Экологический проект для старших дошкольников по теме "Цветы вокруг нас"


Основная цель проекта – познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам. Проект рассчитан на 10 недель для детей 5–6 лет.

Цель проекта: Познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам.

Задачи:

Длительность проекта: Проект рассчитан на 10 недель.

Возраст детей: Проект рассчитан на детей 5-6 лет.

Материалы и оборудование:

  • Цветы в горшках;
  • Горшок с землей для посадки цветов;
  • Семена;
  • Проращенный росток фиалки (можно использовать другой цветок);
  • Для детей – папки с файлами каждому ребенку, карандаши, фломастеры, наборы для аппликации (цветная, бумага, картон, ножницы, кисточки, клей).

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1-Й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

На подготовительном этапе работы необходимо:

  1. определить формы и методы исследования;
  2. провести предварительную работу с педагогами МДОУ, родителями и детьми;
  3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с педагогами:

  • проведение семинара для педагогов МДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.

Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

  1. провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.
  2. вырастить цветок из семян.

Предварительная работа с детьми:

  1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем о цветах».
  2. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
  3. Подготовка личных папок детей «Наш цветок» для фиксации результатов исследований.

Длительность подготовительного этапа – 1 неделя.

2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:

  1. Из чего состоят цветы?
  2. Где растут цветы?
  3. Листья – какие они?
  4. Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
  5. Почему цветам нужна почва?
  6. Растут ли цветы в воде?
  7. Нужен ли цветам уход?

Поиск ответа на вопросы осуществляется посредством следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.

В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.

Ход исследования:

Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.

Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.

Вопрос к детям: А где же корень?

Дети: В земле.

Воспитатель: Правильно, в земле.

Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.

Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.

Данные исследования заносятся в личные папки рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.

Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.

Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.

Содержание опыта: Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.

Результаты опыта заносятся в личные папки детей – делаются аппликации «Капелька», означающая необходимость воды для роста цветов.

Исследование 5: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.

Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.

Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.

Исследование 6: Детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла и воды? (закрепление результатов исследований 4 и 5).

Для этого совместно с музыкальным руководителем и педагогами МДОУ проводится авторское театрализованное представление «Одуванчик и ромашки».

Содержание представления: Посадил фермер ромашки. Солнышко припекало, дождик поливал землю и выросли эти прекрасные цветы. А рядом на полянке рос одуванчик.

Однажды подул сильный-сильный ветер. Фермер накрыл ромашки пленкой. А одуванчика никто не накрыл. Он очень сильно замерз. Ромашки заметили это и попросили фермера накрыть одуванчика. Фермер накрыл одуванчика, потом выглянуло солнышко и согрело одуванчика. Солнышко грело все жарче и жарче. Цветам стало не хватать влаги. И тогда фермер полил ромашки, а одуванчика никто не полил. И тогда одуванчик очень сильно заболел. Ромашки заметили это и попросили фермера полить одуванчика, что он и сделал. И свершилось чудо – одуванчик выздоровел. С тех пор фермер ухаживает не толь ко за ромашками, но и за другими цветами – поливает их, укрывает пленкой от ветра, потому что цветам нужна вода и тепло.

После спектакля детям предлагается ответить на поставленный вопрос. Выслушивается мнение каждого ребенка.

Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду. Данные аппликации помещаются в личные папки детей.

Исследование 7: Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее воспитатель рассказывает детям о необходимости почвы для цветка.

Затем детям показывают проращенный росток фиалки – он находится в банке с водой. Детям рассказывают о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается вместе с воспитателем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.

Через неделю отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.

Исследование 8: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.

Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.

Длительность исследовательского этапа – 8 недель.

3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Здесь предлагается организовать праздник для детей и родителей группы «День цветов», где дети представят на обозрение родителей свои личные папки, подготовят и расскажут рассказ или сказку о своем цветке. Воспитатели проведут конкурс «Угадай название цветка». Далее родители вместе с детьми представят домашнее задание – выращенный цветок и рассказ о том, как он рос, как за цветком ухаживали и т.п. Лучшим завершение праздника будет чаепитие.

Можно ежегодно проводить праздники, посвященные цветам.

Длительность заключительного этапа – 1 неделя.

Список использованной литературы:

  1. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
  2. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
  3. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  4. Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – № 2. – 1997.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Воспитание детей через приобщение к природе
"Карусель". Сценарий детско-родительского праздника по произведениям Валентина Берестова (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект проведения встречи родительского клуба "Дружная семейка"
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Совместный детско-взрослый творческий проект "Ребенок и театр"
Сценарий праздничного вечера "Развлечения для средней группы"
| экологический | экологические проблемы | проект | проекты домов | для | старших | порно постарше | дошкольников | развитие дошкольников | теме | и тем и тем | цветов | цветы | вокруг | вокруг света | нас | детский | детский сад | Страничка заведующей ДОУ | Экологический проект для старших дошкольников по теме Цветы вокруг нас Детский сад
Проектная работа "Вместе весело шагать по планете Знаний"
Проект "Путешествие по книгам Габдуллы Тукая"
Проект "Путешествие по книгам Габдуллы Тукая"
Сценарий родительского собрания "Безопасность на дороге"
Совместный детско-взрослый творческий проект "Ребенок и театр"
"Мама и я – неразлучные друзья". Семейные посиделки в честь Дня матери