Адаптация и модификация курса "По дороге к Азбуке" в образовательной системе "Школа–2100"


Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. В статье раскрываются проблемы, с которыми столкнулись при адаптации комплексной программы "Детский сад–2100", и пути их решения. Предлагается занятие по курсу с использованием интерактивной доски.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

В комплексной программе "Детский сад 2100" решение этой задачи осуществляется в процессе занятий по развитию речи курс "По дороге к Азбуке" 1,2ч. с детьми 4-5 лет (первый год обучения) и по подготовке к обучению грамоте курс "По дороге к азбуке" 3,4ч с детьми 5-6 лет (второй год обучения), а также с 2009г. курс "По дороге к азбуке" 5ч. С детьми 6 - 7 лет. Занятия проводятся по учебнику-тетради "По дороге к Азбуке" ч. 1,2; 3, 4,5.

Проблемы, с которыми столкнулись при адаптации курса:

  • недостаточно внимания уделяется решению таких задач как: обучение пересказу, обучение составлению описательного рассказа, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.
  • до 5лет нет заданий на выделение звука в слове (на данный момент в курс "По дороге к Азбуке" 1.2 часть введены такие задания).
  • воспитатели используют готовый материал из методического пособия, не считая нужным перерабатывать его с учётом возможностей детей своей группы.
  • нерационально используют предлагаемый материал.
  • в конспекте занятия не указывается цель того или иного задания.
  • использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка. Звуковые картинки не всегда ассоциируются с образом, который предлагают авторы.
  • характеристика звука проходит по символу звука.
  • нет описания положения органов артикуляции.
  • нет методики, как научить ребёнка сливать слог.
  • вопросов у воспитателей возникает при знакомстве с йотированными гласными.
  • нерациональна последовательность изучения звуков.
  • привязанность к тетрадям.
  • однотипные речевые игры и задания.

Проблемы, выявленные в ходе апробации курса, заставляют задуматься над их причинами и побуждают к поиску новых подходов в работе, более содержательных и качественных.

Цель работы - адаптировать курс "По дороге к Азбуке" к особенностям развития детей нашего дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Решить проблему развития связной речи.
  • Усовершенствовать занятия курса "По дороге к Азбуке" 3,4ч. (подготовка к обучению грамоте) путём использования логопедических приёмов обучения звуко-буквенному анализу.
  • Использование интерактивной доски с целью повышения эффективности усвоения содержания курса старшими дошкольниками.
  • Решения педагогического совета МДОУ д/с №57 март 2005г.:
  • Ввели занятия по развитию связной речи во всех возрастных группах 1 раз в неделю. Перспективные планы составляем совместно с воспитателями.
  • Занятия по обучению грамоте ведут учителя - логопеды.

В 2005 - 2006 учебном году воспитатели совместно с логопедами ДОУ составили перспективные планы по развитию речи, опираясь на методические пособия: Ушаковой О.С., Струниной Е.М. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", Ушаковой О.С., Арушанова А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. "Занятия по развитию речи в детском саду", логопедические пособия Э.Л.Сухаревой "Учимся, играя", Ткаченко Т.А. "Формирование и развитие связной речи". Некоторые конспекты занятий воспитатели разрабатывают совместно с логопедами. Мы предположили, что введение занятий по развитию связной речи поможет нам решить не только проблему умения детей составлять рассказы, но и другую проблему - отсутствие заданий по развитию звуковой культуры речи в учебных курсах до 5-ти лет. Воспитатели будут иметь возможность ввести задания на развитие фонематического слуха и развитие умений звукового анализа, отвечающие фонетико-фонематическим возможностям детей от 3х до 5ти лет. Но возникла другая проблема - нет картин к этим методическим пособиям или они находятся в ветхом состоянии. Методической службой ДОУ совместно с учителями - логопедами было принято решение приобрести картинный материал Н.В. Нищевой. А так как курсы программы "Детский сад 2100" не предлагают конспектов занятий по обучению детей рассказыванию и пересказу в качестве основы мы взяли занятия и демонстрационный материал Н.В.Нищевой и соединили его с курсом дошкольной риторики "Ты - словечко, я - словечко:". По данному курсу "Риторики и развития связной речи" дети нашего ДОУ занимаются в старшей и подготовительной группе с 2009г. В январе 2009г. был проведён обучающий семинар с элементами моделирования для воспитателей "Комплексный подход в решении задач по развитию связной речи", где уточнили знания воспитателей о видах работы по развитию связной речи у детей; закрепили умения педагогов в составлении перспективных планов на месяц по определенной лексической теме; модифицировали занятия из раздела "Лесные истории" курса "По дороге к Азбуке" в соответствии с поставленными целями: ЗКР, составление описательного рассказа.

Приложение 1.

В нашем учреждении курс "По дороге Азбуке" 3,4ч. ведут учителя-логопеды, что позволяет грамотно справляться со многими проблемами, возникшими при внедрении курса "По дороге к Азбуке" (обучение грамоте). В подготовительной группе работаю с буквами, собственно звуко-буквенный анализ дает лучший результат. Не использую задания, связанные со "звуковым" чтением слов (на данный момент авторы так же отказались от таких заданий). Детям предлагаю работать на выбор буквами или звуковыми карточками. Использую деятельностный подход (Леонтьев А.Н.) при характеристике звука, т.е ребёнок в ходе деятельности, опытным путём, самостоятельно по предложенной схеме (алгоритму) деятельности может дать характеристику любого звука. Звук гласный, если нет преграды во рту. Звук согласный, если есть преграда во рту. Звук звонкий, если работают голосовые складки. Звук твёрдый, если произносим твёрдо. В своей работе использую схему, характеристики звуков (Приложение 1, слайд 4).

При обучении чтению слогов использую букварь Жуковой Н.С.. Обратный слог, когда согласный звук мешает гласному петь песенку, и она получается короткой. Прямой слог, когда гласный учит согласный петь длинную песенку. Звуки неразрывны и они сливаются в одну мелодию (Приложение 1, слайд 5). Твёрдые согласные поют твёрдые песенки только с гласными А, Э, О, У, Ы (улица Певцов), мягкие согласные поют мягкие песенки только с гласными И, Я, Ё, Е, Ю (улица Улыбчивых певцов). В работе над звуками использую, разработанное мной пособие Звукоград по методическому пособию Выготской И.Г., Берковской Н.В. "Звукоград, Буквоград и Златоустия" (Приложение 1, слайд 2). Выделение звука в слове даем постепенно: сначала выделение гласного звука под ударением вначале слова, затем согласного звука в конце слова, и лишь потом выделение гласного звука в середине слова в словах типа МАК, СОК. Для определения позиции звука в слове, звукового анализа, выкладывания схемы предложения использую разработанное мной пособие "Звуковые коробочки" (Приложение 1, слайд 9). Это позволяет основной массе дошкольников успешно усваивать материал.

Для повышения интереса детей к занятиям использую различные игры и учебные задания, сочетая их с курсом "По дороге к Азбуке". С сентября 2009г. занятия курса "По дороге к Азбуке" (3, 4, 5ч.) образовательной программы "Детский сад 2100" проводятся с использованием интерактивной доски, создан электронный банк занятий по подготовке к обучению грамоте. Это позволило повысить качество демонстрационных материалов, дало возможность использовать видеофрагменты, повысило мотивацию детей на занятиях, а также в игровой форме отрабатывать необходимые навыки с наименьшими временными затратами (Приложение, слайд 7, 8).

Первое занятие курса "По дороге к Азбуке"3,4ч. проводим как праздничное: приглашаем детей в путешествие по стране Звуков (Приложение 1, слайд 6). На занятии дети получают карту - схему "Звукограда", которую будут заполнять в течение всего курса (Приложение 1, слайд 3). По окончании курса проводим Праздник правильной речи совместно с музыкальными руководителями детского сада. Праздник речи - это не столько проверка знаний детей, это ещё одна возможность сопереживать и радоваться успехам друг друга, быть командой и вообще весело проводить время (Приложение 1, слайд 10, 11). На празднике дети получают грамоты, медали (Приложение 1, слайд 12). А любая награда для ребёнка - это подтверждение его значимости, поэтому он будет стремиться, чтобы его выделяли и в дальнейшем.

Методические разработки:

  • Диагностические карты (старшая, подготовительная группы).
  • Стимульный материал и методические рекомендации к диагностическим картам.
  • Перспективное планирование по развитию связной речи и риторике (старшая, подготовительная группа).
  • Перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте (старшая группа, подготовительная группы), куда включены дополнительные занятия по темам: предложение, ударение, родственные слова, предлоги, буквы мягкий знак и твёрдый знак.
  • Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте (старшая, подготовительная группа).
  • Электронный банк занятий по подготовке к обучению грамоте (старшая, подготовительная группы).
  • Сценарии праздников правильной речи.

Литература:

  1. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к ч.3,4 / под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. - М.: Баласс, 2003. - 128с.
  2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч.1,2 / под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. - М.: Баласс, 1999. - 144с. Ил.
  3. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч. 5 (6-7 лет). - М.: Баласс, 2009. - 96с.
  4. И.Г.Выготская, Н.В.Берковская "Звукоград, Буквоград и Златоустия" М: Линка - Пресс 1999г.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей со звуком и буквой Ц.
  • Продолжать учить определять позицию звука в слове.
  • Формировать навык чтения и письма.
  • Упражнять в словообразовании существительных с помощью суффикса -ИЦ-.

