Служба сопровождения в условиях МДОУ № 1 общеразвивающего вида г. Апатиты


В статья представлено создание такой педагогической системы, с помощью которой можно решать комплекс задач по современному воспитанию ребенка.

Дошкольное обучение - начальная ступень образования нашего общества. Дошкольный возраст - это этап детства, когда примерно на 80% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.[2] Все больше проявляется необходимость создания службы сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

Основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения мы считаем создание такой педагогической системы, с помощью которой можно решать комплекс задач по современному воспитанию ребенка.

Задачи программы:

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ "Об образовании".
  • Положение о работе с социально-неблагополучной семьей, имеющей в своем составе несовершеннолетних детей.
  • Положение о социальном педагоге в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
  • Положение о педагоге- психологе в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
  • Положение о логопедическом пункте в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
  • Устав МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.

Основные принципы:

  • Принцип междисциплинарного подхода.
  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка.
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности.
  • Принцип непрерывности.
  • Принцип ориентации на индивидуальные особенности.
  • Принцип создания специально организованной педагогической среды.[2]

Для поисков наиболее эффективных способов социализации и развития ребенка необходимо объединение усилий всех специалистов ДОУ через создание и комплексное функционирование медико - психолого - педагогической и социальной службы сопровождения. Концепция сопровождения, как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001 гг.). Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения - это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей.

Основная задача медико - психолого-педагогической и социальной службы - способствовать полному и гармоничному развитию детей. Важно обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, учитывать его возможности и склонности, а для этого необходимо изучение его индивидуальных особенностей. Служба сопровождения занимается исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, помогает в их преодолении, укрепляет физическое и психическое здоровье детей (Приложение 1).

В условиях неблагополучной социальной среды общества деятельность в МДОУ этой службы приобретает особое значение. Служба сопровождения представлена в МДОУ №1 следующими специалистами:

  • педагогом-психологом;
  • социальным педагогом;
  • учителем-логопедом;
  • старшими воспитателями;
  • медицинскими сестрами;
  • инструктором по физической культуре;
  • музыкальными руководителями;
  • воспитателями групп;
  • педагогами дополнительного образования.

Специалисты службы сопровождения осуществляют наблюдение за детьми в группах и на занятиях, а также проводят диагностику по рекомендованным методикам (психологическое, врачебный осмотр, тестирование).

Создавая условия результативной работы службы, мы сделали ставку на педагога, так как он является проводником усилий всех специалистов службы сопровождения и залогом их успешности. А результаты длительной психологической работы с ребенком и его семьей невозможны без согласованных действий педагога, педагога - психолога, социального педагога.

Поэтому все специалисты должны быть равноправными коллегами, отношение которых строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимодополнения, но не дублировании друг друга.

Разрабатывая годовой план деятельности ДОУ в соответствии со всеми структурными частями учреждения, определяем содержание образования с включением новых программ, технологий, которые помогают более эффективно координировать работу педагогов и специалистов.

Медико - социально - педагогическая служба в условиях ДОУ - это та работа, которая направлена на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

  • частотой контактов с ребенком;
  • эмоциональной насыщенностью контактов;
  • информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встречался: жители других городов, стран и т.п.

Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, выполняющему следующие функции:

  • диагностическую;
  • когнитивную;
  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • прогностическую.

Участвуя в педагогическом процессе, педагог - психолог вносит свой вклад в защиту детей от перегрузки, делая это в пределах своей профессиональной компетентности. Наблюдая за детьми, проводя обследования, педагог - психолог выделяет так называемых "истощаемых" детей, обсуждает со старшими воспитателями и другими педагогами возможности создания для них индивидуальных условий. К решению этой проблемы привлекает остальных специалистов.

Полифункциональный характер и многопрофильность ДОУ, представляющего собой социально - психолого-педагогическую систему предполагает наличие сложной структуры и создании комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой. Каждая из этих служб, работая на общей задаче, выполняет специфическую функцию и контактирует с представителями всех групп - детьми, педагогами, родителями.

Содержание деятельности каждой из служб, находит отражение в учебно-методических планах, программах, учебно-методических материалах базы данных. Учитываются перспективы развитие каждой мини - системы, которая связана:

С созданием системы повышения квалификации каждого педагога, чтобы его деятельность могла решать разносторонние задачи воспитания детей (на основе учебно-методических планов, программ, методической документации).

С повышением уровня подготовленности родителей к воспитанию детей, педагогизацией и гуманизацией среды, создания условий для социального партнерства.

С оказанием медицинской помощи оздоровительного и профилактического характера детям на базе оздоровительно медицинских мероприятий.

С оказанием коррекционно-профилактической работы детям с нарушением речи.

Служба сопровождения связана с усилением контактов в ДОУ с микро - и макросоциумом и имеет ряд программ взаимодействия с детьми, родителями, общественностью.

Таким образом, она представляет собой емкий системный блок, связанный многочисленными взаимодействиями с другими блоками (Приложение 2). При этом важно, чтобы каждый педагог и специалист координировал содержание своей работы с содержанием деятельности других сотрудников детского сада: музыкальным руководителем, педагогом - психологом, учителем-логопедом, социальным - педагогом, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования.

Деятельность специалистов строится на основе концептуального положения: "Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанного на сотрудничестве" в следующих системах:

"Ребенок - ребенок; ребенок - родитель; ребенок - воспитатель; ребенок - специалист; ребенок - администрация".

"Воспитатель - ребенок; воспитатель - воспитатель; воспитатель - специалист; воспитатель - педагог дополнительного образования; воспитатель - родитель; воспитатель - администрация учреждения".

"Специалист - ребенок; специалист - воспитатель; специалист - специалист; специалист - родитель".

"Родитель - ребенок; родитель - воспитатель; родитель - педагог дополнительного образования; родитель - специалист; родитель - администрация учреждения; родитель - родитель".

"Администрация учреждения - ребенок; администрация учреждения - воспитатель; администрация учреждения - специалист; администрация учреждения - общественность; администрация учреждения - родитель".

Сегодня у нас есть определенные успехи в совместной деятельности службы сопровождения, главными из которых мы считаем раскрепощение ребенка, его вера в собственные силы, в то, что он личность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора. - М., 2004.
  2. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.,2003.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Постановление Правительства РФ.
  5. Кузнецова С.В., Котова Е.В. Система работы с узкими специалистами ДОУ. - М.: Сфера,2008.
  6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждениям в условиях социального партнерства.- СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  7. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения.- М., 2003.
  8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. №28-51-513/16.
  9. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ.- М.: Айрис, 2003.
  10. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. - Ярославль, 2001.
  11. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ.- М.: Айрис, 2003.
  12. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2007.
  13. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 867.
  14. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001.
  15. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб. 2003.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения дошкольников с гипердинамическим синдромом в Центре развития ребенка
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование игровых методов для профилактики дисграфии в работе с детьми дошкольного возраста
Учет гендерных особенностей в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по теме "Овощи-фрукты"
Развитие диалогической речи старших дошкольников
| служба | федеральная служба | сопровождения | сопровождение детей | условиях | условия контракта | мдоу | мдоу детский сад | общеразвивающего | общеразвивающие упражнения | вида | виды деятельности | апатиты | г апатиты | детский | Страничка логопеда | Служба сопровождения в условиях МДОУ № 1 общеразвивающего вида г Апатиты Детский сад
Роль папы в развитии речи ребенка
Перспективный план логоритмических занятий
Сценарий праздника правильной речи "Путешествие в страну АБВГДЕЙКУ" (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
Игровое психолого-логопедическое занятие с элементами продуктивно–художественной деятельности на тему: "Будьте вежливы с друзьями и взрослыми"
Совместная работа ДОУ и родителей в формировании правильной речи у дошкольников с ОНР
Цикл занятий по курсу "Учись учиться" в предшкольном обучении будущих первоклассников (апробация тетради Е.Н. Дзятковской "Учись учиться")