Учимся учиться, или Формирование экологической культуры дошкольника


В связи с возрастающей информационной нагрузкой возникает проблема безопасности психики человека в окружающей его информационной среде. Занимаясь по тетради "Учусь учиться (0-1)" Е.Н. Дзятковской, дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру. У них углубляются и расширяются знания и представления о школе, о взаимосвязи в разнообразии окружающего их мира, о многоэтажности мира, о временных отношениях, об ориентации во времени.

Дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека, потому что в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья, он начинает приобщаться к культуре и общечеловеческим ценностям.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности ребенка [1].

В связи с появлением проблемы, связанной с возрастающей информационной нагрузкой, возникает проблемабезопасности психики человека в окружающей его информационной среде” [2].

Поэтому наше учреждение при подготовке старшего дошкольника к школе ставит перед собой задачу “научить его умению учиться”, то есть научить готовности и способности “регулировать количество и качество потребляемой информации”, “контролировать опасности информационной среды, обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности в ней, оптимально реализовывать возможности своего мозга в работе с информацией” [2].

В детском саду реализуется программа “Детство”, а также другие дополнительные и парциальные программы, но мы не можем с помощью этих программ в полной мере выполнить поставленную перед собой задачу, поэтому появилась необходимость в использовании рабочей тетради Е.Н. Дзятковской “Учусь учиться (0-1)” из УМК “Экология учебной деятельности”. Поскольку наше учреждение входит в число ОЭП межрегионального проекта “Экология. Здоровье. Школа”, данная тетрадь проходит в нашем учреждении апробацию.

Попытаемся сравнить содержание программы “Детство” (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.), реализуемой в нашем учреждении, с содержанием программы к рабочей тетради “Учусь учиться” (0-1) (автор – Е.Н.Дзятковская).

Занимаясь по программе “Детство”, дети узнают много нового и интересного через различные занятия, игры и наблюдения. Из своего собственного опыта они знают о том, что сделано руками человека, и видят это (дороги, дома, машины, телевизоры, компьютеры, телефоны) вокруг себя. Они имеют об этом представление, они узнают о том, кто что делает и зачем. Но почему люди смогли это сделать, дети смогут узнать, занимаясь по тетради “Учусь учиться”, и через предварительную подготовку к этим занятиям. Они узнают, почему умелых людей ценили во все времена, что означает “мастер на все руки”, “золотые руки”, “светлая голова”. Занимаясь с детьми, воспитатели подводят их к выводу о том, что школа “учит думать, дружить, взрослеть”.

Занятия по программе “Детство” дают детям знания о школе, школьниках, учителе, о библиотеке. Перспектива школьного обучения создает особый настрой у детей подготовительной группы. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Развивается интерес к новой социальной позиции “Хочу стать школьником”.

Но, “как правило, дети мало представляют себе, что такое учеба. Некоторые из них считают, что учиться – это получать отметки (в школу ходят за “пятерками”). Некоторые дети думают, что хорошо учиться – это тихо сидеть за партой, внимательно смотреть на учителя, держать сложенные друг с другом руки, при необходимости – поднимать одну руку”[3]

Это говорит о том, что дети, в основном, не знают, зачем нужно идти в школу и чему там учиться. Поэтому в тетради Е.Н. Дзятковской “Учись учиться” (0-1) восполняется этот пробел в знаниях детей о школе. Уже при выполнении первого задания ставится ключевой вопрос “Чему учатся в школе?” Причем, интересно то, что через экологические знания (на примере животных (щенков, котят) дети узнают, что все живые существа обязательно учатся, чтобы жить. Что может случиться, если детеныш плохо усваивает уроки взрослых? Он может не только испугаться, но и погибнуть.

На примере сказочного героя Буратино дошкольники узнают, для чего нужно ходить в школу. Если хорошо знать, для чего ходят в школу, учеба превратится в радость. Поэтому первый раздел тетради называется “Учусь в радость”. Полученные знания закрепляются на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Затем дети обобщают, для чего в школе учат писать, читать, для чего занимаются творчеством, для чего нужно беречь здоровье и т.д.

Воспитатель при обсуждении с детьми вопроса о том, хотелось ли им улучшить мир, в котором они живут, подводит детей к мысли о важности увеличения в мире добра, справедливости, дружбы, взаимопомощи, заботы о здоровье природы, родных и близких людей. Для этого нужно научиться многое делать, стремиться быть лучше, показывать пример другим. “Чтобы сбылись желания, надо многому научиться: думать, красиво говорить, культурно общаться, быть здоровым, уметь заботиться о природе и своих ближних, готовить пищу; читать, оказывать помощь больному, водить машину, выращивать цветы, говорить на разных языках и т. д. Всему этому может научить школа” [3]. Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что школа учит быть здоровым и успешным в жизни.

Занимаясь дальше, дети узнают, зачем нужны знания (для того, чтобы научиться думать, грамотно выражать свои мысли, трудиться, что учеба – это большой труд, что упорство и трудолюбие наблюдается даже у животных (поиск пищи). Для того чтобы получать знания, не нужно быть ленивым и не надо стесняться задавать вопросы [3].

В программе “Детство” в связи с обсуждением данного вопроса ставится задача: проявлять настойчивость, преодолевать страх и неуверенность в себе.

Второй раздел программы “Учусь учиться” Е.Н. Дзятковской ставит задачу обучения детей экологическому мышлению. Дети, выполняя задания, знакомятся с новым понятием “разнообразие”, учатся понимать, что разнообразие – это красота и здоровье.

Все, что входит в понятие “разнообразие окружающего мира” составляет содержание образовательной программы ДОУ. Но во время занятий по тетради детям дается возможность сравнить однообразие и разнообразие, отвечать на вопросы по этим вопросам, строить монолог. Дети задумываются над вопросом: “А что будет, если разнообразие исчезнет?” и начинают осознавать, что тогда будет тоскливо и скучно, люди и природа заболеют.

Развитие экологического мышления детей происходит и тогда, когда они учатся понимать взаимосвязь в разнообразии окружающего их мира. Это можно представить в виде игры: дети встают в круг, берутся за руки. Если кто-то потянет, все приходят в движение. Таким образом, дети учатся находить такие связи и изучать их.

Огромное разнообразие живой и неживой природы, рукотворных объектов, людей разного возраста, разных профессий – все это находится в пространстве, окружающем каждого из нас. И впервые ознакомление с этим происходит у каждого ребенка у него дома, в его семье, в детском саду и в том поселке или городе, где он живет. Интересное, увлекательное, удивительное может быть рядом. Наблюдая за всем этим, слушая рассказы родителей и воспитателей о родном крае, о тайнах, которые еще не разгаданы, о потаенных уголках природы, необыкновенных людях, живущих рядом, дети учатся сравнивать, выделять признаки и называть их. Дети учатся находить слова-синонимы: “маленький – крохотный, махонький, мелкий, небольшой, мизерный, микроскопический, малюсенький, миниатюрный; большой – громадный, огромный, гигантский, громоздкий, высокий…; близко – недалеко, рядом, при, подле, около…” и т.д. Тем самым они учатся ориентироваться в семантике слов с пространственным смыслом и расширяют свой словарный запас. Полученные детьми знания и умения учат их быть исследователями и любить свой край, свою Родину.

Интересно то, что обучение детей ориентировке в пространстве в рабочей тетради представлено на экологических примерах, на уроках природы. Например, движение листьев растений по отношению к свету, полет пчелы к улью, движение рыбы в воде и т.д.

Дети познают, что все живые существа с детства учатся ориентироваться в пространстве. Способность растений и животных ориентироваться в пространстве необходима для выживания. Людям тоже необходимы ежедневные тренировки. Дети узнают важность этого, отвечая на вопросы “Зачем?” и “Почему полезны игры в прятки, с мячом, складывание мозаики?” (Чтобы быстро читать, красиво писать, научиться считать, то есть для безопасности и здоровья).

Впервые дети через программу “Учусь учиться” получают знания о многоэтажности мира. На самом верхнем этаже – ледяной космос и обжигающее солнце, жизни нет, ниже – атмосфера, еще ниже – земля, в углублениях земли – вода, под землей – насекомые, кроты, черви. Внутри земли очень жарко, поэтому жизни нет. Дети уже знают из просмотра передач по телевидению и рассказов из книг о том, что в космосе летают космические корабли с людьми и без людей; в воздухе (атмосфере) летают самолеты и птицы, о том, что в воде есть жизнь.

Но оказывается, что жизнь есть только рядом с поверхностью Земли. И если условия на Земле изменятся в худшую сторону, жизнь может погибнуть. Поэтому землю, воздух, воду надо беречь от загрязнения, чтобы живые существа и человек не пострадали.

В дальнейшем понятие “разнообразие” расширяется разнообразием форм, цвета, звуков. Дети учатся отвечать на вопросы:

– о многообразии цвета: “Почему окружающий мир многоцветный?”, “К чему приводит незнание цвета в природе?”, “Зачем цвет человеку?” (цветное телевидение, красивая одежда, сигналы светофора), “Как изменился бы мир, если бы исчез цвет?”
– о многообразии звуков (природных, технических, человеческих, музыкальных): “Зачем нужны звуки?”, “Что было бы, если бы не было звуков? Для чего важно различать звуки?”. Дети вместе с воспитателем делают вывод: различение звуков важно для здоровья и безопасности.

Родителям, воспитателям, музыкальным руководителям необходимо обратить внимание на детей, затрудняющихся в воспроизведении ритма, т.к. у них могут быть разнообразные проблемы как логопедического, так и психоневрологического характера.

Специальные занятия подводят детей к выводу, что для здоровья и безопасности, для ориентации в пространстве важно с детства беречь зрение, слух, обоняние (запахи могут быть вредные и полезные, любимые, резкие, ядовитые), что неприятности (травмы, болезни) можно и нужно предупреждать.

Выполняя задания тетради, дети узнают и о разнообразных движениях, которые также необходимы для ориентации в пространстве. Рост – это тоже движение. Природные движения красивы. Движение – основа здоровья. Мы живем в мире разнообразных движений. И опять же задумываемся над вопросами: “Что бывает, когда человек мало двигается? Как не допустить плохой осанки? Как нужно развивать движения?” (ежедневно тренируясь).

В дальнейшем происходит расширение знаний детей о временных отношениях, об ориентации во времени, ознакомление с понятиями (раньше, позже) (“Что было раньше, что будет позже? Кто кем был раньше, кто кем будет в будущем?”).

Детям предлагается сыграть сказку наоборот (например, по сказке “Репка” – начать с того, как вытянули репку, а закончить – как посадили). Дети понимают, что это трудно сделать, поэтому делают вывод, что время нельзя повернуть назад, что проведенное впустую время уже никогда не вернуть, что время надо беречь.

Занимаясь по третьему разделу тетради “Учусь учиться”, дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру. Прежде всего, дети учатся быть взрослыми. Каждый ребенок мечтает быстрее вырасти, стать взрослым. В беседе дети обсуждают, а хорошо ли быть взрослым. У взрослых много обязанностей. Взрослый не тот, кто большой по росту. Взрослый – это большая ответственность. Взрослый делает не то, что хочется, а то, что необходимо. Для этого нужно тренировать свою волю, делать над собой усилия.

Дети начинают понимать, что они тоже, как и взрослые, что-то могут делать, чтобы помочь себе, людям, природе. Дети учатся, как сохранить разнообразие окружающего мира, познавая азы экологической культуры: забота о здоровье природы и здоровье человека, а также экономное расходование всего, что сделано из природы. Дети узнают о зависимости здоровья человека и здоровья природы, о правилах экологической культуры (“Забочусь о чистоте дома, территории около дома. Бросаю мусор только в специально отведенные места. Защищаю животных. Ухаживаю за растениями. Помогаю слабым”).

Важно то, что не только взрослые создают правильные условия для жизни, здоровья, учебы детей, но они сами учатся осознанию того, что удобная мебель, хорошая освещенность, чередование занятий и прогулок будет влиять на сохранение их здоровья, то есть учатся устанавливать связи условий учебы и здоровья.

Экономия природных богатств, которых уже немного, – еще одна деятельность “как у взрослых”. Дети узнают, зачем и как экономить воду, электричество, изучая правила Крота, Водяного, Крысы.

В дальнейшем дети учатся общаться: действовать вместе, договариваться с другими детьми, оценивать свое поведение. Почему только вместе? Да потому, что вместе можно легко и быстро очистить лес от мусора, посадить деревья и цветы. Сказочный герой кот Леопольд утверждает: “Ребята, давайте жить дружно!”. А почему надо быть дружными? Оказывается, от того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье природы и людей.

Дети в процессе работы с тетрадями Е.Н. Дзятковской учатся общаться, договариваться друг с другом, девочки с мальчиками. Это также нужно для хорошего здоровья: дарить друг другу радость, от сердца, от всей души.

На занятии “Я особенный, или мои секреты успеха” важно с детьми подчеркнуть мысль о том, что у каждого есть что-то хорошее. В то же время ребенок должен оценить себя: А каких качеств еще не хватает? Какие еще качества он хочет в себе развить?

А зачем нужно внимание? Проверь свое внимание. А какую роль играет внимание в жизни животных? Были ли случаи, когда внимание подводило вас? На эти и другие вопросы отвечают дети в дальнейшем, делая вывод: “я могу управлять собой или не очень, но я буду тренироваться.”

Продолжая заниматься по тетради, дети узнают, что нужно тренировать еще свою память. Это необходимо для успешной учебы. Если ребенок медлительный, он может помочь себе сам. Черепаха Тортилла предупреждает: “Не суетись!”. Что это значит? Да, все успевать, не торопясь, и выполнять правила:

  1. Нельзя перескакивать с одного места на другое;
  2. Нельзя бросать дело, не закончив его;
  3. Надо выполнять любые дела по порядку.

После обсуждения делаем вывод о том, что каждый человек – способный, может преодолеть трудности. И каждый талантлив по-своему. Неталантливых людей нет.

При этом важно определить ведущую руку – правша или левша. Если ребенок знает, какая у него рука точнее, быстрее, сильнее, ему будет легче учиться.

Формирование умения самопрезентации, самопринятия, самооценки происходит у детей при выполнении заданий на тему: “Помоги себе сам”.

Четвертый, последний раздел тетради “Учусь действовать, или мои экологические проекты” учит детей применять свои знания на практике. Выполняя рисунок-проект “Мой добрый поселок” и играя в сюжетно– ролевую игру “Отдых в лесу”, дети учатся создавать условия безопасной жизни для человека и для природы, чтобы они были здоровыми. Они начинают понимать, что от них зависит, будет ли наш поселок и лес вокруг него красивее, добрее, здоровее, что они сами могут сделать наш мир красивым, здоровым и безопасным для природы и людей.

Таким образом, при сравнении программы “Детство” и программы к рабочей тетради “Учусь учиться (0-1)” Е.Н. Дзятковской можно отметить обновление содержания дошкольного образования последней из программ за счет углубления и расширения знаний и представлений детей о школе, о взаимосвязи в разнообразии окружающего их мира, о многоэтажности мира, о временных отношениях, об ориентации во времени и т.д. В процессе работы по программе к рабочей тетради “Учусь учиться (0-1)” Е.Н. Дзятковской дети учатся управлять собой и осваивать экологическую культуру.

Литература:

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С. 244.
  2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Информационно-психологическая безопасность школьников и ее обеспечение в учебном процессе. Электронная версия.
  3. Дзятковская Е.Н. Программа к УМК “Учусь учиться (0-1)” (предшкольная подготовка).
  4. Дзятковская Е.Н. Рабочая тетрадь “Учусь учиться (0-1)”.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Обследование состояния фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза
Организация совместной работы логопеда и родителей по подготовке к обучению грамоте детей логопедической группы
Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях
Речевое и познавательное развитие дошкольников средствами мультимедиа
Дети – творчество – театр
Дифференциация звуков [к-т-г-д]
| учимся | учащаяся школы | учиться | или | формирование | формирование культуры | экологической | экологические проблемы | физическая культура | дошкольника | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Учимся учиться или Формирование экологической культуры дошкольника Детский сад
Экологическое воспитание в ДОУ
Влияние средств арт-терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
Совместная деятельность педагогов с детьми "Право людей-инвалидов на особое к ним отношение" в подготовительной логопедической группе
Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты
Обучение грамоте "Звуки [м]–[м'] и буква "М"
Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Профессии людей. Инструменты"