Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению: "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"


Конспект содержит описание оригинального приема работы над звукопроизношением, позволяющего разнообразить работу по автоматизации звуков на уровне слова и предложения. А также решить еще целый ряд коррекционных задач: расширение и уточнение словарного запаса учащегося; формирование активности в обучении; воспитание стремления овладеть правильной речью; развитие мелкой моторики руки; расширение объёма механической памяти.

Цели:

  • закреплять правильную артикуляцию звука [ р ] в словах и предложения;.
  • расширять и уточнять словарный запас учащегося;
  • формировать активность в обучении;
  • воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • развивать моторику руки;
  • расширять объём механической памяти.

Оборудование: книга А.И. Богомоловой “Нарушение произношения у детей” (стр.177);

Предметные картинки на звук [ р ], зелёный лист бумаги, два синих фломастера, трафареты (свинья, курица), цветные карандаши, изображения овощей для раскрашивания, нелинованный лист бумаги, зашифрованная с помощью картинок скороговорка: “Труба трубит, труба поёт, трубач по городу идёт”.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуй Саша! У тебя хорошее настроение? Ты настроен работать?

II. Объявление темы занятия

- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях. И начнём с разминки.

III. Разминка

Артикуляционная гимнастика:

- упражнение “Пулемёт”;

- упражнение “Лошадки”;

- упражнение “Парус”;

- “Ветер подул на парус”.

Изолированное произношение звука [ р ] (длительно на одном выдохе громко и тихо).

Чтение прямых и обратных слогов по книге Богомоловой А.И. (стр. 177)

тра-тро-тру-тры    атр-отр-утр-ытр

тро-тру-тры-тра    отр-утр-ытр-атр

тру-тры-тра-тро    утр-ытр-атр-отр

тры-тра-тро-тру    ытр-атр-отр-утр

Проговаривание скороговорки

- Расшифруй и прочитай скороговорку (рисунок 1). Как надо произносить скороговорки? Помни, что сейчас нам важнее сказать правильно. А быстро мы научимся говорить позже.

Рисунок 1

Рисунок 1

IV. Произношение звука [ р ] в словах и предложениях

- А теперь мы с тобой будем составлять картину (на стол кладётся лист зелёной бумаги). Представь себе , что это большая зеленая равнина. Послушай ещё раз: “Большая зеленая равнина”. В каком по счёту слове ты услышал звук [р]? Повтори за мной это слово “равнина”. Дальше ты будешь повторять за мной все слова с этим звуком, и выкладывать на равнину изображения предметов, о которых пойдёт речь.

Вся равнина заросла густой зеленой травой. По равнине протекает ручей.

Рисование двумя руками.

- На воде бывают волны. Нарисуй, пожалуйста, волны двумя фломастерами обеими руками сразу.

В ручье водятся раки и осётры. А еще в нем проживает выдра. По ручью плывет быстрый кораблик. Ветер расправил ему паруса.

От ручья в глубь равнины уходит тропинка. Длина тропинки сто метров. По краям тропинки растут розы и ромашки.

На берегу ручья растут ракиты и тростник. А подальше на горке кедры. В ветках ракиты поют дрозды. Над кедром пролетает ворон и каркает.

На другом берегу виднеется крыша с трубой. Вероятно, домик за горкой. Вокруг домиком забор. Возле забора сложены дрова. Это Рома рубит дрова топором.

На горизонте видны серые горы. Справа от тропинки роща. В ней подросток собирает в корзину грузди и сыроежки. Мухомор он брать не будет.

Перед рощей огород. Там работает детвора.

Раскрашивание овощей.

- Что они выращивают на огороде, ты узнаешь, когда выполнишь следующее задание: рассмотри рисунок и раскрась на нем овощи, в названиях которых есть твердый звук [ р ]

 Рисунок 2.

Рисунок 2

- Почему ты не раскрасил груши? А огурец?

В огороде растут помидоры, огурцы, морковь и горох. За огородом растет картофель. В огороде Трофим и его друг. Они с трудом носят ведра с водой из ручья, чтобы полить рассаду.

На сочной траве пасутся коровы.

Работа с трафаретами.

- А кто еще пасется на траве? Обведи трафареты (рисунок 3). Кто получился? Заштрихуй изображение свиньи вертикально сверху вниз, а курицы по диагонали с низу вверх и слева на право. Как называют детеныша свиньи? Когда курица не одна , а много, как их назвать?

Рисунок 3

Рисунок 3

На сочной траве пасутся коровы и поросенок. Неподалеку куры клюют зерно.

У ручья Маруся стирает в корыте рубашки.

- Красивая у нас получилась картина? Перечисли все предметы, которые мы на ней разместили (рисунок 4). Теперь я картину уберу, а ты перечисли все предметы по памяти.

Рисунок 4

Рисунок 4

V. Итог занятия

- Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно?

- Ты работал хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях.

Примечание: если у ребенка не поставлен мягкий звук [P’] слова перед, горизонте, берегу (в тексте они выделены цветом) за логопедом не повторяются.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Организация мониторинга качества образования в МДОУ общеразвивающего вида — детском саду № 49 "Почемучки" г. Коломны Московской области
Реализация проекта как эффективное средство развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Звук [Ш]"
Занятие по развитию связной речи "Выстраивание диалога с детьми с использованием видеосюжета"
Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
Система работы по сохранению здоровья дошкольников
| конспект | конспект урока | индивидуального | индивидуальный предприниматель | логопедического | логопедические занятия | конспекты занятий | звукопроизношению | коррекция звукопроизношения | автоматизация | автоматизация процессов | твердого | потверже | звука | скачать звуки | [р] | р н | словах | слова песни | предложениях | слова предложения | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях Детский сад
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах
Обучение грамоте "Звуки [м]–[м'] и буква "М"
Педагогический совет на тему "Русская народная культура как источник духовно–нравственного развития дошкольника"
"В гостях у бабушки и дедушки". Комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения и ОНР III уровня развития
Как построить мир в семье?
Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности