Описание опыта работы на тему "Психолого-педагогические условия поддержки застенчивых детей с учетом половых различий"


Данное описание опыта содержит психологический и педагогический аспекты работы с застенчивыми детьми с учетом их половых различий. Так, с застенчивыми мальчиками была организована работа с деревом, а с девочками – занятия рукоделием. Эти виды вполне "взрослой" деятельности позволяют ребенку видеть значимость изготовленных предметов для окружающих взрослых и сверстников, ребенок утверждается в своих силах, у него повышается самооценка; восприятие и ожидание оценки взрослого перестает быть обостренным.

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представления себя, скованность в присутствии других людей и пр.

Происхождение этой особенности, как большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. У многих детей застенчивость появляется уже в 3 – 4 летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до 7 лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к 7 годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Выраженность застенчивости в этот период, связана со становлением новой потребности в общении ребенка со взрослым.

Известно, что девочки обычно более застенчивы, чем мальчики; это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх перед незнакомцами, возникающий в 8 месяцев. мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому их более, чем девочек, травмирует раннее помещение в ясли. Уже к 7 годам “нормальная” застенчивость у мальчиков проходит, а девочкам приходиться “излечиться” от нее чуть позже. При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, уступчивым, с мягким характером.

Возникнув в этот период, у некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому для педагога и практического психолога очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности, окружающих ребенка взрослых. Застенчивость скорее свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Таким образом, общение с застенчивыми мальчиками и девочками должно строиться по-разному. Так же половозрастные особенности важно учитывать и при построении коррекционной работы.

Итак, целью нашей экспериментальной работы являлось выявление и содержательное описание психолого-педагогических условий поддержки застенчивых детей с учетом половых различий.

Объектом изучения выступила застенчивость, как одна из возможных особенностей личности ребенка дошкольного возраста.

Предметом выступили психолого-педагогические условия поддержки застенчивых детей.

Также было сформулировано гипотетическое предположение: процесс преодоления застенчивости у детей будет эффективнее, если:

  1. воспитательно-образовательная работа с детьми будет строиться с учетом половых различий;
  2. застенчивые дети будут вовлекаться в партнерскую со взрослым деятельность, организованную с учетом половых различий.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:

  1. раскрыть сущность проблемы на основе анализа психолого-педагогической литературы;
  2. определить и доказать эффективность психолого-педагогических условий поддержки застенчивых детей.

Соответственно поставленным задачам были определены методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, авторские диагностические методики, собственно эксперимент и методы обработки получаемых данных.

В результате изучения психолого-педагогической литературы были раскрыты анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек, особенности полового воспитания, особенности разных видов деятельности у мальчиков и девочек.

Теоретическое изучение литературы позволило содержательно описать выделенные условия.

Актуальность первого условия связана с тем, что различия между мальчиками и девочками встречаются уже во внутриутробном периоде развитии. Только вначале эти различия больше физиологического характера, а уже в дошкольном возрасте появляются различия в играх, поведении, общении, восприятии, характере мыслительной деятельности и т.д. Так, например, мозг, как утверждает Т. Хризман в книге “Мальчики и девочки – два разных мира”, у мальчиков и девочек развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление. Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторение, много и с удовольствием говорят. У мальчиков позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому им труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых, они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария, девочки – с помощью левого. К тому же мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Только это доказывает то, что подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек должны быть разными, так как одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Актуальность второго условия обусловлена важностью партнерской деятельности ребенка со взрослым как для развития личности в целом, так и для становления самооценки и коррекции застенчивости. Характерными признаками такой деятельности, как утверждает Н.А.Короткова, являются:

  1. участие взрослого в деятельности наравне с ребенком;
  2. добровольное включение детей в эту деятельность.

Последнее означает, что следует подобрать привлекательные, интересные для детей содержания.

Отбор содержания производился с учетом интересов мальчиков и девочек: к пяти годам у детей возникает потребность ощущения и признания другими своей деятельности, ребенок хочет показать окружающим, ЧТО он умеет. Мы предположили, что таким требованиям для мальчиков отвечает работа с деревом, для девочек – занятия рукоделием. Эти виды вполне “взрослой” деятельности, позволяют ребенку видеть значимость изготовленных предметов для окружающих взрослых и сверстников, ребенок утверждается в своих силах, у него повышается самооценка, да и восприятие и ожидание оценки взрослого перестает быть таким обостренным. Дети становятся более настойчивыми в достижении результата и их действия приобретают более уверенный характер.

