Культурный принцип в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшей логопедической группы


Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. На наш взгляд, в жизни современных детей народная культура, прежде всего, образует эстетический и эмоциональный фон. Она особенно эффективна для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка с тяжелыми нарушениями речи, когда сила образного «запечатления» особенно велика.

Цель: сосредоточить внимание педагогов, работающих в логопедических группах детского сада на проблеме и процессе формирования у воспитанников системы нравственных идеалов и оценок.

Именно единство ценностей составляет, на наш взгляд, психологическое ядро ощущения собственной принадлежности к какому-то народу, государству.

Ценности ребенок получает из культуры, в которой он рождается, не в меньшей степени, чем от внешнего физического мира. Культура опосредует его восприятие и понимание этого мира. Естественно поэтому, что источником его представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, критериев морального выбора становиться содержание культуры. Растущая, формирующая личность черпает «строительный материал» именно в культуре.

Представления о добре и зле, достойном и отвратительном, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысл ребенок получает и творчески присваивает в процессах трансляции культуры.

Миссия учреждений образования – трансляция культуры новому поколению.

Учреждения образования являются одним из социальных институтов трансляции культуры. Основоположник отечественной общепсихологической культурно-исторической теории поведения и развития психики человека.

Лев Семенович Выгодский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления».

Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. На наш взгляд, в жизни современных детей народная культура, прежде всего, образует эстетический и эмоциональный фон.

Веселые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, прибаутки, игры, поговорки, яркие, красочные предметы народно декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Они особенно эффективны для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка с тяжелыми нарушениями речи, когда сила образного «запечатления» особенно велика. Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей с проблемами развития особенно желательно. Важно строить знакомство детей с народным искусством на материале, имеющем подлинную художественную ценность. Желательно использовать все возможности, чтобы пойти с детьми в музей, на театральное представление, на концерт, пойти на экскурсию.

При знакомстве детей с каким-либо народным промыслом, педагоги должны показать подлинные образцы этого промысла. Кроме того, в дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую родину» – место, где они родились и растут. Поэтому предпочтительно познакомить детей в первую очередь с теми промыслами, которые бытуют в той местности, где они живут. произведение, картина или танец. Приобщение детей к традиционным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей в духе тех или иных ценностей.

Не все родители понимают необходимость воспитания в детях уважения к труду, в том числе физическому или ремесленному. Нравственные установки рассматриваются некоторыми родителями с позиции «моему… это нужно (или не нужно). Важно разъяснить, что мораль и нравственность являются общечеловеческими. С родителями необходимо проводить круглые столы или дискуссионные встречи, на которых они смогут, прежде всего, высказать свою точку зрения, а затем услышать профессиональную позицию педагогов.

Работа с семейными ценностями требует от педагога деликатности, знания реальной семейной ситуации каждого ребенка. Необходимо понимать, что мы обсуждаем с детьми идеальную модель семьи, а не те конкретные ситуации, которые сложились в данный момент в реальной жизни их родителей.

В этом возрасте ребенок должен усвоить простые нравственные императивы, которые человечество пронесло через тысячелетия: старших нужно уважать и слушаться; братья и сестра ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.

Как и тема традиций воспитания в крестьянской, дворянской, царской семье, защиты Отечества, она не менее чем воспитанникам, интересна и их родителям. Родители в целом согласны, что воспитывать детей на примере героически сильных личностей – это правильно; что воспитывать готовность и стремление учиться – хорошо. Очень важно, чтобы родители постоянно были в курсе той работы, которая ведется с их детьми.

Формы работы с родителями воспитанников логопедической группы при коррекции речевых нарушений.

  • Групповые собрания;
  • Подгрупповые семинары-практикумы;
  • Открытые мероприятия;
  • Беседы;
  • Анкетирование;
  • «Круглые столы»;
  • «Родительская копилка»;
  • Наглядно-печатная информация;
  • Парная гимнастика;
  • Выставки;

Культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования, в том числе в содержание коррекционной работы. В детском саду осуществляется коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Коррекция нарушений речи воспитанников строится на базе.

Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой, 2010г. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с общим недоразвитием речи и оказание помощи детям данной категории в освоении программы:

– выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом и (или) физическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
– возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном пространстве детского сада;
– четкое обозначение границы индивидуального, дифференцированного и интегрированного подходов в соответствии с требованиями программы;
– особенностями детей;
– возможностями специалистов;
– интересами и запросами родителей.

Для реализации коррекционной программы в своей группе я создала предметно-пространственную среду, обеспечивающую оптимальные условия развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы.

  • Свободное речевое общение, закрепление речевых навыков детей в совместной деятельности в специально организованной предметно-пространственной среде.
  • Преодоление отставания в приобретении навыков и умений по основным разделам программы.
  • Совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики;
  • Закрепление фонетического, лексико-грамматического материала изучаемого под руководством учителя-логопеда;
  • Развитие коммуникативных функций;
  • Развитие и совершенствование психических процессов
  • Формирование социокультурных речевых образцов в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.

