Формирование навыков безопасного поведения на проезжей части у младших дошкольников


Каждое дошкольное учреждение пытается дать максимум знаний детям о том, как нужно себя вести на проезжей части. Цель работы – формирование у детей осознанных навыков безопасного поведения на дорогах. Учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения. На уроке воспитывается дисциплинированность и внимательность при нахождении детей на улице.

Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни.
Ян Коменский

Обучение дошкольников правилам дорожного движения в нашей жизни сейчас наиболее актуально. И каждое дошкольное учреждение пытается дать максимум знаний детям о том, как нужно себя вести на проезжей части.

Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания ребёнка с самого раннего возраста.

Понимая проблему безопасности дорожного движения, педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Подготовка детей к жизненно важной роли участника дорожного движения начинается с 3-х лет и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Целью нашей работы является формирование у детей осознанных навыков безопасного поведения на дорогах.

В соответствии с целью были определены основные задачи:

1. Знакомство детей с правилами дорожного движения.

2. Уточнение и расширение представлений воспитанников об участниках дорожного движения.

3. Формирование умений применять полученные знания в жизни.

4. Воспитание потребности быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и двор, детская площадка и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется “дорожно-транспортное происшествие”. Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Уровень знаний, отношение, положительные и отрицательные привычки воздействуют на формирование модели поведения. Под отношением понимается точка зрения ребёнка на то, что считается правильным и неправильным действием в условиях движения, например его оценка того, насколько приемлемым является переход проезжей части на красный сигнал светофора. Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями – “это можно, а так нельзя”. Главная её цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города.

Однако, безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как научить их правилам поведения на дороге? Успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах зависит и от того, как преподносится для их понимания данное направление.

Первым учителем, который поможет обществу решить данную проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. В организации занятий в нашем детском саду используются разнообразные формы работы с детьми:

  • знакомство ребят со светофором, дорожными знаками;
  • наблюдение за движением транспорта;
  • обучение практическим знаниям поведения на улице;
  • рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихов, поговорок;
  • сюжетно - ролевые подвижные игры, игры в уголке дорожного движения и др.

Для выработки определенного навыка и умения ребенку младшего дошкольного возраста требуется многократное повторение материала.

Работа по формированию у детей знаний безопасности дорожного движения осуществлялась на основе следующих принципов:

  • доступности;
  • систематичности;
  • наглядности.

Обучение мы начинаем с проведения диагностики (1 этап работы) – уточнить представления детей, их личный опыт. Таким образом, педагог имеет возможность дифференцированно подойти к процессу обучения, опираясь на первоначальные знания детей.

На втором этапе ставится задача – расширение первоначальных детских знаний и представлений.

Третий этап – закрепление полученных знаний путем повторения материала.

Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма, а, следовательно, преобразуется предметно - развивающая среда. Во всех группах нашего детского сада оборудованы уголки безопасности, руками педагогов изготовлено большое количество дидактических игр и атрибутов к сюжетно- ролевым играм, поободран наглядный и демонстрационный материал, познавательная литература. Все это позволяет детям закреплять полученные знания.

Закрепление теоретических знаний на практике - неотъемлемый этап обучения дошкольников. Проведение занятий по закреплению знаний правил движения на дорогах исключается, поэтому на территории детского сада в этом учебном году педагогами ДОУ был оформлен Центр безопасности дорожного движения. Центр включает в себя перекрестки нескольких типов, улицы с проезжей частью, тротуарами, светофорами, дорожными знаками, разметкой, автобусными остановками.

Для проведения занятий приобретены велосипеды и самокаты, игрушечные автомобили, дидактическое пособия “Перекрёсток”, которое включает в себя накидки с красочными аппликациями - это номера аварийных служб и автомобили соответствующего назначения.

Вся работа с детьми по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах города строится в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

В семье происходит становление характера ребёнка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищённости.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

По этому педагоги нашего детского сада прикладывают все усилия, чтобы сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность этой проблемы. Наиболее эффективны для этого активные формы взаимодействия:

  • родительские собрания, организованные в форме “круглого стола”;
  • деловой игры;
  • вечера вопросов и ответов.

Важна также наглядная агитация, содержащая практические рекомендации по семейному воспитанию, без излишней теоретизации и освещения полной истории проблемы. Главные требования к наглядной агитации – краткость и конкретность.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения у младших дошкольников на проезжей части ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Роль дидактической игры в психическом развитии детей
Эколого-патриотический проект "Люби и знай свой город"
Приключения с Бибигоном. НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе
Опыт работы "Внимание можно и нужно развивать"
Луна — спутник Земли
Создание экологической развивающей среды в ДОУ
| формирование | формирование культуры | навыков | профессиональные навыки | безопасного | безопасно | поведения | правила поведения | проезжая | проезжая ул | части | 2 часть | младших | младшая группа | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка методиста | Формирование навыков безопасного поведения на проезжей части у младших дошкольников Детский сад
Конспект занятия "Путешествие на верблюде"
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в лес"
Работа с дошкольниками. Занятие-путешествие на тему "Полет в космос"
Подгрупповое занятие по СБО (формирование предметных представлений) в средней группе детского сада для детей с косоглазием или амблиопией по теме "Комнатные растения"
По туристическим тропам Кубани. Эколого-оздоровительное занятие для старшего дошкольного возраста
Конструирование — игра, полезная во всех отношениях