Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР на занятиях с единым игровым сюжетом


Данная работа посвящена проблемам формирования лексико-грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Представлен конспект логопедического занятия-развлечения «Ярмарка слов» как один из вариантов работы по закреплению и введению в самостоятельную речь ребенка-логопата сформированных лексических форм и грамматических категорий. Игровая форма занятия с единым сказочным сюжетом позволяет детям быстро и полно усваивать необходимые знания.

Цели занятия:

Оборудование:

Видео- или DVD-магнитофон, мультфильм “Конек Горбунок”, театральная ширма, куклы пальчикового театра (зайка, медвежонок, Петрушка, курочки, бычок, овечка, петушок, Балда), грибы-кармашки, Сумка-выручалка, “волшебное” зеркало, “волшебный” уголек, сундук, изображения несуществующих предметов, чистый лист бумаги, плакат с изображением жонглеров, мяч, сладкое угощение для детей (леденцы).

Ход занятия

Логопед. Ребята, нам пришло необычное видео приглашение.

Просмотр фрагмента мультфильма “Конек Горбунок”, эпизод “Ярмарка”.

Логопед. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?

Дети. На ярмарку!

Логопед. Правильно. Только ярмарка эта необычная, волшебная и продают там слова. Путь к этой ярмарке неблизкий и трудный. Не страшно? Тогда в путь! Что мы возьмем с собой в дорогу?

Дети. Сумку-выручалку! (Рюкзачок, в котором лежат волшебные вещи, помогающие детям справится с заданиями: волшебные зеркало, уголек, мячик и др. Используется на многих занятиях. Периодически пополняется “волшебными” предметами).

Путь детей лежит через лес (в дверном проеме закреплена театральная ширма, декорированная под лесную полянку). Слышен чей-то плач (за ширмой появляется зайка).

Дети. Зайка, почему ты плачешь?

Зайка. У нас в лесу живет медвежонок. Он такой жадина! Его самые любимые слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”. Ежик гриб нес. Медвежонок увидел: “Мой, - кричит, - гриб!”, - и забрал. У меня морковку отобрал. “Моя, - кричит, – морковка!” (Зайка опять плачет).

Логопед. Какой жадный! Ребята, как вы думаете, о чем еще медвежонок мог кричать “Мой!”; “Моя!”; “Моё!”?

На ширме закреплены три грибка с кармашками. Дети берут картинки, называют их, и помещают:

  • картинки, про которые можно сказать мой, в кармашек гриба с жучком,
  • картинки, про которые можно сказать моя, в кармашек гриба с бабочкой,
  • картинки, про которые можно сказать мое, в кармашек гриба, на шляпке которого ничего не нарисовано.

За ширмой появляется медвежонок.

Медвежонок. Мой лес! Мое небо! Все мое!

Логопед. Разве можно быть таким жадным? Ведь с тобой никто дружить не будет! Ребята, а ведь вы знаете стихотворение про жадину. Давайте расскажем это стихотворение медвежонку.

Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
(Я. Аким)

Медвежонок. Мне так стыдно! Я больше не буду жадничать! Вот, зайка, твоя морковка!

Зайка. Спасибо! И вам, ребята, спасибо! До свидания!

Логопед. Молодцы, ребята! Ну что, отправляемся дальше?

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Как бы не так! Не пущу я вас никуда!

Дети. Почему?

Баба Яга. А просто так! Из вредности!

Логопед. Баба Яга, мы на ярмарку спешим. Пропусти нас, пожалуйста!

Баба Яга. Нет! (Перечисляет) Я жадная, злая…

Дети вспоминают, что у них есть волшебное зеркало. Показывают его Бабе Яге.

Дети. Ты совсем не такая! Вот смотри!

Баба Яга. Я злая!
Старая!
Уродливая!
Жадная!
Глупая!
И платье у меня грязное!
И нос у меня кривой!
И уши большие!
Я плохая!
Дети. Нет, добрая!
Молодая.
Красивая.
Щедрая.
Умная.
Чистое.
Прямой.
Маленькие.
Хорошая.

Баба Яга. Ну ладно, уговорили! Буду хорошей.

Дети. Теперь пропустишь?

Баба Яга. Нет, не могу! Вы мне помочь должны. Мы тут с Василисой Премудрой соревнование устроили - загадки загадываем. Она все знает! Вы бы мне помогли какую-нибудь новую загадку придумать, а?!

Логопед. Ребята, мы ведь умеем составлять загадки! Волшебный уголек у нас есть. Бабушка Яга, а бумага у тебя найдется?

Баба Яга роется в сундуке и достает рисунки несуществующих вещей, названия которых не знает.

Логопед. Какие необычные вещи! Как они называются?

Баба Яга. Да это мы с Василисой Премудрой немножко поколдовали. Таких вещей не бывает, поэтому и названий у них нет.

Логопед.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.

Дети придумывают названия путем соединения двух слов (сковорода и будильник – сковородильник; утюг и пылесос – утюсос; сумка и кастрюля – сумруля; мясорубка и телевизор – мясовизор)

Баба Яга дает детям чистый лист бумаги. Дети решают, о чем будет загадка, подбирают сравнения и зарисовывают загадку.