Итак, на основе вышеизложенного было подобрано содержание работы с экспериментальными группами мальчиков и девочек.

На начальном этапе эксперимента над данной темой была проведена диагностика самооценки “Лесенка” Щур В. Г., Якобсон С. Г., анализ детских рисунков на темы “Человек” и “Рисунок семьи”, проба на застенчивость, беседа на личностные темы. Было обследовано 57 детей старшего дошкольного возраста.

Из них была выделена предполагаемая группа застенчивых детей: 7 мальчиков и 3 девочки. Данные методики показали, что дети данной группы доброжелательно относятся к другим людям, стремятся к общению с ними, но не решаются проявлять себя. Как правило, дети имеют высокую самооценку, считают себя самыми лучшими, но сомневаются в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Для уточнения данных проводился ряд дополнительных наблюдений за детьми и беседы с воспитателями. На каждого ребенка данной группы была составлена характеристика. Из характеристик следует, что данным детям присущи избирательность в общении со сверстниками (постоянные партнеры по игре 1 – 2 ребенка), осторожность в общении со взрослыми, низкая активность на занятиях при достаточно высоком интеллектуальном уровне, неконфликтность, уступчивость, не желание самостоятельно брать на себя ведущие роли, выбор спокойных видов игр с ограниченным количеством участников. Также диагностика и наблюдения показали, что у всех детей данной группы легкая степень застенчивости.

Для детей экспериментальной группы был разработан тренинг, в основе которого были использованы методическая разработка Л.И.Катаевой “Работа с застенчивыми детьми” и эмоционально-развивающие игры и задания из книги “Застенчивый невидимка” под редакцией Т. Шишовой.

Кроме того, с экспериментальной группой мальчиков проводилась работа по сборке игрушечного мебельного гарнитура, изготовленного из дерева. Встречи проводились во второй половине дня, и длительность их составляла не более 30 минут. Все занятия обозначались как “секретное дело” и необходимым условием являлось сохранение “секрета” от девочек, так как мебельный гарнитур для игры в куклы готовился как подарок - сюрприз на Новогодний праздник.

Нужно отметить, что при каждой встрече дети нацеливались на ответственное выполнение работы, так как свои подарком они должны доставить девочкам радость. Вначале было проведено тренировочное занятие по завинчиванию шурупов, поэтому на последующих занятиях дети уже более уверенно, так сказать со знанием дела, подошли к сборке гарнитура. Работа была распределена между мальчиками – каждый выбрал тот предмет, который ему захотелось собрать. Некоторые предметы собирались несколькими мальчиками вместе, то есть дети привлекались к взаимопомощи.

После того, как гарнитур был собран и промежуточный результат “секретного дела” оценен детьми, было решено украсить гарнитур посредством нанесения узора. Узоры разрабатывались самими детьми. При этом мальчики исходили из понимания того, какой именно рисунок может понравиться девочкам. Для удобства нанесения рисунка были изготовлены трафареты, использовалась акриловая краска, которая наносилась “тычками”.

Занятия по росписи гарнитура, как и предыдущие, проходили на фоне большой искренней заинтересованности, увлеченности детей. Увидев результаты своего труда мальчикам, кажется, самим хотелось поиграть с мебелью.

Вручить подарок было решено на Новогоднем утреннике, продумав для этого текст поздравления. В итоге получились пусть и незамысловатые, но очень искренние слова. Нужно отметить, что “секрет” не был раскрыт до самого праздника, что подчеркивает ответственность детей, с которой они подошли к выполнению данной работы.

Восторгу девочек не было предела, когда они распечатали красивую коробку с подарком, а мальчишек охватила гордость и они наперебой стали рассказывать, что, кто и как делал.

Работа с экспериментальной группой девочек по занятию рукоделием также была организована во второй половине дня. Было решено, что девочки будут заниматься вязанием крючком, так как это наиболее доступный и интересный вид рукоделия. На первых занятиях девочки знакомились с крючком, нитками, были оговорены правила работы и техника безопасности. Затем девочки учились правильно держать крючок, выполнять воздушную петлю, делать круговые движения кистями. Далее девочками было освоено вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Освоив основные приемы вязания крючком, девочки изготовили “ответные” подарки для мальчиков – закладки для книг, которые были вручены на празднике 23 февраля. Воодушевившись положительными реакциями мальчиков, девочки еще с большим усердием принялись за следующее изделие – детскую сумочку. В время вязания девочки беседовали между собой на разные темы – увлечения, занятия в выходные дни, подготовка к праздникам и т.д. В результате получились довольно интересные сумочки, которые были украшены цветами, также связанных крючком.

Кроме работы с экспериментальными группами детей в годовой план ДОУ было включено проведение мероприятий специалистами со всеми детьми детского сада. Инструктором по физической культуре были проведены развлечения для мальчиков (“Рыцарский турнир”) и девочек (“А ну-ка, девочки, девчонки”), музыкальным руководителем – занятие “Музыкальные портреты мальчиков и девочек”, педагогом дополнительного образования организована работа “Творческой гостиной для мальчиков и девочек”.

Работа над данной темой эксперимента включила в себя разделы “Работа с педагогами” и “Работа с родителями”. Были запланированы и проведены такие мероприятия, как анкетирование педагогов с целью выявления отношений к дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек в детском саду, семинар на тему “Особенности полового воспитания мальчиков и девочек”, тренинг “Как работать с застенчивыми детьми”, “Как играть с застенчивыми детьми”. Теме эксперимента был посвящен педагогический совет. Также педагогами была проанализирована и подкорректирована предметно-развивающая среда в группах ДОУ. В течение всего года педагоги получали информационные листы и памятки, содержащие общие сведения, советы, рекомендации по теме эксперимента.

Для работы с родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, подготовлен перечень игр и упражнений с мальчиками и девочками в домашних условиях.

При итоговом исследовании так же были использованы диагностика самооценки “Лесенка” В.Г.Щур, С.Г. Якобсон, анализ детских рисунков на темы “Человек” и “Рисунок семьи”, беседа не личностные темы. Результаты диагностики показали, что дети экспериментальной группы по-прежнему оценивают себя высоко, но, в сравнении с детьми контрольной группы, более адекватно. Они уже не так остро реагируют на оценку и замечания взрослых. Вместе с тем, у некоторых детей экспериментальной группы остались сомнения в положительном отношении к себе окружающих взрослых.

Из наблюдений за детьми экспериментальной группы и бесед с воспитателями можно сделать вывод, что дети стали более уверенными и не боятся ошибиться. Дети убеждены в том, что справятся с поставленной задачей, а если нет, то им помогут взрослые и сверстники. Дети экспериментальной группы, в сравнении с детьми контрольной группы, стали более активными и любознательными. Они не боятся проявлять инициативу, с большим удовольствием откликаются на оказание помощи товарищам. Эмоционально дети стали более раскрепощенными, стараются свободно выражать свои эмоции, желания, чувства.

То есть, в целом можно говорить об эффективности проведенной работы. Занятия с деревом у мальчиков и рукоделием у девочек оказали положительной влияние как на процесс коррекции проявлений застенчивости, так и на общее развитие личности детей. Причем данная работа сплотила детский миниколлектив, что в свою очередь сказалось на характере взаимоотношений со сверстниками в группе.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Физкультминутки на уроках немецкого языка с дошкольниками
Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях предшкольного образования
Программа преемственности между ДОУ и прогимназией (опыт работы)
Реализация здоровьесохраняющих проектов как условие инновационного пордхода в управлении образовательным учреждением комбинированного вида
Конспект занятия в старшей группе по теме "В Королевстве красок"
Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с использованием разработанного игрового пособия "Волшебная ромашка"
| описание | описание серий | опыта | работа без опыта работы | вакансии работа | тему | и тем и тем | психолого | психолого педагогический | педагогические | педагогический университет | условия | условия контракта | поддержки | служба поддержки | застенчиво | застенчивый | детей | дитя | учетом | бухгалтерский учет | полов | половой | различий | различия между | детский | детский сад | Страничка психолога | Описание опыта работы на тему Психолого педагогические условия поддержки застенчивых детей с учетом половых различий Детский сад
Коррекционно-развивающая программа "Счастливчик"
Влияние индивидуально-психологических особенностей и деловых качеств личности на профессионально-управленческое становление современного руководителя дошкольного образовательного учреждения
Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники
Педагогические условия эффективного развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
Коррекционно-развивающее занятие "Я и мои страхи"