Воспитательные возможности театра и театрализованной деятельности в детском саду для детей с ЗПР


Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Задача педагога коррекционной группы – это не только овладение искусствоведческими знаниями, умениями и навыками, но и навыками работы практического психолога, умеющего понять и принять настроение, чувства, взгляды каждого ребенка и при необходимости оказать психолого-педагогическую помощь.

В последние годы в педагогической деятельности все большее значение приобретает коррекционно-развивающий аспект воспитания и обучения, что предполагает создание оптимальных условий для воспитания и развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии. Я, как воспитатель коррекционной группы детского сада комбинированного вида, находясь в поиске совершенствования образовательного и воспитательного процесса детей с особенностями в развитии, заинтересовалась возможностями применения арт-терапии в педагогике. Меня заинтересовало то, что в педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей средствами художественной деятельности. Возрастающий интерес психологов и педагогов к возможностям арт-педагогики не случаен, в коррекционной педагогике арт-педагогика рассматривает взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами развития.

Сущность арт-педагогики, по моему убеждению, прежде всего заключается в ее воспитательной функции, так как она воздействует на нравственно-этические, коммуникативные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.

Моя задача, задача педагога коррекционной группы – это не только овладение искусствоведческими знаниями, умениями и навыками, но и навыками работы практического психолога, умеющего понять и принять настроение, чувства, взгляды каждого ребенка и при необходимости оказать психолого-педагогическую помощь в поиске способов самопознания и самосовершенствования личности ребенка.

Я считаю, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Коррекционно-развивающие и воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

С целью повышения своих теоретических знаний в этой области я познакомилась с некоторыми программами по организации театральной деятельности дошкольников: “Арт-фантазия” Э.Г.Чуриловой, “Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр” Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, “Театрализованные занятия в детском саду” М.Д.Маханевой. За основу своей деятельности взяла программу М.А. Васильевой “Воспитание и обучение в детском саду”.

В ходе наблюдений на занятиях и за самостоятельной игровой деятельностью детей и я изучила знания, умения и навыки детей о театре и театрализованных играх, их чувственно-эмоциональную сферу, что помогло мне в определении цели деятельности, постановке задач, осуществлении индивидуального подхода при планировании работы.

При оборудовании зоны театральной деятельности учла основные принципы построения предметно-пространственной среды: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей, обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей, использование возможности свободы выбора, моделирования, поиска и экспериментирования.

Основной целью коррекционного воспитания, через знакомство с театром и театрализованной деятельностью, я считаю: создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии. Предметным полем арт-педагогического процесса является, прежде всего, развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

Задачи:

  • обучение детей моделированию навыков социального поведения в заданных условиях;
  • формирование у детей сферы чувств, умений сопереживать и сочувствовать персонажам;
  • формирование артистических навыков в плане воплощения образа и переживания;
  • обучение навыкам общения и коллективного творчества;
  • согласование направлений воспитательной работы (воспитания патриотического, нравственного, эстетического) в единую систему воспитательных воздействий.

В процессе знакомства детей с театром и овладением ими навыков театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Я, как воспитатель, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.

Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”), учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх), знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.

После посещения профессиональных спектаклей, расширяю знания о театре, людях работающих в театре и актуальным становится обучение правилам поведения в общественном месте. Закрепляется позиция “зритель”, дети начинают учиться управлять своими эмоциями, формируются навыки самоконтроля.

В дальнейшем стимулирую желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, постепенно побуждаю ребенка от наблюдения за театрализованной постановкой взрослого проявлять инициативу в самостоятельной игровой деятельности. Учу детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка. В этот период у детей закрепляется позиция “артист”, умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребенок учится радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. В это время я уделяю внимание коррекции отдельных черт характера ребенка (застенчивость, жадность, грубость, невежество) и воспитанию таких положительных качеств личности, как смелость, доброта, забота, желание помочь.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашей группе является кукольный театр. В театральной зоне нашей группы представлены насколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол, элементы которого я успешно применяю в своей практике. Так как игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей, я сделала клоуна Петю живой ведущей игрушкой коррекционного уголка. Предлагаю детям словами оживить куклу и дать настроение, характер, поделиться своими радостями и огорчениями, поучить рисовать, считать, петь, танцевать. Играя с клоуном Петей, дети обучаются, развивают речь и открывают свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

На этапе активного освоения театрализованной деятельности я обучаю детей навыкам общения и коллективного творчества, умению уступать и договариваться.

Так же через театрализованные игры я формирую у детей опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения я исхожу из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную направленность и быть понятна детям. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Локальные акты дошкольного образовательного учреждения
Игровой коммуникативный тренинг для детей 6–7 лет "Вместе весело играем"
Раскрытие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Влияние детского экспериментирования на становление социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста
Инновационная деятельность педагога как условие качественной реализации образовательной области "Безопасность"
| воспитательные | воспитательная работа | возможности | возможности ограниченны | театра | афиша театров | театрализованной | театрализованная деятельность | деятельности | виды деятельности | детском | детский сад | саду | для | детей | дитя | зпр | классы зпр | детский | Страничка психолога | Воспитательные возможности театра и театрализованной деятельности в детском саду для детей с ЗПР Детский сад
Эффективные групповые формы методической работы в дошкольном учреждении
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности
Игры и упражнения в "сухом бассейне" в период адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогический проект)
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"
Конспект индивидуального занятия по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка раннего возраста с ЗПРР на консультативном пункте Службы ранней помощи
Гендерное воспитание и развитие детей старшей группы с ЗПР на занятии педагога-психолога