С целью решения коррекционных задач в группах оформлены:

– центр речевого развития;
– центр развития зрительно-моторной координации;
– центр художественно-театрализованной деятельности;
– центр экспериментальной деятельности.

Эти центры организованы таким образом, что представляет возможность не только для проведения речевой коррекции, развития зрительного восприятия, развития логики, мышления, памяти и других психических процессов, но и для нравственно-этических упражнений и художественно-эстетического восприятия, а также для двигательной активности детей.

В центрах созданы условия, как для самостоятельной активности детей, так и для организованной деятельности с педагогом. Находящиеся в центрах развития дидактические пособия, иллюстративный материал, фонотека, библиотека детских книжек, книжек-самоделок, оформленные с учетом специальных требований к наглядности, поддерживают интерес ребенка к данным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют детей к творческому самовыражению. Отличительными особенностями работы воспитателя коррекционной группы является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям и решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач на основе культурологического принципа, в том числе.

Особенностями методической системы при реализации культурологического подхода является принцип отбора содержания образования и методические приемы его подачи детям.

Методические приемы при реализации культурологического подхода

  1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей. Получая от педагога новую информацию, дети всегда имеют возможность не только осмыслить ее в ходе обсуждения на занятии, но и пережить через творческую продуктивную деятельность: рисование, лепку, художественное фотографирование, написание сочинений, театрализацию.
  2. Биографический метод заключается в том, что в рамках темы педагог знакомит детей с жизнеописанием выдающихся людей. Биографический материал подбирается таким образом, чтобы максимально заинтересовать и привлечь внимание детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. Поэтому рассказы включают много эпизодов, посвященных детству героя, описанию ярких подвигов.
  3. Опора на работу с художественной литературой.
    Общедоступными и универсальными содержаниями культуры являются те, которые выражены художественными средствами искусства. Поскольку речь идет о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка. Это художественная литература. Драматург Л.Е. Устинов писал: «Настоящая сказка не может быть сказкой только для детей. Мы, по крайней мере, дважды открываем для себя сказку: когда знакомимся с ней в детстве и когда знакомим с ней своих детей. И только тогда обнаруживаем, что все эти годы сказка была рядом с нами. Мы ее смутно вспоминали, но, когда бытовые проблемы превращались для нас в проблемы моральные, когда мы как вкопанные останавливались перед выбором, в это мгновение старая сказка вынимала нам из волшебной шкатулки сюжета свой философский смысл. Мы чаще всегда даже не подозреваем, какую великую тайную роль играет сказка в жизни человека. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Использование театральной творческой деятельности детей.
    Сказки и литературные композиции предназначены для сценической постановки с детьми. Эта форма творческой деятельности позволяет закрепить и эстетически эмоционально представить полученные знания по ключевым темам программы. Важную роль играет музыкальное оформление композиции, которое в сочетании со словом усиливает мысли и чувства. Воспитание – процесс, протяженный во времени. Будучи педагогическим процессом, в качестве необходимого условия успешности он предпочитает формирование определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Нравственное и патриотическое воспитание становится первостепенной задачей и обретает собственное предметное содержание преимущественно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) уже происходит формирование речи и мышления, чтобы он мог воспринимать сложную информацию, имеющую отношение к явлениям, происходящим в пространстве и времени. Когда формируются предпосылки становления системы отношений – комплекса эмоциональных и когнитивных компонентов, – которые проявляются к началу школьного обучения.

Таким образом, среди целей работы с детьми логопедической группы, можно выделить те, которые требуют создания определенной атмосферы, уклада жизни группы; Цели создания уклада жизни группы-которые соотнесены с познавательной и коррекционной деятельностью детей.

  • Обеспечение эмоциональной стабильности как основы конструктивных коммуникаций со сверстниками;
  • Обеспечение чувства безопасности и комфорта как основы эмоциональной стабильности;
  • Привитие вкуса к красоте традиционной отечественной культуры в сфере декоративно-прикладного искусства; литературных произведений разных жанров; музыки, костюма, танца как основе патриотического чувства.
  • Воспитание любви к родной природе как средству формирования высоких чувств;
  • Создание ситуации для переживания единства и общности с другими людьми, желание позитивного общения с ними.

Содержание воспитательно-образовательной и коррекционной работы системы при реализации культурологического принципа я поделила на две большие области: это работа со сказками и работа с биографиями реальных выдающихся людей. Соответственно выделены две темы: «Добро и зло в волшебной сказке» и «Есть имена, как солнце…» Используя культурологический материал, я отобрала содержание, которое, на мой взгляд, интегрировано решает задачу коррекции речевых нарушений, так и воспитания патриотических чувств, нравственных ценностей и ориентиров.