(Солнце:

  • круглое, как мяч,
  • желтое, как цыпленок,
  • лучистое, как мамина улыбка,
  • теплое, как рукавички,
  • нежное, как мамины руки)

Рис. 1

Баба Яга. Вот спасибо! Я за это помогу вам до ярмарки добраться в один миг. Закрывайте глаза! Раз, два, три!

Звучит музыка (Песня “Это ярмарки краски…” в исполнении В.Леонтьева либо фрагмент мультфильма “Конек Горбунок”, эпизод “Карусели” )

Логопед. Как же здесь интересно! И качели, и карусели! Хотите прокатиться?

Физкультминутка

Мы на карусели сели.
Завертелись карусели.
Все бегом, бегом, бегом,
А потом кругом, кругом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Пересели на качели,
Вверх летели! Вниз летели!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Прямо к облаку несись.
Ой-да, ой-да, ой-да, ух!
Аж захватывает дух!

Дети подходят к плакату с изображением жонглеров.

Логопед. А вот бродячие жонглеры. Что они делают?

Дети. Жонглеры жонглируют мячами.

Логопед. А мы с вами будем жонглировать словами.

Игра с мячом. Логопед называет предмет, дети подбирают слова-действия, перебрасывая друг другу мяч.

Солнце - сияет, светит, греет, лучится, восходит, … .

Небо – синеет, светлеет, голубеет, … .

Весна – идет, наступает, стучится, … .

Облако – плывет, белеет, бежит, … .

Природа – оживает, просыпается, пробуждается, … .

За ширмой появляется Петрушка.

Петрушка.

Тары-бары, растабары!
Есть хорошие товары!
Продаю без барыша,
Зато слава хороша!
Приходи честной народ.
Стоит дядька у ворот,
По дешевке продает!
- Кому, кому иголки?

Логопед. Ребята, кому могут понадобиться иголки?

Дети. Иголки нужны ежам, елям, соснам, портным, кактусам.

Петрушка. А вот шляпки! Кому шляпки?

Дети. Шляпки нужны женщинам, грибам, гвоздям.

(Аналогично проводится работа со словами крыло, ножка, ручка).

Логопед. Очень часто на ярмарках скоморохи давали кукольные представления. Хотите попробовать?

Выбираются актеры. Инсценируется русская народная потешка “Заболел наш петушок”.

Курочки.

Заболел наш петушок,
Золотой наш гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Он и зерен не клюет,
Громких песен не поет.

Бычок.

Явился бычок: “Му”,
А он - молчок.

Овечка.

Прибежала овечка: “Бе”,
А он - ни словечка.

Курица.

Подошла курица: “Ко-ко”.
А он все хмурится.

Все.

Подошел Балда с нашего двора,
Пошептал петушку,
Он запел: “Ку-ка-ре-ку!”.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось! А вот всем на удивление сладкое угощение! (Петрушка угощает детей леденцами).

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, вам понравилось.

Литература:

  1. Т.А. Ткаченко. “Если дошкольник плохо говорит”. Санкт-Петербург, “Акцидент”, 1998 г.
  2. Т.А. Ткаченко. “Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений”. Санкт-Петербург, “Детство-пресс”, 1999 г.
  3. Т.А. Ткаченко. “Альбом дошкольника. Формирование лексико-грамматических представлений” Москва, “Гном и Д”
  4. Н.В. Нищева. “Система логопедической работы в логопедической группе для детей с ОНР”. Санкт-Петербург, “Детство-пресс”, 2001.
  5. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя”. “Союз”, С.-Пб., 1999 г.
  6. О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. “Чего на свете не бывает”. Москва, “Знание”, 1994 г.
  7. Л.Г. Парамонова “Стихи для развития речи. Занимательное путешествие в мир слов”. СПб.: Дельта, 1998 г.
  8. И.С. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей” - СПб.: Дельта, 1997 г.
  9. Е. Карельская. “Поможем Буратино заговорить”, журнал “Дошкольное воспитание” № 8/ 1998 г.
  10. Е. Карельская. “Поможем Буратино заговорить”, журнал “Дошкольное воспитание” № 12/ 1998 г.
  11. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. “АБВГДейка. Азбука первоклассника”. Москва, “Просвещение”, 1995 г.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР
"Я, ты, он, она — вместе дружная страна!" логопедическое развлечение
Логопедическое занятие на тему "Путешествие в Изумрудный город. Звуки р-л"
Занятие по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у мышки Иришки"
Портфолио как форма подготовки педагога дошкольной организации к аттестации
Презентация старшей группы "Ягодка"
| совершенствование | совершенствование системы | лексико | лексика языка | грамматического | грамматическая основа | строя | строев | речи | части речи | старших | порно постарше | дошкольников | развитие дошкольников | онр | онр у детей | занятиях | конспекты занятий | единым | единая россия | игровым | игровые автоматы | сюжетом | сюжет фильма | детский | детский сад | Страничка логопеда | Совершенствование лексико грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР на занятиях с единым игровым сюжетом Детский сад
Направления коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
Интегрированное занятие по лексической теме "Домашние животные". День рождения кота Матроскина
Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников
Развитие мелкой маторики пальцев рук у детей с нарушением речи
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе "Мои любимые игрушки"
Интегрированное занятие (развитие речи + музыка) по теме "Наша Родина — Россия"