Занятие-путешествие по окружающему миру в старшем дошкольном возрасте на тему "Зимующие птицы"


Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, как он относится к природе. В экологическом воспитании важен начальный этап знакомства, когда знания о взаимоотношениях с природой систематизируются и обобщаются.

Актуальность.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап знакомства, когда знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются. Знакомя детей с окружающим через рассказывание экологических сказок, наблюдений на прогулках и в группе мы закладываем основы экологической культуры.

Цель: Уточнить представление детей о птицах, об их условиях жизни.

Мы предположили, что используя интегрированное занятие, по экологическому воспитанию на тему "Зимующие птицы" является доступным, познавательным для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание картинок с изображением птиц; разучивание стихотворений и примет о птицах. Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц. Изготовление медалей " Юный птицелюб".

Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц (зимующие и перелетные); маски птиц; корм для птиц: зерна овса, пшеницы, семечки, не соленое сало; изображение севера и юга (макеты); аудиозапись с голосами птиц; рисунки гнезд разных птиц; медали "Юный птицелюб".

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Занятие-путешествие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы говорить о птицах. У нас в гостях ворон (игрушка). Он прилетел к нам, чтобы узнать, что вы знаете о птицах. Наступила зима - самое трудное для птиц время года. Птицы нуждаются в нашей помощи. Давайте вспомним названия птиц. Вот первая остановка "Отгадай-ка".

-Ребята загадаю вам загадки. Будьте внимательны.

1. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Как зовут ее? (Синичка)

2. Уличный мальчишка,
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)

3. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красной зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

4. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)

5. Все я вижу. Все я знаю.
Не узнаю - не беда,
Можно выдумать всегда,
Что творится в лесу-
На хвосте принесу. (Сорока)

Воспитатель: Ворон, ребята приготовили стихотворения о птицах. Давайте послушаем.

1) Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
Тири-тири, тень - тень - тень.

2) Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
-Киньте крошки воробью-
Я вам песенку спою.
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень-
Буду пень вам целый день.
Чик - чирик!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прочитали очень интересные стихотворения. А сейчас мы пойдем к следующей остановке.

Остановка называется "Поиграй-ка".

- Давайте проверим, знаете ли вы, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.

Поиграем в игру "Найди свой дом":

Каждый ребенок берет карточку с изображением птицы и бегает по поляне (по залу) . Через некоторое время воспитатель произносит слово "стоп". В зависимости от того, какая птица изображена на карточке, дети встают рядом с символом изображения севера или юга. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется. После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята скажите, где птицы строят свои гнёзда? (на деревьях, на земле, на скалах). Посмотрите на рисунки и скажите, гнёзда каких птиц вы видите? <Рисунок 1,2,3,4>

- Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм. Особенно трудно птицам приходится во время метели и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться, поближе к жилищу людей. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Стайки воробьев регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, следующее остановка "Птичья столовая". Подойдите, ребята, к столу.

- Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать). Какими разными могут быть кормушки для птиц. Посмотрите и скажите, из чего они сделаны. Какой корм можно насыпать в кормушки для птиц? (Семена подсолнуха, тыквы, арбуза, овес, пшено, не соленое сало, семена сорных трав, хлебные крошки).

-Сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. А сейчас прослушаем запись с голосами птиц.

Проводится дидактическая игра "Голоса птиц".

-Голоса, каких птиц вы услышали? (Кукушка, дятел).

Чтение стихотворение А.Яшина.

1. Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

2. Сколько гибнет их -
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Идем дальше. Остановка "Приметы".Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз. Надо теплее одеваться). Ребята тоже знают приметы. Слушаем.

Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева - к морозу.

Ворона сидит на верхушке дерева - к морозу.

Воробьи громко чирикают - к оттепели.

Вороны и галки садятся на низко растущие ветви - к ветру.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие). Назовите их. (Ворона, сорока, воробей). Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные). Назовите их. (скворец, ласточка, чайка).Чем похожи все птицы?(Перья, крылья, клюв).Чем отличаются?(Размером, цветом перьев, формой клюва и хвоста).Назовите птиц, которых можно встретить в нашем городе зимой.(воробей, ворон) Воспитатель:

А сейчас все встали в круг, наденем маски птиц и поиграем в игру "Птицелов". <Рисунок 5>

Выбираем "птицелова" считалкой. Он встает в центр круга, ему завязывают глаза.

Птицы идут по кругу, говорят слова:

В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Птицелов идет!
Птицы улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Птицы останавливаются. Птицелов подходит к одному игроку, тот издает крик птицы. Прицелов угадывает название птицы и имя игрока.

- Молодцы, ребята! Хорошо, что среди наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать птиц возле кормушек, одну из кормушек мы подвесим у нас на участке и будем подкармливать птиц. Пусть с утра до вечера на них суетятся птицы.

Вот и закончилось наше путешествие. Теперь мы знаем зимующих и перелетных птиц. Можем узнать их по внешнему виду, можем различать их по пению, и знаем какую помощь можно оказать, птицам в холодное время года.

Берегите птиц, ведь они приносят пользу для человека. Ребята, ворон каждому из вас вручает медаль "Юный птицелюб".

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль,2001.
  2. Четыре времени года. Книга для воспитателей детского сада./ Сост.В.В.Бианки, А.А.Клыков, С.А.Веретенникова. - Москва, 1978.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Организация работы детского сада по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей (из опыта работы)
Путешествие на остров
"Чудо-овощи". Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству с использованием здоровьесберегающих технологий
Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие к Самовар Самоварычу"
Презентация к занятию "Математика в Кузькиной деревеньке"
| занятие | конспекты занятий | путешествие | путешествие в петербург | окружающи | окружающий мир | миро | мирой | старшем | порно старше | дошкольном | дошкольный возраст | возрасте | возраст ребенка | тему | и тем и тем | зимующие птицы | какие птицы зимуют | птица скачать | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие путешествие по окружающему миру в старшем дошкольном возрасте на тему Зимующие птицы Детский сад
Конспект занятия по математике для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе "Состав числа 6"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Описание зимней одежды"
Конспект занятия по математике в средней группе "Поможем друзьям"
Итоговое занятие с дошкольниками "В гостях у старичка-лесовичка"
Познавательно-речевое занятие "Загадки Матушки-зимы"
Волшебный мир оригами