Организация работы с детьми с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей социальной адаптации к жизни в обществе


В статье представлено описание системы работы с детьми с ограниченными возможностями по оказанию им действенной помощи педагогами ДОУ в приспособлении к жизни в обществе.

Наш детский сад единственный в городе Рубцовске и Рубцовском районе, который посещают наряду с нормально-развивающимися детьми, дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Из 124 воспитанников нашего детского сада с нарушением интеллекта всего 20. Примерно у 30% воспитанников болезнь обусловлена генетически или асоциальным поведением родителей.

В нашем детском саду мы решили помочь процессу адаптации детей с ограниченными возможностями в современном мире.

Внедряя новое направление развития детского сада по частичной интеграции умственно отсталых детей в коллектив здоровых сверстников с целью дальнейшей безболезненной адаптации к жизни в обществе, мы решаем две основные задачи:

  1. Привлечь внимание общественности к проблемам семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью создания единого комплекса помощи этим семьям в воспитании и приспособлении больных детей к жизни в обществе.
  2. Создать в детском саду условия для социальной адаптации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии путем их частичной интеграции в коллектив здоровых сверстников.

В условиях детского сада комбинированного вида организована частичная интеграция умственно отсталых детей в среду здоровых сверстников и для этого имеются необходимые условия в дошкольном учреждении и за его пределами:

  • две специализированные группы для детей с нарушением интеллекта и 4 группы для обычных детей;
  • дополнительно оборудованные помещения для занятий с детьми: кабинеты учителей-дефектологов, кабинет педагога-психолога, кабинет ИЗО-деятельности, музыкальный зал. Все помещения используются многофункционально;
  • специалисты: учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатели, медицинские работники, все понимающие важность и необходимость работы с аномальными детьми;
  • учреждения социума: библиотека семейного чтения “Лад”, школы: начальная, средняя и вспомогательная, станция юных натуралистов, Дом творчества, кукольный театр;
  • часть родителей, заинтересованных в решении проблемы частичной интеграции умственно отсталых дошкольников в среду здоровых сверстников.

Муниципальное образовательное учреждение “Детский сад № 2 “Лучик” обладает вышеперечисленными условиями и в течение 4-х лет на его базе продолжается эксперимент по частичной интеграции. Педагоги стараются относиться ко всем детям, как к полноценным партнерам, используют личностно-ориентированную модель взаимодействия, исходя из интересов ребенка, его возможностей и перспектив его дальнейшего развития. Если в группах дети находятся в довольно изолированном пространстве, причем специализированные группы – круглосуточно. То на участках все равно дети играют и общаются между собой, и чтобы исключить насмешки со стороны нормальных детей и обиды детей с интеллектуальной недостаточностью, педагоги детского сада стали привлекать старших дошкольников из обычных групп к организации помощи детям со специализированных групп. Объединение шло постепенно: от общих игр на прогулках до совместных целевых прогулок, экскурсий, от привлечения к беседам в свободной деятельности до организации кружковой работы, от театрализованных игр в группах до участия в большом спектакле всего детского сада.

Интерес к массовым зрелищам сохраняется у всех без исключения детей, но, как правило, детей из специализированных групп не брали раньше на просмотры спектаклей за пределами детского сада. Но, однажды попробовав, поняли, что выход в настоящий театр обогащает социальный опыт малышей, в группе они потом пытаются изобразить то, что видели в театре. После этого решили привлечь детей специализированных групп к участию в театральном, вокальном, танцевальном кружках и кружке изобразительной деятельности.

При проведении недели здоровья, книги, театра каждая группа готовит какие-либо мероприятия для всего детского сада, дети специализированных групп начали принимать в этом посильное участие. Для них опыт общения с разными людьми (взрослыми, сверстниками) позволяет формировать способы усвоения общественного опыта, так, как в основе общения лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у детей мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Расширение круга общения со взрослыми и детьми способствует усвоению социального опыта, помогает успешной адаптации как в детском саду, так и за его пределами.

Усвоение опыта умственно отсталыми детьми идет гораздо быстрее через подражание сверстникам. Поэтому с нормальными детьми старшей и подготовительной группы был проведен цикл подготовительных бесед, занятий о том, как они могут помочь другим людям и конкретным детям.

