Дидактическая игра с элементами сюжета – средство развития речи дошкольников, имеющих нарушение слуха


Без специального обучения умению играть игры детей с недостатком слуха развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. Автор считает, что одним из путей преодоления такого рода взаимосвязанных недостатков является воспитательная работа, направленная на обучение глухих дошкольников умению играть.

Конспект дидактической игры с элементами сюжета: “Накорми куклу и одень на прогулку” в группе 2-го года обучения для детей с недостатками слуха

Цели игры: укреплять интерес к игре с куклой, учить детей производить связанные между собой действия, учить аналитическому чтению, закреплять названия посуды и одежды, закреплять навык глобального чтения, активизировать словарь.

Программные задачи:

Оборудование: кукла, кукольная посуда (чашка, ложка, тарелка, чайник), салфетки, муляжи печенья и конфет, кукольная одежда, таблички, наборное полотно, коляска кукольная, небольшой стол и кукольные стульчики.

Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, поручения к детям, игровые действия детей, итог.

Речевой материал:

активный – чашка, на, ешь, пей, привет, пока;

пассивный – будем играть, кто это?, возьми чашку, поставь чашку, положи, дай, убери, салфетка, посуда, штаны, кофта, шапка, куртка, шарф, носки, сапоги, варежки, одежда, надень, сними, кукла пойдёт гулять, накорми куклу, напои куклу, молодец, спасибо, что мы делали?, мы играли, хорошо.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: “Будем играть”, одновременно показывает табличку “Будем играть”. Стук в дверь.

Воспитатель: “ Посмотрим, кто это стучит?” Идёт к двери, вносит в группу куклу.

– “Ой, какая красивая! Кто это?”

Дети – “Кукла”. (Устно-дактильно) Воспитатель просит детей поздороваться с куклой.

Дети – “Привет” (устно-дактильно, с опорой на табличку). Машут рукой.

Воспитатель сажает куклу за столик и предлагает детям накормить гостью, обращает внимание детей на кукольную посуду, которая стоит на столе. Дети подходят к столу.

Воспитатель предлагает детям вспомнить названия посуды. Дети находят нужную табличку на наборном полотне, стоящем рядом, все вместе проговаривают названия посуды устно-дактильно. (чашка, ложка, тарелка…)

Затем воспитатель даёт поручения каждому ребёнку (устно-письменная инструкция– табличка).

Воспитатель: “Возьми тарелку, поставь кукле” и т.д.

Когда посуда вся приготовлена, воспитатель предлагает накормить куклу.

Воспитатель: “Дай кукле кашу”. “Скажи кукле – на, ешь”, при этом показывает таблички.

Ребёнок прочитывает табличку устно-дактильно и выполняет поручение. Дети по очереди кормят куклу.

Воспитатель обращает внимание детей на правильное пользование ложкой, салфеткой, напоминает детям, что кукла должна есть аккуратно. Кукла накормлена, благодарит детей “спасибо”.

Воспитатель говорит детям: “Сейчас кукла пойдёт гулять”, показывает табличку “Кукла пойдёт гулять”.

Предлагает детям одеть куклу, потому что на улице холодно. Показывает табличку “На улице холодно”. Дети проговаривают приближенно.

Дети подходят к столу, на котором лежит одежда. Они повторяют названия одежды, с опорой на таблички. Воспитатель говорит одному из детей.

Воспитатель: “Сними кукле туфли”.

Ребёнок проговаривает по табличке поручение устно-дактильно и выполняет.

Далее воспитатель предлагает другому ребёнку: “Возьми штаны, надень кукле штаны”, одновременно показывая табличку “Возьми штаны, надень кукле штаны”

Ребёнок проговаривает инструкцию по табличке, выполняет действие. Если затрудняется, воспитатель просит помочь детей. Так дети постепенно выполняют поручения в определённом порядке: надень кофту, надень шапку, надень сапоги и т.д.

Перед тем как надеть, дети проговаривают каждый предмет одежды устно-дактильно, с опорой на табличку.

Воспитатель говорит детям:

– “Молодцы, правильно одели куклу, она благодарит вас”.

Дети сажают куклу в коляску, и педагог увозит её из группы на прогулку. Дети прощаются с куклой.

Итог.

Воспитатель спрашивает детей, показывая табличку – “Что мы делали?”

Дети – “Мы играли”.

Если затрудняются ответить, воспитатель показывает табличку “Мы играли”. Дети проговаривают устно-дактильно по табличке. Воспитатель оценивает игру каждого ребёнка и всех вместе.

Воспитатель: “Все хорошо играли, говорили, слушали. Молодцы. Потом мы ещё поиграем”.

Конспект дидактической игры с элементами сюжета: “Утро куклы” в группе 2 года обучения для детей с недостатками слуха.

Цели игры: укреплять интерес к игре с куклой, закреплять навыки игры с ней, упражнять в аналитическом чтении, активизировать словарь детей.

Программные задачи:

  • учить детей производить несколько связанных между собой действий;
  • продолжать обучать выполнению элементарных действий по словесной инструкции с опорой на табличку;
  • закреплять названия одежды, посуды, частей тела, предметов гигиены, проговаривая их устно-дактильно с опорой на табличку;
  • закреплять дифференцирование понятий вымой-вытри, возьми-поставь, положи;
  • точно выполнять поручения воспитателя;
  • закреплять умение правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • побуждать детей пользоваться речью в процессе игры;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать умение правильно вести себя во время игры, желание играть с куклой.

Оборудование: кукла, кукольная кровать, постельные принадлежности, кукольная посуда, тазик с водой, мыло, салфетка, кукольное платье, туфли, наборное полотно, таблички.

Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, поручения к детям, игровые действия, итог.

Речевой материал:

активный: привет, пока, кукла, каша, чай, на, ешь, пей;

пассивный: будем играть, кровать, одеяло, подушка, простыня, чашка, ложка, тарелка, чайник, кастрюля, салфетка, мыло, вода, руки, ноги, лицо, платье, туфли, надень, вымой, вытри, возьми, поставь, положи, будет делать зарядку, будет умываться, будет завтракать, пойдёт заниматься, спасибо, молодец, вверх, вниз, прыгайте.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: “Будем играть”, одновременно показывает табличку “Будем играть”

Дети прочитывают её устно-дактильно. Воспитатель на цыпочках идёт в игровой уголок и зовёт за собой детей.

Воспитатель: “Идите ко мне”.

Дети и педагог подходят к кукольной кровати.

Воспитатель: “Тихо!” Показывает рукой на спящую куклу, спрашивает: “Кто это?”

Дети: “Кукла”, отвечают с опорой на табличку “кукла”.

Воспитатель: “Что делает кукла?” (показывает такую же табличку)

Дети прочитывают табличку. Затем воспитатель показывает другую табличку: “Кукла спит”. Дети читают устно-дактильно.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает постельные принадлежности на кукольной кровати. Дети читают устно-дактильно таблички: “подушка, простыня, одеяло”.

Воспитатель: “Как зовут куклу? Как вы думаете? Не знаете? Я знаю. Куклу зовут Оля”.

Дети прочитывают табличку устно-дактильно.

Воспитатель: “ Наступило утро, кукле пора вставать”.

Дети: “Оля, встань!”,– прочитывают табличку.

Кукла встаёт.

Воспитатель спрашивает детей: “Что дальше? Что будет делать кукла?” Показывает табличку “ Кукла будет делать зарядку”, зовёт детей на ковёр.

Дети вместе с куклой делают зарядку (руки вверх, вниз, в стороны, наклон, прыжки).

Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли кукле сделать зарядку. Опять спрашивает детей, что кукла будет делать дальше.

Воспитатель показывает детям табличку “Кукла будет умываться”. Все вместе подходят к столу. На столе стоит тазик с водой, лежит мыло, салфетка. Дети повторяют название частей тела и предметов гигиены, которые находятся на столе (находят нужную табличку на наборном полотне, которое стоит рядом).

Затем воспитатель даёт поручения по – очереди каждому ребёнку: “Вымой лицо кукле; вытри лицо кукле; вымой руки кукле; вытри руки кукле”. Перед тем как выполнить действие, ребёнок прочитывает поручение на табличке устно-дактильно.

Когда кукла умыта, воспитатель обращает внимание детей на наборное полотно, там две таблички “кукла чистая и кукла грязная”. Воспитатель просит выбрать нужную табличку, если дети затрудняются, помогает сам. Все вместе читают табличку “кукла чистая”. Хвалит детей за то, что хорошо умыли куклу.

Воспитатель: “Что дальше? Что теперь будет делать кукла?”

Показывает табличку “Кукла будет одеваться”. Дети снова возвращаются в игровой уголок.

Воспитатель: (в устно-письменной форме даёт поручение ребёнку) “Надень кукле платье, надень туфли”.

Ребёнок прочитывают поручение и выполняет. Кукла одета.

Воспитатель: “ Что теперь будет делать кукла?” Показывает табличку “Кукла будет завтракать”. Дети прочитывают табличку.

Педагог привлекает внимание детей к тому, что в комнате куклы есть стол, стул и предлагает посадить куклу за стол позавтракать. Рядом с кукольным столом стоит наборное полотно с табличками и небольшой столик с кукольной посудой. Дети подходят к столику с посудой и повторяют её название, находя нужную табличку на наборном полотне.

Воспитатель обводит рукой все рассмотренные предметы и говорит детям, что это “посуда”, которая нужна для завтрака кукле. Дети прочитывают это слово “посуда” по табличке устно-дактильно.

Затем воспитатель даёт каждому ребёнку устно-письменное поручение “возьми чашку, поставь чашку, возьми ложку, положи ложку, возьми тарелку, поставь тарелку, возьми салфетки, поставь салфетки”. Дети читают поручение и выполняют его. Воспитатель помогает детям и сам ставит на стол чайник и кастрюлю.

Дети по очереди кормят куклу, поят её чаем. В процессе кормления действия оречевляются: “на, ешь, на пей”. Воспитатель уточняет вместе с детьми, что ест кукла.

Воспитатель: “тут каша, тут чай”, – обращает внимание детей, во время кормления куклы, как надо правильно держать ложку, кормить аккуратно, по окончании еды вытирать кукле рот салфеткой.

Кукла накормлена, благодарит детей “спасибо”.

Воспитатель: “Кукла пойдёт заниматься”.

Кукла прощается с детьми

Кукла: “Пока”. Воспитатель выносит её из группы.

Итог.

Воспитатель: “Что мы делали?”, показывает табличку (Что мы делали?)

Дети: “Мы играли”. Отвечают устно-дактильно, с опорой на табличку.

Воспитатель: “А ещё что делали?” (слушали, говорили, читали).

Воспитатель даёт оценку каждому ребёнку. “Молодец. Хорошо играл”. “В следующий раз мы с вами ещё поиграем с куклой”.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Интеллектуальная игра-викторина "Мы дружим с книгой"
Конспект занятия по познавательному развитию "Умники и умницы". Тема: "Домашние и дикие животные"
Внеклассное мероприятие "День именинника"
Деловая игра по развитию речи
Знакомство со свойствами песка и глины
Конспект занятия во второй младшей группе "Наш друг снеговик"
| дидактическая | дидактические материалы | игра | бесплатные игры | элементами | химический элемент | сюжета | сюжет фильма | средство | народные средства | развития | развитие ребенка | речи | части речи | дошкольников | развитие дошкольников | имеющих | какое значение имеет | нарушение | дети с нарушениями | слуха | новости слухи | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Дидактическая игра с элементами сюжета – средство развития речи дошкольников имеющих нарушение слуха Детский сад
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения Буратино"
Конспект занятия игровой деятельности детей раннего возраста "Игры с Капитошкой" (игры с водой)
Экономическое воспитание дошкольников. Игра "Путешествие"
Экологический праздник "Вокруг Живой Елочки"
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста в классе Монтессори на тему: "Животные"
Занятие по развитию речи в старшей группе "В гостях у зимующих птиц"