Цели, соотнесенные с познавательной деятельностью ребенка, которые задают поле и объем её содержания:

  • Дать представление о бытовом, профессиональном, интеллектуальном и управленческом труде взрослых, его целях;
  • Формировать эталонные представления о добре и зле;
  • Дать представление о родной стране России;
  • Дать представление о нормах уважения прав и достоинства других людей и о правах ребенка;

Требования, предъявляемые к ребенку:

  • Формировать начала культуры поведения в быту как проявление уважения к другим людям, к правилам, принятым в сообществе; основу для самоидентификации с ним; культуру поведения в обществе.
  • Подчинять свое поведение общему правилу

Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшей логопедической группы на основе культурологического принципа. Данная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в совместной деятельности. Включает в себя использование полимодальной сенсорики и направленности на развитие всех компонентов речи и неречевой сферы.

Неречевая коррекция:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие межполушарного взаимодействия на основе кинезиологических упражнений и упражнений в дорсальной системе координат;
  • формирование психологической базы речи;
  • коррекция социально-эмоциональной сферы.

Речевая коррекция – непосредственная работа учителя-логопеда:

  • коррекция фонетической стороны;
  • формирование общих речевых навыков ;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие лексической стороны речи;
  • формирование грамматического строя речи.

Общий план работы по сказке:

  • Выразительное чтение или рассказывание сказки педагогом, родителем.
  • Обсуждение причин ключевых поступков героев; связывание их чертами характера, системой отношения к другим людям, природе, к себе.
  • Рисование иллюстраций; лепка героев сказки, изготовление коллажей по сказке;
  • Изготовление книжки-самоделки по сказке.
  • Просмотр видео версии сказки;
  • Постановка сценического варианта сказки;
  • Повторное чтение или рассказывание сказки детям взрослыми, или по опорным знакам- символам, детьми. Выставка-презентация.

Векторы нравственного и духовного развития детей на основе культурологического принципа

  • Ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;
  • Ориентация на стабильную семейную жизнь;
  • Ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа.
  • Уважение к культуре и истории своего народа, своей страны.

Знакомство с историческим наследием, на примере биографий великих людей, с целью передачи детям благородных примеров их жизненного пути и основание для гордости причастностью к истории и культуре великого народа.

Примерный план знакомства с биографиями великих людей, защитников России

Чтение былин об Илье Муромце.

  • Знакомство с картинами В.Васнецова «Богатыри», «После битвы», «Витязь на распутье»
  • Рисование иллюстраций к былинам.
  • Лепка фигуры всадника на лошади.
  • Рассказ о доспехах и вооружении древнерусских воинов
  • Изготовление макетов элементов вооружения – щита, мечей, шлемов.
  • Просмотр мультфильмов о русских богатырях,
  • Инсценировка фрагментов былин;
  • Изготовление совместно с родителями, детьми альбома с иллюстрациями о русских богатырях.
  • Слушание звучания гуслей.
  • Рассказ о реальном историческом герое Илье Муромце

Первый человек в космосе – Юрий Алексеевич Гагарин (серия биографии великих людей)

Тематические занятия:

  • Рассказ детям об освоении космоса;
  • Рассказ о строении солнечной системы, место нашей планеты в ней.
  • Рассказ об исследовании космоса. Ракеты.

Творческие проекты детей

  • Рисование космических кораблей; придумать рассказ об обитателях волшебных планет. Выставка рисунков.
  • Конструирование моделей различных космических кораблей.
  • Создание большого космического корабля из бросового материала всеми детьми, обыгрывание путешествия на нем к Луне.
  • Проект-конкурс семейного книгоиздания мини-книжек о космосе и космонавтах; Выставка-презентация.

Векторы нравственного и духовного развития детей на основе культурологического принципа

  • Ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;
  • Ориентация на стабильную семейную жизнь;
  • Ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа.
  • Уважение к культуре и истории своего народа, своей страны.
  • Знакомство с историческим наследием, на примере биографий великих людей, с целью передачи детям благородных примеров их жизненного пути и основание для гордости причастностью к истории и культуре великого народа.

Работа по коррекции речевых нарушений детей на принципах культурологического подхода важна для педагогов, т.к. формирует навыки различного рода:

– навыки адаптации текста;
– навыки написания сценария;
– возможность узнать новое из культурного наследия нашей Родины;
– опыт работы по коррекции речи детей во взаимодействии с родителями и другими специалистами;
– навыки художественного оформления мероприятий.
– формирование у детей и взрослых векторы нравственного и духовного развития.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие голоса у дошкольников с нарушением речи
Преемственность в работе учителя начальной школы и воспитателя группы продленного дня
Проект "Вместе мы можем больше"
Комфорт. Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания
Интегрированные занятия для детей с общим недоразвитием речи: развитие речи + музыка
С детьми играем – речь развиваем
| культурный | культурный центр | принцип | принцип работы | процессе | исторический процесс | коррекции | коррекция зрения | речевых | речевое развитие | нарушений | дети с нарушениями | детей | дитя | старшей | порно постарше | логопедической | логопедические занятия | группы | группы песен | детский | детский сад | Страничка логопеда | Культурный принцип в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшей логопедической группы Детский сад
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников
Моделирование и внедрение развивающей программы "Личностно ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Обучение детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе
Занятие для детей 6–7 лет с синдромом гиперактивности. Тема: "Мы – разные, мы – вместе"
Занятия по развитию тонкой моторики