Очень большая предварительная работа была проделана не только с детьми, но и их родителями, поскольку они сомневались, в необходимости контактов, между их детьми и детьми с нарушением интеллекта.

Были проведены беседы, открытые занятия, совместные прогулки, подготовка к спектаклям. Результаты убедили всех: педагогов в правильности выбора направления работы, родителей здоровых и проблемных детей – в необходимости и обоюдной пользе такой работы. На итоговом спектакле, который готовил весь детский сад, дети и взрослые выступали вместе, и у всех была общая радость от успеха, так как спектакль оказался лучшим в городском смотре театральных коллективов дошкольных учреждений.

По окончанию учебного года была проведена повторная диагностика по разработанным ранее параметрам, и она показала динамику роста эмоционально-волевой сферы, бытовых и коммуникативных умений. Дети с нарушением интеллекта, общаясь с нормально развивающимися сверстниками во время прогулок, экскурсий, праздников, развлечений, совместных игр и занятий в кружках, трудовых поручений быстрее перенимали опыт и усваивали его.

Анализ работы ДОУ по разделу “Социальная компетентность дошкольников” показал, что у детей недостаточно сформированы представления о нравственных ценностях: они, в большинстве своем жестоки, нетерпимы, раздражительны, на что наложили отпечаток и время, в котором мы живем, и занятость зарабатыванием материальных благ родителями, которым некогда заниматься воспитанием порой единственного ребенка.

Решение этой проблемы требует систематической, целенаправленной работы с родителями. В ДОУ организована работа клубов для родителей “Встреча”, “Неболейка”. Целью своей работы мы ставим: установление тесного контакта с родителями здоровых детей и детей с отклонениями в развитии (детей с нарушением интеллекта); выбор оптимальных форм работы с семьей; налаживание благоприятных семейных отношений путем изменения психологической установки на роль семьи в формировании личности ребенка.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится индивидуальная работа: беседы, которые позволяют установить контакт с родителями, дать необходимые рекомендации по обеспечению процесса адаптации ребенка к условиям детского сада, получить предварительный социальный паспорт семьи. Анкетирование помогает выявить анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка в ДОУ, выявить вкусы, привычки, привязанности, что учитывается при организации личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком в процессе повседневной деятельности. Посещение на дому позволяет увидеть условия жизни ребенка в семье, что дает возможность составить социальный портрет семьи, и максимально эффективно организовать работу с родителями. Диалог с семьей строится, прежде всего на демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств; веры в его способности.

В результате у родителей, воспитывающих здоровых детей и детей с нарушением интеллекта, появился интерес к вопросам социализации личности ребенка и сформировался правильный подход к вопросам воспитания и развития. Они проявляют заинтересованность предлагаемым мероприятиям и жизни ДОУ, охотно вступают в дискуссии по вопросам воспитания, являются помощниками во всех начинаниях.

У многих родителей изменилось отношение к ребенку. Ребенок не объект воспитания, а личность, у которой свой жизненный путь и роль родителей – помочь идти по нему.

Педагоги ДОУ готовы поделиться опытом работы с коллегами.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Плавание и дошкольники
Обучение маленьких иностранному языку
Жизнь с аллергией в мире и согласии
Программа адаптации детей старшей группы к яслям-саду после летнего оздоровительного периода
Доклад из опыта работы по теме "Воспитание эстетических чувств у дошкольников через пейзажную живопись"
Родительское собрание в 1-й младшей группе на тему "Книжки для малышей"
| организация | организация работы | вакансии работа | детьми | дитя | ограниченными | ограниченно | возможностями | возможности ограниченны | целью | цели и задачи | дальнейшей | дальнейшее развитие | социальной | социально | адаптации | адаптация детей | жизни | жизнь человека | обществе | акционерное общество | детский | детский сад | Страничка психолога | Организация работы с детьми с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей социальной адаптации к жизни в обществе Детский сад
Развивающее воздействие движения пальцев рук и кистей рук на интеллект ребенка
Создание дендрария на территории детского сада
Организация театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста
Формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками через совместную деятельность
Занятие по арт-терапии "Сказочные герои"
Программа развивающих занятий "Мир психологии"