Развивающие

  • Развивать мышление, зрительное внимание, общую моторику и координацию речи с движением.

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, зеркала, Звукоград, тетради, простые карандаши, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Зрительная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

- Расскажите о звуках [З] и [ЗЬ].

- Чем они отличаются?

- Что пообещал Лисёнок доктору-зебре?

2. Сообщение темы занятия.

Убедившись, что с зубами и Лисёнка всё в порядке, игрушки отправились дальше путешествовать. Они не заметили когда к ним подошла лошадка. "А вы почему не в цирке?" - спросила она их. От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить. "Сегодня в цирке большое представление, - продолжила лошадка. - Садись на меня, Я вас отвезу".

По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут её Царицей. "Ты разве жена царя?" - поинтересовался Лисёнок. "Совсем нет, - засмеялась лошадка. - Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны". Ещё Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детёныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они ещё маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.

"Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. - Мы с вами можем не успеть к концу представления!" Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.

"Цок - цок - цок - цок!" - застучали по дорожке её копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку - сказочному дворцу чудес.

- Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?

- Сегодня мы поговорим о звуке [Ц].

3. Характеристика звука.

- Произнесите [Ц] перед зеркалом. Посмотрите и скажите, какой это звук.

(Согласный- преграда язык, глухой - голосовые складки не работают, всегда твёрдый)

4. Выделение звука в слове.

а) - Назовите детёнышей циркового детского сада и их мам. Пометьте кружком тех, чьи имена произносятся со звуком [Ц].

б) - Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках? (Продукты).

- Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды есть звука [Ц], обведите этот продукт.

- Сахар подают в :(сахарнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Масло подают в : (маслёнке). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Суп подают в : (супнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Перец подают в : (перечнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Соль подают в : (солонке). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Хлеб подают в : (хлебнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Конфеты подают в : (конфетнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

Определение позиции звуков в слове.

- Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ц], и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.

- Я поменяю в словах местами слоги, а вы назовите слова, в которых я поменяла слоги.

5. Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок,
Я - лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь - прокачу.
Дети поочерёдно топают ногами, руки на поясе.
Мы поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом,
Бегут по кругу приставными шагами.
Попасёмся на лугу,
Отдохнём на берегу.
Останавливаются, делают наклоны вперёд, как бы пасутся, в конце садятся на корточки, отдыхая.

Игра с мячом "Измени слово".

а) учитель (учительница), воспитатель, художник, мастер, танцор, ученик, дрессировщик, проводник, читатель, писатель, именинник;

б) плавает (пловец), поёт, куёт, хитрый, мудрый, умелый, удалой, глупый, молодой.

Знакомство с буквой Ц.

Вот какая буква Ц
С коготочком на конце
Коготок - царапка
Как кошачья лапка.

Чтение слогов.

- Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.

  • ЦЫ - птицы, пуговицы;
  • ЦЕ - полотенце, блюдце;
  • ЦА - овца, мельница;
  • ЦО - кольцо, яйцо.

7. Пальчиковая гимнастика "Дружба".

8. Печатание буквы в тетради.

9. Ребусы.

10. Составление предложений по картинке.

- Составь предложение по картинке. (Ласточка свила гнездо под крышей дома. Цапля свила гнездо на болоте. Аист свил гнездо на крыше. Сова свила гнездо в дупле. Скворец свил гнездо в скворечнике. Ворона свила гнездо на берёзе.) Назови маленькие слова, выложи схему одного предложения.

11. Итог занятия.

- Что вы узнали о звуке [Ц]?




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие по рисованию с использованием штампов из цветного стекла "Осенняя мозаика"
Конспект занятия "Тучи по небу гуляют – птицы к югу улетают"
Логопедическое занятие по развитию связной речи по теме "Прогулка в осеннем лесу"
Открытое логопедическое занятие "Возвращение елки на праздник"
Играя, изучаем немецкий язык
| адаптация | адаптация детей | модификация | скачать модификации | курса | курс доллара | дороге | азбуке | азбука вкуса | образовательной | образовательные учреждения | системе | поисковые системы | Школа–2100 | детский | детский сад | Страничка логопеда | Адаптация и модификация курса По дороге к Азбуке в образовательной системе Школа–2100 Детский сад
Организация логосреды в речевой группе детского сада
Сотрудничество педагогов и ребенка в процессе формирования активной личности с использованием технологии оригами
Конспект коррекционных занятий в логопедической группе старшего возраста по лексическим темам: "Фрукты", "Одежда", "Посуда", "Домашние животные", "Зима"
Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка
Разработка инновационного проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников путем интеграции различных видов деятельности"
Развитие элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития