Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики в процессе режимных моментов


У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В статье рассказывается о том, как тренировать движения пальцев и всей кисти рук.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, – это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

В своей работе мы поставили и решали следующие задачи:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

– установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В начале года в нашу группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкой моторикой движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. В начале учебного года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Так же широко используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой. Хорошим средством для развития движений является игра “Пальчиковый театр”.

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

К концу четвертого месяца занятий мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Мы хотим поделиться несколькими упражнениями, которые используем в своей работе в игровой форме.

“Поможем Филе и зверятам”

Цель:

– Развитие мелкой моторики кистей рук.

– Знакомство детей с фольклором.

– Развитие внимания наглядно -действенного мышления.

– Воспитание коммуникативных способностей.

Материал: игрушки – заяц, медведь, лиса, лягушка; бусы большие, шнурки, лего, 3 тазика с водой, фасоль + горох, шнуровка, 2 губки, конверт.

Ход урока

Воспитатель (В) Ребята Филя прислал письмо, просит помочь зверятам.

– Все вставайте рядком
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
– Я сегодня в лес пошла
Бусы дивные нашла,
Но случайно нитка порвалась
И бусы рассыпались.
Нужно их собрать
Помогите мне…( 2-3 детей нанизывают бусы на шнурок)

Идем дальше.

В.

– По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Через лужу прыг, через ямку скок.
Куда же мы попали?
Шли мы шли
В темный лес пришли.
Посмотрите заинька сидит
Хвостик у него дрожит.
– Как хвостик дрожит? ( показали язычок)
Нет у зайчика избушки

Кто ему построит дом? (дети строят из конструктора “Лего” домик зайке)

В.

– А теперь пойдем на носочках.
Там мишка живет.
Может он еще спит. Ведь медведь всю зиму спит.
Мишка, мишка лежебока
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал.
А вот и мишка проснулся.
Он, наверное, голодный,
Давайте ему тесто замесим. (таз с фасолью и горохом)
Месим-месим тесто, (руками сжимаем содержимое в тазу)
Есть в печи место,
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Пошли дальше.
Посмотрите лисичка-сестричка,
Какая нарядная, красивая.
Давайте поможем лисичке
И фартук разноцветными шнурками расшить. ( используется шнуровка)

В.

Пошли дальше.
А вот сидит лягушка-квакушка.
Посмотрите, она расстроена,
У нее в тазике вода закончилась,
Давайте с ней поделимся.

(Берем губку в руку, опускаем ее в таз с водой, а затем эту губку выжимаем в пустой таз)

Ну, вот всем зверям мы помогли. Филя будет доволен. А вы, ребятки, все молодцы!!!!




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Волшебная косточка
"Дорожная азбука" в детском саду
Группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей и их родителей
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников
Сценарий проведения олимпиады по ЗОЖ "Волшебная страна здоровья" для детей дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ходе организации проектной деятельности
| использование | использование ресурсов | дидактических | дидактический материал | пособий | учебное пособие | для | развития | развитие ребенка | мелки | мельче | моторики | мелкая моторика | процессе | исторический процесс | режимных | режимные моменты | моментов | на данный момент | детский | детский сад | Страничка методиста | Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики в процессе режимных моментов Детский сад
Сценарий фольклорного праздника "Масленица"
Занятие по ознокомлению с художественной литературой
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в лес"
Игры для укрепления и поднятия общего тонуса организма
Авторская программа "Математика в сказочных образах"
"Лучше меньше, но лучше". (Новые подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников)