Кружковая работа "Хозяюшка"


Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи), с учетом интеграции всех видов деятельности. Особое внимание в программе отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности на события жизни «семьи».

Рецензия на рабочую программу "Хозяюшка", разработанную воспитателями ДОУ ЦРР д/с № 17 "Гномики"

Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы.

Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности.

Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи), с учетом интеграции всех видов деятельности.

Особое внимание в представленной программе отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности на события жизни "семьи".

Автор программы акцентирует внимание на то, что детей формируется в приобретении осознать и почувствовать себя умелыми, способными, значимыми, созидателями «семейной жизни.»

Программа кружка соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ содержит:

  1. Пояснительную записку
  2. Структуру организации занятий
  3. Перспективный план
  4. Календарно-тематический план.

Достоинством представленной программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В целом программа может быть интересна для воспитателей ДОУ и непосредственно использоваться в их работе.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Календарно-тематический план работы кружка

Пояснительная записка

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой Деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок «Хозяюшка и мастер».

Задачи «Хозяюшки»

  1. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
  2. Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
  3. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
  4. Формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.

Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Хозяюшка»

  1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-орентированный характер.
  2. Организация занятий «Хозяюшка» строится с учетом разновозрастного комплектования групп - «семей».
  3. Содержание занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий «семьи», обеспечиваются их практическая направленность.
  4. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
  5. Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.
  6. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
  7. Занятия «Хозяюшки» направленно на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
  8. Каждое занятии «Хозяюшки» реализуют основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
  9. Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
  10. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.

Вся деятельность «Хозяюшки» направлена на работу в «семье».

Работа «Хозяюшки» строится по четырем основным блокам.

  1. Формирование элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания - «Царство маленьких поварят».
  2. Формирование навыков ручной умелости и бытового самообслуживания - «Чудесные ручки».
  3. Формирование навыков создания комфортно-бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна - «Уютный дом».
  4. Формирование некоторых элементарных навыков работы с инструментами - «Уроки Самоделкина» (для мальчиков).

Структура организаций занятий «Хозяюшки»

  1. В каждой группе - «семье» проводится два тематических занятия в неделю по 30 минут: одно в первую половину, другое во вторую.
  2. В каждое занятие включает в себя несколько компонентов:
    а) содержание блока в соответствии с тематикой;
    б) сопутствующее содержание из двух других блоков в соответствии с темой;
    в) Выход с результатами практической деятельности на события жизни «семье».

Перспективный план «Маленькие хозяюшки».

I Тема: Знакомство с хозяйственно-бытовыми предметами.

Задачи: Безопасность при работе с режущими предметами.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: приготовление осенних салатов и их украшение.

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд самостоятельно, соединение овощных компонентов салатах - фантазия.

Форма: Занятие - сказка «Подарки осени».

III Тема: «Чай - здоровье» (целебные свойства).

Задачи: Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Разговор о целебных свойствах чая.

Форма: «Диалог за чайным столом ».

IV Тема: Осень - припасиха (бабушкины рецепты).

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных солений на зиму. Засолка капусты самостоятельно.

Форма: Театр миниатюр. «Волшебство на грядке».

V Тема: Что такое винегрет?

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из вареных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета - фантазия.

Форма: Занятие - сказка «Диалог овощей».

VI Тема: «Осень».

Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умелость приготовить салат и украсить его.

Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».

«Путешествие чудесных ручек».

I Тема: «История колющихся предметов».

Задачи: Раскрыть вместе с детьми очень важные секреты принцессы - иголочки, королевы - спицы, графа - ножниц, и т.д.

Форма: Занятие - сказка «Путешествие в королевство принцессы - иголочки».

II Тема: «История колющихся предметов».

Задачи: Научить детей работать с нитью, делать красивые узоры, сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Форма: Ролевая игра. «Украсим комнату для наших кукол».

III Тема: «Учимся шить» (ручные швы: «вперед иголку», «через край», «за иголку», «строчка», делаем узелки и т.д.)

Задачи: Формировать навыки работы с иголкой. Воспитывать бережное отношение к иголки (взял - убери на место). Закрепить безопасное обращение с иголкой.

Форма: «Экскурсия на фабрику».

IV Тема: «Уроки вышивания» (виды вышивки, подбор рисунка, вышиваем носовой платочек).

Задачи: Научить элементарным навыком вышивания. Воспитывать усидчивость, самостоятельность при постановки цели.

Форма: «Посиделки».

V Тема: «История оторванной пуговицы» (секреты пуговиц, учимся пришивать, делаем узор из пуговиц или мозаику).

Задачи: Воспитывать аккуратность умения замечать неполадки в одежде и вовремя и самостоятельно их устранять.

Форма: «Занятие - сказка о неряхе».

VI Тема: «Что такое лоскутки» (составление узора, лоскутная мозаика, для наряда кукол).

Задачи: Познакомить с лоскутной техникой (со свойствами тканей и ниток). Научить составлять картинку из цветных лоскутков.

Форма: «В гостях у рукодельницы».

VII Тема: «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т.д.)

Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.

Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».

VIII Тема: «Игрушка своими руками».

Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др. предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.

Форма: Игра «Магазин игрушек».

IX Тема: «Чудеса своими руками».

Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.

Форма: Выставка.

«Путешествие в царстве маленьких поварят»

I Тема: «Безопасность при работе с электроприборами» (знакомство с электроплитой, вафельницей, холодильником и т.д.)

Задачи: Научить безопасности работе с электроприборами.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: «Встреча масленицы »(Печем блины)

Задачи: Показать детям возможность приготовления блинов. Расширить знания о празднике «Масленица».

Форма: Встреча праздника « Масленицы».

III Тема: «Зиму провожаем - весну встречаем» (печем печенье).

IV Тема: «Волшебный порошок» (дрожжи) (готовим дрожжевое тесто, печем пироги, делаем начинку).

Задачи: Расширить знания детей о том, что тесто бывает дрожжевое.

Форма: Игра «В гостях у бабушки».

V Тема: «Угощаем друга чаем».

Задачи: Расширить знания детей об этике гостеприимства.

Форма: «Диалог за чашкой чая».

VI Тема: «Чудеса из теста» (придумываем печенье, составляем рецепты и т.д.).

Задачи: Показать детям возможность приготовления различной выпечки из теста.

Форма: Театр миниатюр «Живое тесто».

VII Тема: «Чудесный праздник - женский день» (мальчики – засучите рукава, готовим сладкий сюрприз для девочек)

VIII Тема: «Вечер сладкоежек».

Задачи: Воспитывать аккуратность в работе. Продолжать работу по придумыванию необычного сладкого блюда. Развивать фантазию.

Форма: «Конкурс необычного сладкого блюда».

Объяснительная записка

У наших малышей-мальчиков причиной многих отклонений в поведении (хотят походить на девочек, в разговоре вместо личного местоимения «Я сам» употребляют «Я сама», любимое женское и т.д.) является недостаток общения с лицами мужского пола, отсутствие образца и совместно практической деятельности. И в условиях детского дома воспитываются преимущественно в женском коллективе также лишены возможности образца мужского поведения и деятельности.

С целью некоторой компенсации этих пробелов в воспитании мальчиков появилась потребность в создании «школы трудового мастерства» для мальчиков 6-7 лет, «Уроки Самоделкина», которые предусматривают элементарные приемы работы с деревом, с разборно-металлическими конструкциями, с использованием инструментов (молоток, отвертка, ножовка, гаечный ключ, плоскогубцы).

Подавляющее большинство мальчиков любят мастерить своими руками: пилят, строгают, клеят и т.д. С нашей стороны разумно поддерживать эти интересы, стремление трудиться, делать полезные вещи.

Задачи

  1. Помочь детям почувствовать осознанность себя умелыми, способными, значимыми «мужчинами».
  2. Формировать потребности в приобретении навыков работы с инструментами.
  3. Обеспечить практическую направленность - социальную значимость результатов труда.

IV блок (для мальчиков)

«Не столяры мы и не плотники».

I Тема: «Безопасность при работе с инструментом».

Задачи: Познакомить детей с молотком, гвоздями, ножовкой и т.д. Безопасность при работе с ними.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

II Тема: «Встреча пернатых гостей» (мастерим скворечник).

Задачи: Продолжать работу с инструментами. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Форма: Занятие-игра «Мастерская Самоделкина».

III Тема: Помощь куклам (ремонтируем кукольную мебель и т.д.)

Задачи: Развивать умение замечать недоделки и желание самих их устранить.

IV Тема: «Очумелые ручки» (мастерим из бросового мастерства).

V Тема: «Очумелые ручки».

Задачи: Развивать творчество, желание сделать своими руками.

Форма: Игра - конкурс.

«Уроки Самоделкина»

1 Тема: «Что сделала природа, что сделал человек?».

Задача: Формирование элементарных навыков для мальчиков работы с деревом.

Форма: Проведение опытов (сравнение материалов).

2 Тема: «Работа с инструментами» (молотком, ножовкой, плоскогубцами).

Задача: Формирование навыков ручной умелости.

Форма: Поисковая игра «Друзья - враги».

3 Тема: «Знакомство с профессией столяра».

Задачи: Расширение знания мальчиков о работе столяра. Знакомство с оборудованием.

Форма: Экскурсия в столярную мастерскую шк/интернат №35, шк. №8.

4 Тема: «Соединение деталей на гвоздях, Соединение деталей клеем».

Задачи: Расширить знания детей, что детали соединяются разными способами.

Форма занятия: сказка.

5 Тема: «Изготовление изделий из проволоки».

Задачи: Развитие творчества. Расширить знания, что предметы можно, изготавливать из различного материала.

Форма занятия: сказка (придумывание сказки).

6 Тема: «Работа с металлическим конструктором и деталями с блоками (болтик + гайка)».

Задачи: Расширить знания детей о металле. Закрепить умения пользоваться инструментами. Развивать моторику рук.

Форма: «Театр миниатюр».

7 Тема: Мастерим из бросового материала.

Задачи: Воспитание самостоятельности. Развитие фантазии, творчества.

Форма: Телевизионная передача «Очумелые ручки».

Приложение. Календарно-тематический план




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Психологические особенности готовности к школе российских детей и детей стран СНГ
Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской семейной традиционной культуры
Конкурс педагогического мастерства "Лучший педагог ДОУ"
Родительское собрание "О вежливости у детей дошкольного возраста"
Занятие для детей подготовительной группы из раздела "Ознакомление с окружающим предметным миром" "Детективное агенство"
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр
| кружковая | кружковая работа | вакансии работа | хозяюшка | магазин хозяюшка | детский | детский сад | Страничка психолога | Кружковая работа Хозяюшка Детский сад
День здоровья
Совет педагогов. Тема: "Нормативно-правовые документы в ДОУ". "Права ребенка"
Проект "Театрально-сказочный комплекс "Сказка за сказкой"
Воспитание дошкольников посредством музейной педагогики
Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития
"Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников"