Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников


С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для эстетического развития. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Подготовка к занятию:

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для эстетического развития.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые”.

Так театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

“Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место” – утверждал Б.М. Теплов.

Ведь эмоции бывают не только положительные, но и отрицательные. С развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребёнка. Важно, чтобы мотивы были правильными, т.е. имеющими социально-нравственную ценность. В дошкольном возрасте ребёнок получает представления о нормах поведения, во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций. Поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, либо не возможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок.

Для развития основных эмоций у детей, я использую игры:

1.

В огороде сиротливо
пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.

2.

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста?

3.

Мишка пьет горячий чай
и сосёт конфетку.
Не облейся невзначай,
Завяжи салфетку.

4.

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

5.

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка:
На носу вскочила шишка!

6.

У зайчонка – акварели.
Рисовал он две недели,
Волка серого портрет.
Волк пришёл, за ним в обед,
Постоял перед картиной,
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
То ли будет впереди,
Ну, заяц, погоди!

7.

Лягушонок-забияка
Хвать за хвост и тащит рака.
Рак грозит ему клешнёй:
Не шути, малыш, со мной.

Занятие на развитие у детей эмоциональной сферы

“Путешествие в страну Настроений”

Цели:

  • учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
  • развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений, но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.

Игра: “Разные настроения”

  • грустно
  • удивлённо
  • спокойно
  • весело

– Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.

Проводится игра: “Облака”

Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).

– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?

Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (Дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку по жителей волшебной страны.

Игра: “Сочини сказку”

(Начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение).

Провести беседу с детьми по сказке. В конце дети дарят настроения жителям волшебной страны и отправляются дальше.

– Дальше на пути их встречают гномы. Гномы перепутались, поссорились.

Дети предлагают им помочь.

Игра: “Забавные гномы”

(Выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам.)

В благодарность гномы проводят с детьми игру: “Мы делаем вот так”.

  • Когда нам грустно – мы делаем так.
  • Когда мы удивлены – делаем вот так.
  • Когда мы испуганы – мы такие.
  • Когда мы злимся – мы уже другие.
  • Когда мы радуемся – мы делаем так.

Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.

– На пути они встречают матрёшку.

– Дети, матрёшки всегда открываются? Да.

– Попробуем! Открывают первую матрёшку, раздается плач – фонограмма.

– В этой матрешке живёт какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей.)

Открываем вторую матрёшку, раздаются сердитые возгласы – фонограмма.

– А в этой матрёшке какое настроение живёт? (Ответы детей.)

– Какое же настроение живёт в самой маленькой матрешке? Посмотрим (Открывают матрёшку раздаётся звонкий, веселый смех – фонограмма.)

– Какое это настроение? (Ответы детей.)

– Молодцы, вы всё правильно угадали. А какое настроение мы возьмём с собой в детский сад? (Ответы детей.) Дети садятся на облака и отправляются назад.

– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Прект. Организация театральной мастерской в группе ДОУ
Развитие мировоззренческих представлений у детей старшего дошкольного возраста
Программа по ритмической гимнастике для 1 - 2-х классов
Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста
Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Социальная адаптация в процессе игровых тренингов на основе русских народных сказок
| театрализованная | театрализованная деятельность | виды деятельности | Как | средство | народные средства | развития | развитие ребенка | эмоциональный | эмоционально | волевой | эмоционально волевая | сферы | социальная сфера | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально волевой сферы дошкольников Детский сад
Формирование защитного поведения тревожных детей старшего дошкольного возраста
Педагогический совет "Общение воспитателя с родителями вопитанников"
Организация групп кратковременного пребывания в Тунгокоченском районе
Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Интегрированное занятие "Осеннее путешествие" (развитие речи + ознакомление с природой + продуктивная деятельность)
Организация и планирование работы психолога в детском саду