Программа "Шашечный дебют" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста


Программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведется работа по организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию принципов нравственного поведения.

I. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популязировать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

II. Цель и задачи проекта программы

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Проект обучающей игры «Шашечный дебют»

Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю <Рисунок 1>.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок <Рисунок 2>. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.

В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал <Рисунок 3>

Участники:

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.

Информационная поддержка проекта:

  1. Газета «Эхо столицы»;
  2. Телевидение «НВК САХА»;
  3. Интернет-сайты Управления образования.

Социальные связи с другими организациями:

  1. Управление образования городского округа «город Якутск»;
  2. Научно-методическое сотрудничество с кафедрой дошкольной и начальной педагоги и психологии ИРО и ПК г. Якутска;
  3. Трансляция опыта работы через Информационно-Методический центр УО г. Якутска;
  4. Практика студентов пединститута;
  5. Практика студентов педагогического колледжа;
  6. Работа по преемственности со школами, куда поступают выпускники детского сада: СОШ № 2, СОШ № 26.
  7. Методическая и судейская помощь от Республиканского Шахматно-Шашечного Центра г. Якутска;

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2011 г.)

  1. Мастер-класс тренеров Республиканского Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. ст. воспитатель);
  2. Консультация старшего воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
  3. Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. ст. воспитатель);
  4. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
  5. Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. ст. воспитатель);
  6. Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
  7. Оформление музея шашек (отвест. ст. воспитатель);
  8. Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. ст.воспитатель, специалисты);
  9. Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).

2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2011 по ноябрь 2013 г)

Тематическое планирование. 1 год обучения 2011–2012 гг.
(старшая группа)

Кружковые занятия Сроки Ответственный
    октябрь Руководитель кружка
1 Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек.
2 Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) ноябрь
3 Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.
4 Практическое закрепление материала
5 Занятие. Шашечные поля.
6 Практическое закрепление материала
7 Занятие. Диагональ
8 Практическое закрепление материала
9 Занятие. Как ходят шашки декабрь
10 Практическое закрепление материала
11 Занятие. Основные правила шашечной игры
12 Практическое закрепление материала
13 Занятие. Цели игры и определение результата партии
14 Практическое закрепление материала
15 Занятие. Разные виды ничьей партии
16 Практическое закрепление материала
17 Занятие. Как начинать партию? январь
18 Практическое закрепление материала
19 Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. февраль
20 Практическое закрепление материала
21 Занятие. Подготовка к соревнованиям
22 Практическое закрепление материала
23 Практическое закрепление материала март
24 Практическое закрепление материала апрель
25 Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. май
26 Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры июнь-июль

Тематическое планирование. 2 год обучения, 2012–2013 гг.
(подготовительная к школе группа)

Кружковые занятия

сроки

ответственный

1 Занятие. Делаем наилучшие ходы. октябрь Руководитель кружка
2 Практическое закрепление материала
3 Занятие. Простые комбинации. ноябрь
4 Практическое закрепление материала
5 Занятие. Основы позиционной игры.
6 Практическое закрепление материала
7 Занятие. Комбинационные приемы
8 Практическое закрепление материала
9 Занятие. Связывание декабрь
10 Практическое закрепление материала
11 Занятие. Использование дополнительного темпа.
12 Практическое закрепление материала
13 Занятие. Размен.
14 Практическое закрепление материала
15 Занятие. «Шлагбаум».
16 Практическое закрепление материала
17 Занятие. Достижение выгодной оппозиции. январь
18 Практическое закрепление материала
19 Занятие. Треугольник Петрова. февраль
20 Практическое закрепление материала
21 Занятие. Подготовка к соревнованиям
22 Практическое закрепление материала
23 Занятие. Растяжка и оттяжка. март
24 Практическое закрепление материала апрель
25 Эффективность и красота комбинаций. май
26 Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры июнь-июль

Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:

  1. Проведение отборочных туров (декабрь-февраль).
  2. Развлечение «Шашечный бал» (январь 2013 г.).
  3. Участие детей старшего возраста во внутрисадовской зимней спартакиаде по шашкам (январь-февраль 2013 г.).
  4. Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (март-апрель 2013 г.).
  5. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.

Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:

  1. Соревнования по шашкам. Окружной этап г. Якутска (январь)
  2. Республиканские шашечные соревнования (март)
  3. Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)
  4. Участие детей, педагогов в Центре творчества Фиджип-Евроталант, которая организует Международная федерация по развивающему обучению и игровой педагогике ФИДЖИП и Международная неправительственная организация ЕВРОТАЛАНТ, в г. Сабль-д, Олонь, Франция, под руководством профессора Г. Томский.

3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2013 г.

  1. Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
  2. Фоторепортажи с мероприятий.
  3. Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
  4. Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечный дебют», направленной на развитие творческого мышления.
  5. Создание профессионально-развивающей среды в МДОУ № 9.
  6. Создание условий для проведения на базе МДОУ № 9 системы развивающих семинаров по подготовке педагогов других образовательных учреждений к работе с программой.
  7. Конференция по итогам реализации проекта.
  8. Защита проекта обучающей программы на экспертном совете.

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Почему детский сад необходим? Советы родителям
Мини-спецкурс "Художественная лепка из соленого теста"
Развитие психических процессов и профилактика дезадаптации при подготовке детей к школе
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста в условиях специального коррекционного учреждения
Тренинг для педагогов ДОУ "Полотно счастья"
Интегрированный и комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения
| программа | скачать программы | ШАШЕЧНЫЙ | дебют | шахматные дебюты | игре | бесплатные игры | шашки | игры шашки | для | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Программа Шашечный дебют по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста Детский сад
Проект "Наш дом – Россия" (патриотическое воспитание дошкольников в процессе освоения отечественной культуры)
Медико-педагогическая реабилитация детей раннего возраста с атопическим дерматитом
Из опыта работы по решению проблем преемственности на этапах "детский сад–школа"
Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
Сценарий новогоднего праздника для детей 6–7 лет "Новогодние приключения Хоттабыча"
Локальные акты дошкольного образовательного учреждения