Конспект интегрированного урока "Окружающий мир" с элементами литературного чтения и русского языка во 2-м классе по теме "Зимующие птицы"


Программа экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всё живое связано с жизнью человека и несёт в себе познавательное, эстетическое, нравственное отношение к природе. Познание мира природы может научить людей жить в мире, согласии и гармонии. Конспект интегрированного урока взят из экологической программы «Секреты природы».

Цель:

Задачи:

  1. Показать зависимость между внешним видом птиц, движением, питанием и образом жизни.
  2. Развивать кругозор, память, мышление, устную речь, внимание.
  3. Воспитывать желание заботиться и помогать нашим меньшим братьям.

Оборудование:

  1. Иллюстрации с птицами “Красавица зима”,
  2. Фотовыставка иллюстративно- фактографическая выставка “Птицы наши друзья”.
  3. Книжная выставка и загадки о птицах.

Предварительная работа:

  1. Оформить фотовыставку о зиме.
  2. Оформить иллюстрационно - фактографическую выставку.
  3. Подобрать книги для книжной выставки и оформить ее.
  4. Раздать детям стихи, информацию о времени года и птицах.

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята! Посмотрите, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

Обернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки. И мы начинаем урок.

II. Сообщение целей и задач.

Сегодня мы поговорим с вами о времени года, которое сейчас идет.

Об особенностях, признаках сезонных явлениях этого времени года, об изменениях, которые вносит это время года в жизнь человека, животных, растений.

Подробней об этом времени года нам расскажет один из детей.

III. Проверка домашнего задания.

 Ребята, какое время года сейчас идет? Ответы детей:

Молодцы!

Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

Зима - трудный период в жизни зимующих животных.

Мы знаем, что зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль.

Декабрь - “ветрозим” полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - “студень”. Самый холодный ветряной месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - “лютый”, “снежинь”.

Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: Вьюга да метели под февраль прилетели.

(Молодецы, похвала детей ) Все очень хорошо и подробно рассказали.

Ребята, вы обратили внимание на то, как вы называли зимние месяцы и привели примеры многих пословиц и примет. В этом помогла эта папка.

Посмотрите, ребята, здесь названия месяцев, стихи, загадки, пословицы, поговорки о зиме. Но у нас есть фотографии о необычных явлениях. Очень красивые моменты этого времени года остались вот на этой фотовыставке. Эти фотографии я сделала в нашем селе. Посмотрите, как интересно и удивительно выглядит наше село в зимнее время.

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни животных. Как звери готовятся к зиме и зимуют медведь, белка, волк, лиса, еж. Рассказы детей о животных. Молодцы ребята.

IV Изучение нового, углубление и уточнение знаний.

А вот как зимуют птицы, какие птицы у нас остаются зимовать,

Какие гости к нам прилетают, мы поговорим подробнее.

И начнем мы разговор со стихотворения, которое нам прочитает один из вас

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц

У опушки в старых ёлках

От зори и до зари
Разговор ведут чечетки
Громко тараторят снегири
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на ёлках
Отзовется бойкий чиж
Мы б могли ёще так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда – то
Ярко красные щюры.

Что за птицы смелые, выносливые зимы не боятся и остаются зимовать у нас? Отгадайте.

Вот, например, кто это?

  1.  В сером армячишке
    По дворам шныряет
    Крошки собирает,
    По ночам кочует
    Коноплю ворует (Воробей)

(Иллюстрация и слово воробей). Обратите внимание на слово воробей - это словарное слово с сочетанием - оро- .

Правильно ребята маленький, очень подвижный имеет сильные, но короткие ножки.

Очень чистоплотный, купается в лужах.

Обитает под крышами домов, ловит крошки хлеба, семена.

  1. Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

(Иллюстрация и слово сорока) Обратите внимание на слово сорока- это тоже словарное слово с сочетанием - оро-, поэтому пишем сорока.

Сорока крупная птица с красивым черно - белым оперением. Сорока приносит огромную пользу. Истребляет насекомых, приносит семена растений. В брошенных гнездах селятся мелкие птицы. Один недостаток. Если эта птица видит что - то блестящее, то обязательно украдет, поэтому ее называют сорока - воровка.

  1. А вот еще одна птичка, угадайте?
    Я по дереву стучу
    Червячка добыть хочу
    Хоть и скрылся под корой
    Все равно ты будешь мой
    К то это? (Дятел)

(Иллюстрация и слово дятел). Дятла называют санитаром леса. Он лечит деревья, уничтожает вредителей. Это очень умная и красивая птица.

  1. А вот еще одна гостья, угадайте?
    Кто стучится к нам в окно
    Лютою зимою?
    Любит сало и пшено
    С грудкой золотою (Синица)

(Иллюстрация и слово синица). Свои гнезда устраивают в дуплах мелких птиц, дятлов. Синички уничтожают столько насекомых, сколько весят сами. Эта птичка очень любит сало. Посмотрите, какая она красивая.

