Воспитание у детей начальной экологической культуры


Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Я, Чернова Людмила Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад компенсирующего вида № 312” Октябрьского района г. Красноярска, который предназначен для детей с туберкулезной интоксикацией.

Целью дошкольного учреждения является проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение туберкулёзных заболеваний у детей с малыми и затихающими формами туберкулёза, на создание условий для физического, личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема – сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые появляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании с неразрывностью с ней.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдение за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями и животными в уголке природы.

Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в образовательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия в дальнейшем становятся постоянной летней забавой детей. Некоторым дошкольникам ничего не стоит оторвать крылья, затем ноги, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательно-образовательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни…

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

На протяжении многих лет, работая в рамках “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.С.Комаровой, В.В.Гербовой, отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают правила экологически-безопасного поведения в природе, отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника.

Наше дошкольное учреждение, для детей, инфицированных туберкулезом, находится в одном из экологически чистых районов г. Красноярска “Ветлужанка”. Здесь ребенок дышит чистым воздухом, постоянно контактирует с природой, у него есть возможность заниматься физической культурой – ходить на лыжах, кататься на коньках и т.д., тем самым повышать уровень своего здоровья.

Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: “Воспитание у детей начальной экологической культуры”.

Главной целью моей деятельности является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ.

Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
  • укрепить здоровье, расширить двигательный опыт, повысить уровень физических кондиций.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:

Комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы для детей старшего возраста.

В наблюдении за объектами, использую так же просмотры иллюстраций, прослушивание музыки, чтение и беседы по прочитанным художественным произведениям, загадки, потешки.

Оформлен “Экологический уголок” для самостоятельно-природоведческой деятельности дошкольника:

  • уголок “Растишка” (выращивание, пересадка, лечение растений);
  • уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
  • уголок “Дары природы” (выставка детского творчества из природного материала);
  • фотостенд “Юный эколог” (фотовыставка о проделанной работе по изученной теме)

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

На участке детского сада создана “Тропа здоровья”

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр такие, на которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, более интересными для детей.

В результате данной деятельности, совместно с детьми, используя опыт других детских садов, разработала и реализую экологический проект “Наше дерево”.

Результаты проекта фиксируются в дневнике “Наша береза” в форме рисунков, фотографий, минисочинений, схем, стихов, загадок, гербария.

Проблема – деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Цели проекта:

  • наблюдение за изменениями жизни дерева в разные сезоны года.
  • поддерживать естественный интерес ребенка к природе.
  • укрепить здоровье, расширить двигательный опыт ребенка.

Задачи:

  • учить устанавливать простые связи между изменениями в живой и неживой природе;
  • развивать умственные операции сравнения и обобщения; интерес ко всему живому, окружающему нас; любознательность, наблюдательность, фантазию;
  • формировать навык пользования моделями в практической деятельности;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляют мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к природе, к своему здоровью. Родители в свою очередь активно принимают участие в подготовке и проведении познавательно-практических занятий, фотовыставках, конкурсах “Страна фантазий” на лучший макет или поделку из бросового природного материала.

В рамках экологического проекта “Наше дерево”, родители помогают в создании картотеки загадок, стихов, рассказов, иллюстраций о “Русской березке”. В воскресные дни организовываем походы в лес, зимой на лыжный стадион “Ветлужанка”, где не только любуемся красотой нашей красавицы-природы, но и укрепляем здоровье ребенка через естественные силы природы, гигиенические факторы окружающей среды и физические упражнения.

Результатом своей работы считаю следующее:

В группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе – 93%

Знают основные потребности растений и животных (тепло, свет, вода, пища) – 91%

Знают характерные особенности времен года, В процессе наблюдений замечают сезонные изменения в природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельности живых объектов – 89%.

С удовольствием принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка. Дети замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней.

Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся. Обратит внимание на просящего, сумеет убедить упрямого.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Приемы, используемые на занятиях по развитию речи в ДОУ
Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
Авторская подвижно-познавательная игра по сюжету старой сказки "Коза-дереза"
Проект "Юные патриоты"
Пьеса в пяти действиях для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Таня и очки"
Музей в детском саду как средство познавательно-речевого развития дошкольников
| воспитание | воспитание детей | дитя | начальной | начальная школа | экологической | экологические проблемы | культуры | физическая культура | детский | детский сад | Страничка методиста | Воспитание у детей начальной экологической культуры Детский сад
Занятие по формированию элементарных экологических представлений в средней группе "Заяц и его друзья"
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Музыка весны" по поэтическому произведению П.Яхина "Весна"
Декоративная роспись на детских скульптурах из тестопластики "Дымковские узоры"
Конспект занятия "Работа фирм"
Занятие по развитию элементов логического мышления у дошкольников (старшая группа)
Сценарий праздника "День матери"