Использование проективных методик для изучения аффективных реакций дошкольников


У детей дошкольного возраста аффекты проявляются в безудержном смехе или плаче, в неоправданных страхах и асоциальном поведении. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п. Аффективные переживания вызывают соответствующие реакции и формы поведения - повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, эмоциональную неустойчивость. В статье показан пример работы с такими детьми.

Аффективное поведение дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. В силу этого он не может выйти из ситуации и управлять ею.

Психологическое новообразование дошкольников имеет своеобразное строение. Так, у аффективных детей практически не развита внутренняя позиция - основной компонент воображения. Это ведет к тому, что дети с аффективными реакциями не умеют управлять своим воображением, что часто становится источником их собственных страхов, их эмоции непроизвольны.

С целью исследования развития воображения и эмоций у детей дошкольного возраста разработаны две диагностические методики - первая методика "Разрезные картинки", выявляющая развитие воображения, вторая методика "Страхи в домиках" предназначена для диагностики страхов у детей.

Методика "Разрезные картинки" позволяет установить у детей уровень развития воображения. Дети с высоким уровнем развития воображения логично истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что изображено. Они легко раскрывают внутренние связи между предметами путём осмысления всей изображённой на картинке ситуации. Дети при среднем уровне развития воображения хорошо выполняют задания, узнают нарисованные предметы, при сборке которых наблюдаются лишь некоторые затруднения в деталях. Дети с низким уровнем развития воображения не умеют выделять информативные точки и рассматривать весь предмет целиком. Поэтому на выполнение этого задания у детей уходит очень много времени, а систематизация образов затруднена. Низкий уровень развития воображения при обследовании предметов заключается в том, что воображение у детей не интериоризованы. Их действия не переходят во внутренний план и поэтому дети обследуют предметы, прикладывая, их друг к другу.

Таким образом, развитие эмоций и становление их произвольности тесно связаны с развитием воображения и включением воображения в структуру эмоционального процесса.

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста можно исследовать с помощью методики и "Страхи в домиках". В задании "Страхи в домиках" детей просят расселить двадцать девять страхов в красный и чёрный дома. Оказывается, что у детей проявляются нормативные страхи, которые проявляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения.

В таблице представлены исследования Захарова А.И. о количестве возрастных страхов у детей 6-7 лет.

Возраст Число страхов у девочек Число страхов у мальчиков
7 лет 11-12 9-11

Дети старшего дошкольного возраста особо чувствуют угрозу возникновения болезни, несчастья, смерти. Именно в этом возрасте они начинают осознавать неизбежность смерти, которая, являясь нравственно - этической категорией, указывает на зрелость чувств ребёнка в их глубину. При неблагоприятном течении кризиса семи лет этот страх проявляется в чувстве "быть ничем", затем "быть никем", т.е. формируется стремление не жить, не чувствовать, исчезнуть.

При благоприятных обстоятельствах жизни ребёнка такие страхи исчезают, дети из них "вырастают". Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы.

Развитие и становление произвольности эмоций в дошкольном возрасте имеют ту же логику, что и развитие воображения. При этом развитие воображения как бы опережает развитие эмоций. Это дает основание считать, что воображение служит психологическим механизмом в развитии психической функции дошкольного периода. Линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере, что психологический механизм произвольности эмоций связан с развитием воображения.

Приложение 1.

Приложение 2.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Влияние дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей
Умственное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского экспериментирования
Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре
Устный народный фольклор как средство максимального использования возможностей в создании природообразной среды
Проект "Культура поведения" по социальному развитию для детей старшего дошкольного возраста
| использование | использование ресурсов | проективных | проективные методики | методик | методика преподавания | для | изучения | изучение языков | аффективных | аффективные расстройства | реакций | химические реакции | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Использование проективных методик для изучения аффективных реакций дошкольников Детский сад
Маленькой семье – большие возможности
Социально-личностное направление работы ДОУ
Родительское собрание на тему "Темперамент ребенка и взаимодействие с ним"
Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов
Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в кружке "Клуб интеллектуалов"