  1. А вот еще одна гостья.
    Носит серенький жилет
    Но у крыльев черный цвет
    Видишь, кружит 20 пар
    И кричат
    Кар - кар - кар. (Ворона)

(Иллюстрация и слово ворона). Обратите внимание на слово ворона - это тоже словарное слово с сочетанием -оро-. Ловкая, чернохвостая, горластая разбойница. Страдает тем же недостатком, что и сорока, т.е. тащит себе в гнездо все блестящее. А разбойница потому, что может утащить домашних птиц, цыплят, утят. Но в то же время эта птица считается мудрой, особенно мужская половина. Вороны живут более 100 лет и очень умные.

  1. А вот очень необычайная птица, угадайте?
    Кто там прыгает, шуршит
    Клювом шишки потрошит
    Голоском речистым, чистым
    Кле - кле - кле поет со свистом (Клест)

(Иллюстрация и слово).

Клесты очень любят щелкать орешки и семена шишек. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой, в самые лютые морозы, в январе.Именно в это время созревают семена шишек и больше всего корма.

Ребята, но к нам еще прилетают зимние гости. Что эта за птички, угадайте?

Красногрудый чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)

Почему эта птица так называется? Слово состоит из двух слов (Снег и гость), т.е. снежный гость. Живут они на севере, а зимой перебираются к нам, любят ягоды рябины, калины, боярышника. Очень красивая птица, их легко узнать благодаря красной грудке.

  1. А вот еще один гость.
    Пусть я серенькая птичка
    У меня друзья привычка
    Как начнутся холода
    Прямо с Севера сюда
    Хохолок мне путь укажет (Свиристель)

(Иллюстрация и слово)

Стайки очень красивых и крупных птиц с хохолками и яркими цветными грудками. Красивым оперением. Можно увидеть поздней осенью. Питаются свиристели ягодами. Живут они тоже как снегири на севере, а зимой прилетают к нам, потому что у нас теплей.

Физминутка.

Солнце греет слабо
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(руки на пояс, повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда
(прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(дети кружатся)
'Заметает все кругом
Белоснежным серебром
(Имитируют движения руками)

Ребята, какую пользу приносят птицы?

Ответы детей: Спасают от вредных вредителей поля, огороды. Радуют песней. Украшают природу.

Учитель: Правильно ребята. Я дополню ваши ответы.

Сова (иллюстрация) уничтожает в год около 1000 грызунов, если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг. зерна, то значит одна сова спасает одну тонну хлеба. А кукушка - настоящая обжора. За час она может съесть 100 гусениц, а главное - она поедает гусениц, которых другие птицы не едят. Всем знакомая синица съедает столько комаров и мух, сколько весит сама.

Ребята, вот какую огромную пользу приносят птицы.

А как мы сможем помочь им в это холодное суровое время? Чего больше боятся птицы? Холода или голода? И почему?

Да, действительно, голод для птиц смертелен. Сытая птица никогда не замерзнет. Вы только что сказали, что нужно сделать кормушки и подкармливать птиц зимой. У нас в классе мы сделали кормушку, и она висит перед окном.

У кого дома есть кормушки?

Ребята, посмотрите какие, бывают кормушки (Иллюстрация и образцы кормушек)

Что любят птички - Синички?

Ребята, а можно приготовить птичье мороженное.

Рецепт.

Растопить немного сала, засыпать семечки - семена, хлеб - крошки и заморозить в морозилке. Разрезать на кусочки и подвесить в кормушке. Птицы очень любят это лакомство.

Подробнее узнать о птицах и их повадках, о том, что они любят, вам помогут книги с нашей выставки.

Обзор книг (обратить внимание на шрифт и иллюстрации).

Итог: Теперь я спокойна, что вы, ребята, не оставите птиц в беде. А они доставят вам радость в любое время года. Своим присутствием и пением. (Включить голоса птиц.)

Послушайте, ребята, какие красивые голоса у наших птиц.

Стихотворение “Покормите птиц зимой”.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна - нужна,
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Что б без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Интеллектуальная игра "Знайка–2012"
Конспект интегрированного занятия для детей 5–6 лет на тему "В гостях у сказки" (по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь")
Фольклор как средство развития нравственно-эмоциональной сферы ребёнка. Фольклорное занятие "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Физическое развитие детей подготовительной группы (6–7-е классы) по образовательной области "Здоровье"
Работа с бумагой с детьми раннего возраста (серия занятий)
Физкультурное логоритмическое занятие "Мишка заблудился" в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий
| конспект | конспект урока | интегрированного | интегрированные занятия | окружающи | окружающий мир | миро | мирой | элементами | химический элемент | литературного | литературное чтение | чтения | русского | русский язык | языка | классе | гдз класс | теме | и тем и тем | зимующие птицы | какие птицы зимуют | птица скачать | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект интегрированного урока Окружающий мир с элементами литературного чтения и русского языка во 2 м классе по теме Зимующие птицы Детский сад
Совместные подходы техники воспитателя в социализации ребенка раннего возраста в адаптационный период
Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста
Конспект занятия "У кормушки"
Конспект занятия в старшей группе по ручному труду "В осеннем лесу"
Заучивание стихотворения Н.Найденовой "Весна". Занятие по развитию речи с использованием метода моделирования в старшей группе
Польза мелкой моторики