Занятие по развитию речи и художественной литературе во 2-й младшей группе. Тема: "Расскажем сказку по-новому"
Занятие для детей подготовительной к школе группы: "Солнце, солнце, загляни в оконце"